Заглавие как средство связи предложений в тексте.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Тема урока : Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Класс :8 Б
Тип урока : открытие новых знаний.
Цель : продолжить знакомство с основными средствами связи предложений в тексте.
Планируемые результаты:
- познавательные – дети научатся устанавливать причинно-следственные связи между заглавием и текстом произведения или сочинения;
- искать и выделять необходимую информацию на примерах предложенных текстов.
- регулятивные – самостоятельно формулировать цель, проблему, тему урока;
- коммуникативные – формулировать высказывание по предложенному вопросу; обосновывать свою точку зрения; инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
предметные – выявлять и интерпретировать связь заглавия с последующим текстом,
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера.
На уроке я буду предлагать учащимся для анализа тексты различных авторов с заглавием и без него, мы будем приходить к выводам о связи заглавия с последующим текстом, узнаем, что такое композиционный стык, построим собственный текст на основе полученной в ходе урока информации.
В конце урока дети оценят самостоятельно свою работу , и каждый определит для себя индивидуальное домашнее задание, вытекающее из этапов проведенного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок развития речи, 8 класс | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Заглавие как средство связи предложений в тексте.
Учитель: Бобровник Ольга Владимировна
Урок русского языка (развитие речи) в 8 классе.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель (для учителя):
- продолжить знакомство с основными средствами связи предложений в тексте.
Задачи:
учащиеся
- убеждаются в том, что заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте;
- открывают для себя средство синтаксической выразительности – композиционный стык;
- учатся составлять тексты с использованием средств выразительности речи;
Планируемые результаты:
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания;
оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- познавательные – структурировать собственные знания;
устанавливать причинно-следственные связи между заглавием и текстом произведения или сочинения;
поиск и выделение необходимой информации на примерах предложенных текстов.
- регулятивные – самостоятельно формулировать цель, проблему, тему урока;
- коммуникативные – формулировать высказывание по предложенному вопросу; обосновывать свою точку зрения;
инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
- предметные – выявлять и интерпретировать связь заглавия с последующим текстом, определятьсвоё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.
Оснащение урока:
Рабочий лист, мультимедийная презентация, листы самооценки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат | ||
1.Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | Слайд 1 Магазины. Церковь. Сквер. -О чем это я? А если так: Слайд 2 Вид из окна Магазины. Церковь. Сквер. Как видим, появилось заглавие – появился текст. Слова перестали быть набором слов, обрели смысл. Какова же тема сегодняшнего урока? Выскажите предположения. А точнее? Запишите тему в Рабочий лист. - Какой вывод можно сделать после работы с данными словами? - Чем они являются без заглавия и чем после его появления? Слайд 3 Маленький городок. (К.Ваншенкин) О чем это стихотворение? Слайд 4 А если так? Расставание. Маленький городок. (К.Ваншенкин) Понаблюдайте, как при этом меняется восприятие стихотворных строк. Сделайте вывод. | Слушают, воспринимают, отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему в Рабочий лист Слушают, читают, воспринимают. Думают, анализируют. | Абсолютно непонятно, о чем выговорите, что имеете в виду. Это набор отдельных слов, не несущих информации. Появилось заглавие и все встало на свои места. Мы теперь понимаем, что изначально имелось в виду. Тема урока связана с заглавием и его ролью. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Вывод 1: Заглавие – один из важнейших признаков текста. Это описание какого-то места. Это пейзаж. Это картина. Содержание стиха после появления заглавия полностью изменилось. Теперь мы даже читаем его иначе с грустью и тоскою. Картина, написанная Константином Ваншенкиным приобрела иной смысл. Вывод 2: Заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте. | ||
Над какой же проблемой мы будем сегодня работать? Верно, нас интересует вопрос, как заглавие связано с последующим текстом, как оно влияет на него и что несет в себе. | Думают и отвечают. | Перед нами проблема: установить, как заглавие связано с текстом. | |||
Какова наша цель? Раскрыть установленную проблему. | Версии уч-ся по цели урока: - Доказать, что заглавие и текст, соприкасаясь, обогащают друг друга. - Рассмотреть примеры соответствия заглавий последующим текстам. - Узнать, как изменяется понимание текста после прочтения заглавия или после его отсутствия. | ||||
3.Включение системы знаний в учебную деятельность. | Слайд 5
- Прочитайте текст, в котором опущено заглавие. - Понятен ли он вам? - О каких цветах в нём говорится? - Какие мелкие цветы розоватого оттенка вы знаете? | Читают, думают. |
- Это может быть любой лесной цветок , маленький, розоватого оттенка. Нет конкретики. - Лютик, левзея, герань, душица, ветреница, саранка, мальва, иван-чай, горицвет и т.д. Вывод: без заглавия нет ясности, о каком цветке идет речь. | ||
Слайд 6
- Попробуйте опустить в стихотворении заглавие: будет ли оно понятным? Далее работаем в парах. - В Рабочих листах найдите стихотворение Ивана Бунина, внимательно его прочитайте и озаглавьте. | Читают, думают, отвечают. Читают, думают, работают в парах, обсуждают, отвечают. | Стихотворение становится абсолютно непонятным. | |||
5.Актуализация знаний и новое учебное действие. | Подведем итог работы в парах. А у Ивана Бунина так: Слайд 7 Молодость В сухом лесу стреляет длинный кнут, И ходят дождевые облака, Иван Бунин Слово «молодость» ни разу не употреблено в тексте. Тем не менее, содержание его говорит именно об этой поре в жизни человека. Почему? По каким признакам можно установить это? - Прочитайте одну из миниатюр М. М. Пришвина. - Проследите, какую роль в организации этого текста играют его заглавие и родовидовые слова. Слайд 8
Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый. Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается. | От пары один отвечающий. Остальные либо соглашаются с ответом, либо дополняют его. Читают и делают вывод. | Варианты ответов могут быть разными, трудно предугадать, куда пойдет мысль учеников, поскольку без названия совершенно невозможно уловить мысль автора. Только в молодости слух и зрение обострены до предела. Тайная радость – от предвкушения чего-то нового, неизведанного. Жизнь представляется чистым пустым листом, в который человек впишет дальнейшие свои поступки и события жизни. Вывод 3: Роль первого предложения, организующего текст, может играть его заглавие. | ||
6.Представление продукта проектной деятельности, выполненного заранее. 7.Открытие нового знания | Дополним урок мини-проектами, подготовленными заранее. Люди. Люди, Сбрасывают их со счёта. Не по людям их работа! Л. Мартынов
Слайд 9 - 22 СТАРАЯ АЗБУКА - Чья судьба или чьи судьбы вам вспомнились при чтении этого стихотворения? Кому бы вам хотелось сейчас сказать слова сочувствия и поддержки, чем-то помочь? Почему стихотворение названо «Старая азбука»? Слайд 23 Прочитайте отрывок из рассказа Н. Н. Сладкова, озаглавьте его. Какую особенность построения текста вы заметили? На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. Это явление называется композиционным стыком. Смотрите запись в Рабочем листе. | Один ученик читает наизусть выученное стихотворение, другой – анализирует его в контексте темы урока. Слушают второе выступление одноклассников, выполнивших мини-проект. Читают, озаглавливают, находят особенность в построении текста. | Стихотворение называется «Люди». И первое слово в нем звучит так же, то есть оно тесно связано с содержанием и определяет его основную мысль. Оно повторяется шесть раз, но это оправдано композицией стиха. Здесь три части и вывод из сказанного. Автор использует лексический повтор и синтаксический параллелизм: шестикратно повторяется слово «люди», и каждая часть начинается предложением, построенным по одной схеме. Можно выстроить пару смысловых цепочек: люди мало просят – мало знают – мало верят – незаметны. И вторая : много дают – много выносят - все чувствуют - много значат. Таким образом, делаем вывод: стихотворение называется «Люди», в нем дается оценка человека как личности, как воплощения морали и интеллекта. Стихотворение называется «Старая азбука». На первый взгляд, заглавие ничего общего не имеет с содержанием. Автор не говорит ни о школе, ни об обучении грамоте, нет ни слова о чтении. Что ни строчка – то иллюстрация деятельности человека. Вдумаемся, какое переносное значение имеет слово АЗБУКА ? Это же начало всех начал. Не зная азбуки, не прочитаешь ни строчки. То есть азбука – это начало начал, прописная истина. Стихотворение построено на анафоре: в начале строк повторяется слово ТАК и союз А. Концовка стихотворения печальна. В ней я вижу лексический повтор СЫНА, СЫНА. Человек уходит из жизни, близкие печалятся о его уходе, но жизнь не стоит на месте, она продолжается : кто-то месит, кто-то косит , то есть совершает те действия, к которым привык. Наверное, поэтому стихотворение и называется «Старая азбука» Зарянка. Птица. Пение зарянки. Одно предложение в тексте прикрепляется к другому через повтор слова. Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения. | ||
8.Рефлексия. 9. Домашнее задание. 10. Самооценка | По данному началу составьте небольшой (3-4 предложения) текст, снабдив его заглавием и используя композиционный стык. Счастье – это когда тебя понимают… Через три – четыре минуты слушаем написанное, оцениваем. Итак, подведем итоги. Сегодня мы узнали, что заглавие – одно из основных средств связи предложений в тексте. Мы ввели новый термин КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК и апробировали его на практике. Найди домашнее задание. - Каждый этап урока нёс в себе задачу, связанную с подготовкой к следующему уроку. Поделитесь со мной, какие задания вы нашли Исходя из работы на уроке, учащиеся сами определяют для себя домашнее задание с учетом способностей и интересов. На ваших столах лежат листы самооценки. Пожалуйста, оцените своё участие в уроке. | Пишут в Рабочих листах Читают. Оценивают. Предлагают варианты найденного домашнего задания. Оценивают свою работу по листам самооценки. | -Я найду стихотворение, которое без названия потеряет ясность. - Я найду прозаический текст и попрошу класс озаглавить его. - Я напишу пейзажную миниатюру с использованием композиционного стыка. - Я найду стихотворение, подобное Бунинскому: в нем не прозвучит понятие, заявленное в названии, но по смыслу можно будет установить, о чем хотел сказать автор. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства связи предложений в тексте
Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя....
Средства связи предложений в тексте
Материал поможет при подготовке к ГИА, а именно: при написании сжатого изложения...
11 класс. Тест. Средства связи предложений в тексте.
Данный тест поможет одиннадцатиклассникам в рамках подготовки к ЕГЭ проверить свои знания по теме "Средства связи предложений в тексте"....
Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...
Презентация к уроку "Средства связи предложений в тексте"
Данные материалы основаны на УМК под редакцией Е.Быстровой...
Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )
В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация
Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...