Креативность. Творческая одаренность ребенка.
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
КРЕАТИВНОСТЬ. ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА.
Творческая составляющая личности любого ребёнка очень важна для его гармоничного развития. Период становления личности это детство и сущность подхода к личности ребёнка в признании уникальности и неповторимости каждого, создания условий для его максимального развития на основе всестороннего педагогического анализа успехов, достижений и проблем ребёнка. Основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной принимать нестандартные решения, создавать и воплощать замыслы, характеризующиеся новизной.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Одаренность – это результат природных задатков и социальной среды (игровой, учебной, трудовой), в которой проявляется деятельность ребенка.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства, педагогов, родителей и детей. Существует проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию. Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Нужно поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.
Оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей позволяют предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить интерес в творческой деятельности, освоить разнообразные образовательные направления. Работа с одаренными и талантливыми детьми показывает, что наиболее важными проблемами являются способы выявления, развития и социальной реализации.
Гибкая система организации обучения в системе дополнительного образования способствует сохранению высокого уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и в тоже время, включение в социально полезную деятельность.
Образовательные программы для детей в дополнительном образовании имеют разные направления деятельности, они обязательно предусматривают развитие творческих способностей, а также создают условия по выявлению и развитию одаренных детей.
Особенностью программы «Театрально-игровая сказкотерапия» является развивающа - терапевтическая функция, становление здоровосберегающего направления. Обучение детей в малых группах и подгруппах учит их общению друг с другом, помогает не только самим проявить себя творчески в общей практической деятельности, но и поддержать, помочь показать свою индивидуальную выдумку. Формирование творческого потенциала предполагает органическое единство стандартных, новаторских, креативных элементов.
Занятия строятся по принципам: систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к каждому ребёнку, наглядности, развития творческой индивидуальности.
Основными принципами образовательной программы являются: принцип культуросообразности, основанный на накопленном человеческом опыте, преемственности, дифферинцированности (анализа индивидуального подхода к ребёнку исходя из индивидуальных личностных особенностей обучаемости, опыта творческой деятельности), сотрудничества детей и взрослых в области творческой и образовательной деятельности, успешности (создание учащимся таких образовательных условий, при которых максимально проявляются личностные и творческие способности).
Как определяется творчество? Рассмотрим различные подходы к характеристике творчества и особо остановимся на понимании креативности и связанных с этой категорией понятий. В научной литературе выделяются следующие основные критерии творчества:
оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта;
вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
В данном случае творчество понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать творчество как явление развивающиеся.
Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер типа деятельности по сравнению с ранним детством. Творческое начало проявляется в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Воображение детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности.
Другой взгляд на творчество, утверждает, что центральным компонентом творчества является познавательная активность и творчество обеспечивается развивающимся воображением.
Центральным компонентом креативности детей является их способность к воображению, и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения. С развитием воображения, которое имеет особую форму, вид, особую форму имеет и креативность ребенка, поэтому мы обращаемся к этой характеристике.
Креативность – это характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству. Чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез. Делая вывод, можно сказать, что креативность связанна с развитием личности и интеллекта.
Игра может быть рассмотрена как средство развития творческих способностей, а ее организация для развития творчества – как необходимое условие креативности ребенка. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, которое и составляют игры. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Важнейший результат игры - глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим ее процессом. Роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.
Педагог должен руководить игрой детей только косвенными методами, не разрушая инициативу и свободу выбора ребенка. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такой педагог для детей советчик, к нему дети обращаются за советом и помощью. Для снятия эмоционального напряжения у детей педагогом используется: 1) метод мозгового штурма, который можно провести во время игры - занятия; 2) метод гирлянд.
В результате отмечаем, что дети действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Активные дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы деятельности, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей.
Таким образом, делаем заключение, что развитие креативности в игре возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку.
Мы проследили влияние игры как особый вид деятельности на развитие творчества у детей. Но развитие креативности, как показал наш анализ игры, отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего - определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка, возможности развития в ребёнке творческого потенциала, ориентация на успешность в совместной творческой деятельности.
Развитие игры и развитие творческих способностей ребенка находится в зависимости и в связи. Поэтому важно, развивая игру, обеспечить развитие креативности в ней. Развивая креативность у детей, мы способствуем развитию одаренной личности.
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. У творчески одаренных детей должны быть творческие родители, способные создать атмосферу, где таланту каждого из детей нашлось бы достойное место, и каждый был бы рад достойному вкладу другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
«Одаренному ребенку---одаренный педагог». Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва. Эпиграфом своего педа...
Роль учителя и школы в становлении творчески одаренного ребенка
Эта статья содержат рассуждения о сопровождении творчески одаренного ребенка, об отличии академической и творческой детской одаренности, об опыте работы с творчески одаренными детьми в ГБОУ школе № 60...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Данная статья - это размышления о судьбе творчески одаренных учеников, а также педагогический опыт сопровождения подобных детей в условиях современной школы....
Одаренность. Одаренный ребенок-кто он?
Презентация к выступлению на МО "Работа с одаренными детьми в УДОД"...
Доклад «Роль шахмат на развитие креативности у одаренных детей»
Опыт развития креативности у детей посредством игры в шахматы...
Программа для одаренного ребенка общеобразовательной школы "Вокально-творческое развитие школьника"
Данный курс предназначен для углубленного изучения учеником вокального искусства. Содержание программы направленно в первую очередь на то, чтобы ученик пришел к пению, как к естественному моменту в св...
«Мотивация-учитель+ интеллект-родитель+ креативность-ученик» = одаренность». Выступление на конференции
По мнению современных учёных, около 20% сегодняшних школьников – это дети с так называемой скрытой и проблемной одарённостью, основные признаки проявления которых мы часто принимаем за детские проблем...