Урок русского языка по теме: "Текст". 5 класс.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Текст "Олимпийские игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_5_klass.docx | 20.73 КБ |
tekst_5_klass.ppt | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Текст». 5 класс.
Цели урока:
1) формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;
2) развитие речи, словесно-логического, наглядно-образного мышления;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня нам предстоит не только изучить новую тему по русскому языку, но и сделать несколько открытий. Вы будете учёными-историками, которые связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
II. Работа по теме урока:
1.Тема нашего урока « Текст» слайд №1(запись даты и темы в тетрадь).
Возникает вопрос: «А что такое текст?» (проблемный вопрос записан на доске). Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.
2. Повторение понятия текста
Задание: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.
Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Они проводятся каждые четыре года. Олимпийские игры делятся на зимние и летние.
Олимпиада — крупнейшие международные спортивные соревнования. Я смотрю телевизор. Российские волейболисты в 2012 году стали главными героями Олимпиады. Мама купит мне мячик.
Работа по учебнику (определение).
3. Теоретическая часть. (учащимся выдаются карточки -теория по теме).
Текст – это ряд предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.
В тексте предложения связаны, во-первых, общей темой. Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте.
В тексте предложения связаны, во-вторых, основной мыслью. Основная мысль – это то главное, то хотел сказать автор текста.
Коллективная работа по карточкам с подробным комментированием.
Основные признаки текста:
1) Единство_________________________________________ .
2) Наличие __________________________________________ .
3) Определённый ________________ предложений.
4) ___________________________________________ предложений в тексте.
5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос ______ или_______ говорится в тексте.
Результат:
Основные признаки текста:
1) Единство темы текста.
2) Наличие основной мысли текста.
3) Определённый порядок предложений.
4) Смысловая и грамматическая часть предложений в тексте.
5) Чтобы определить тему текста, следует задать вопрос о ком? или о чём? говорится в тексте.
4. Слайд №2. Актуализация полученных знаний.
Задание: послушайте сообщение, что такое красная строка, зачем она нужна. Слайд №3.
Индивидуальное задание: сообщение ученика (цы) о красной строке.
Примерное сообщение: (ученик может подготовиться как самостоятельно, так и с учителем).
Книги на Руси начали печатать более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь вы видите в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки.
Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть.
Абзац в первоначальном значении своем — то же, что и красная строка.
Слайды № 4,5,6,7.
5. Физминутка.
«Разминка».
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Раз, два, три.
Головою три кивка
Раз, два, три.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Практическая итоговая часть. Слово учителя (см.орг.момент-связка).
Задание:
- Прочитайте текст (по цепочке);
Олимпийские игры.
Олимпийские игры пришли к нам из глубокой древности.
Считается, что первые игры проводились в 776 году до нашей эры в греческом городе Олимпии на берегу реки Алфей. Они проводились один раз в четыре года .
В состязаниях могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабов и женщин к соревнованиям не допускали. Участники Игр должны были, готовясь к выступлениям, 10 месяцев тренироваться вне Олимпии, затем 1—2 месяца в Олимпии.
На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался.
Греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья, диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах.
Перед состязаниями каждый атлет давал клятву соблюдать правила честной спортивной борьбы.
Более 11 веков в Олимпии проводились общегреческие игры.
Победителя встречал весь город. В городской стене делали пролом, куда на колеснице въезжал победитель, пролом в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда его не покидала.
В 394 г. н. э. Римский император Феодосий 1 издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр.
Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов.
Возобновились игры в 1896 году в Греции. В их возрождении большую роль сыграл французский общественный деятель Пьер де Кубертен.
Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов планеты.
- Докажите, что это текст;
- Определите тему текста;
- Проанализируйте заголовок. Как бы вы назвали этот текст?
- В тексте выделено несколько красных строк. Как мы их называем?
Развитие речи: учащимся предлагается по слайдам пересказать текст. Презентация №2 (слайды 1-7).
V. Итог урока.
Ребята, мы с вами в начале урока поставили две цели: первая- узнать, что такое текст, вторая- попробовать себя в роли учёных-историков.
Как вы думаете у нас всё получилось?
Тест.
1.Текст – это:
а) группа слов, связанных по смыслу и грамматически;
б) отдельные предложения;
в) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
2. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) заглавие и части;
в) только части.
3. По заглавию можно определить:
а) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.
4. Части текста должны располагаться в таком порядке:
а) основная, концовка, вводная;
б) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
а) да;
б) нет.
VI. Домашнеее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Цель деятельности учителяУглубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.Тип урокаУрок развития речи, «от...
Контрольная работа по русскому языку по теме «Текст и его особенности» 6 класс
Контрольная работа проводится на уроке русского языка в 6 классе после изучения темы "Текст и его особенности" с целью определения уровня сформированности умения анализировать текст....
Презентация к уроку русского языка по теме "Текст" в 10 классе
Презентация может быть использована на уроках по русскому языку по теме"Текст"...
Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса по теме: "Текст"
Разработка урока грамотного чтения публицистического и художественного текстов, объединённых одной темой. Урок для учащихся 6 класса....
Материал для урока русского языка по теме "Текст"
На слайдах презентации изложен теоретический материал по теме. Кроме этого, есть типичные тренировочные упражнения...