Роль учителя и школы в становлении творчески одаренного ребенка
статья по теме
Эта статья содержат рассуждения о сопровождении творчески одаренного ребенка,
об отличии академической и творческой детской одаренности,
об опыте работы с творчески одаренными детьми в ГБОУ школе № 605
с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_12.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Заглавие статьи:
«Роль учителя и школы в становлении творчески одаренного ребенка»
2. Белякова Марина Михайловна
3. ГОУ школа № 605 Выборгского района Санкт-Петербурга,
учитель русского языка и литературы,
«Почетный работник общего образования Российской Федерации»
4. Контактный телефон: 8-911-213-86-11,
233-32-78
5. marina.belyakova.1964@mail.ru
1
Сегодня не все помнят о Нике Турбиной (1974—2002) , гениальной девочке, которая в 9 лет была знаменита на весь Советский Союз. Тогда её называли «эмоциональным взрывом», «поэтическим Моцартом», даже сравнивали с А.С.Пушкиным. В 4 года она диктовала матери стихи, и ее талант приводил родных в шок. Девятилетняя Ника Турбина была на пике популярности. На международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля» в Венеции ей был присуждён главный приз — «Золотой лев». Как сейчас сказали бы: «Звезда мирового уровня». О ней снимали фильмы, делали радиопередачи, с нею работали психологи, профессора медицины, экстрасенсы и поэты, и все поражались ее одаренности. Евгений Евтушенко
принял участие в судьбе Ники Турбиной, и книга стихов девочки под названием «Черновик»
с предисловием знаменитого поэта разошлась фантастическим тиражом в 30 тысяч экземпляров. Однако когда Нике исполнилось 13 лет, о ней вдруг начали забывать.
И поэзия отвернулась от нее, отставив ребенка наедине с роковыми вопросами, которые
уже задавала не литература, а жизнь. Девочка, стремительно ворвавшаяся в большую литературу, вдруг перестала писать стихи, вернее, писала, но совсем иного качества, не понимая, что же произошло. Судьба Ники оказалась трагической и трудной, как и её характер. Девушка погибла, по нелепой случайности выпав из окна своей квартиры.
Она прожила всего 27 лет.
Счастливых ли? А может, не стоило поднимать шумиху вокруг ее имени, и тогда Ника Турбина прожила бы обычную жизнь обычного человека? Или при любом стечении обстоятельств все сложилось бы трагически, потому что она родилась поэтом?
Вопросы…. Так много неразрешимых вопросов, связанных с судьбой одаренных детей, которые я назвала бы «проклятыми». Генрих Гейне призывал «на проклятые вопросы давать ответы … прямые», но прямых и точных ответов у меня еще нет, ведь творчество – сфера духовная, с элементами мистики, подчас совсем необъяснимая. И душа творчески одаренного ребенка как хрустальный сосуд, который при неловком обращении легко разбивается. Но как же тогда работать с такими детьми, чтобы не навредить им? Нужно ли взращивать прежде времени их таланты, помогать их становлению или душеполезней,
когда творчество само подаст личности знак, что уже готово выйти на сцену? И можно ли согласиться с мыслью, что « таланту надо помогать, а бездарности пробьются сами»?
И все-таки рискну ответить. Творчески одаренного ребенка, безусловно, надо поддерживать в восхождении к данному ему таланту, но не забывая о том, что
такое подлинное творчество и каково истинное назначение творческой личности. Об этом замечательно сказал Борис Леонидович Пастернак:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И здесь кончается искусство,
И дышит почва и судьба.
Поэтому категорически нельзя играть с ребенком в творчество, так как это небезопасно для неокрепшей души. Творчество – тяжелый труд, а не театральное действо, где взрослые имитируют свою заботу о восходящем гении от искусства или науки, на самом деле проявляя любопытство и не желая понять, что одаренному ребенку нужна от взрослых наставников всего лишь СОПРИЧАСТНОСТЬ его судьбе, а остальное он сделает сам, когда придет его время. Исказить понимание сути творчества у ребенка может и раннее признание, и громкий успех, если наставник не подготовит подопечного к этим реалиям заранее. И все же главным творческим заданием для человека остается непосредственное творение собственной жизни, чему , собственно, и должна помогать, а не мешать одаренность, чему должны помогать родители и учителя. Но это в идеале, а в жизни, к сожалению, случается как раз наоборот.
Творчество не «отражает» жизнь, а само является высшим ее проявлением. Творчество является и одним из способов познания, и без глубокой и прочной духовной базы оно невозможно, а часто заведомо приводит одаренного человека к трагедии. Я солидарна с позицией М.И Цветаевой, которая помогает спрогнозировать судьбу одаренного человека: «Все уроки, которые мы извлекаем из искусства, мы в него влагаем… Все искусство — одна данность ответа». Так случилось и с Никой Турбиной. Неосторожное обращение взрослых
с ее даром повлекло за собой все те уроки, которые она получала уже в одиночестве и
с которыми справиться не смогла.
Роль учителя и школы в становлении творчески одаренного ребенка - вот проблема, на которой я хотела бы остановиться в своей статье.
Творческая одаренность - прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная духовная и эмоциональная жизнь, а не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание для обладателей подобным Даром, для учителей и для родителей. Мои выпускники Елесин Алексей и Ионочкин Константин, создавшие, еще учась в школе, популярную в России рок-группу «Война поэтов», в одной из своих песен (альбом «Минута полета») отразили мысль, которая, как мне кажется, является стрежневой в понимании роли взрослого, сопровождающего талантливого ребенка:
…ведь я не просил
Этих крыл
За спиной.
Я не хотел,
Но полетел –
Летим за мной.
Вот и получается, что общение талантливым ребенком должно стать «минутой полета», а учитель должен услышать этот призыв ребенка: «Летим за мной». Да, это сложно, но выполнимо и возможно при усилии взрослого, потому что иначе крылья за спиной, которых ребенок не просил, станут для него тяжкой обузой, и он разобьется.
2.
Когда в моей педагогической деятельности случаются встречи с талантливыми детьми,
я почему-то всегда вспоминаю именно о Нике Турбиной, думая об ответственности выпавшего на мою долю жребия – принять участие в судьбе подрастающей творческой личности. И сразу так тревожно начинают пульсировать во мне недетские стихи девятилетнего ребенка:
Жизнь моя - черновик ,
На котором все буквы -
Созвездья .
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя - черновик.
Все удачи мои, невезенья -
Остаются на нем,
Как надорванный
Выстрелом
Крик.
«Надорванный выстрелом крик» сердца – есть ли в подобном восприятии жизни и в трагическом уходе Ники чья-либо вина? Это не риторический вопрос, ибо, не найдя на него ответ, можно невзначай навредить, желая помочь одаренному ребенку. Вспоминается известная библейская истина: «Благими намерениями вымощена дорога в ад»
25-летний опыт работы в школе утвердил меня в мысли о том, что судьба каждого юного дарования напрямую зависима от семьи, от школы и от окружения. Эта «ТРИАДА» формирует отношение личности к жизни и творчеству. Легкомысленное, поверхностное или своекорыстное отношение к судьбе одаренной личности всегда провоцирует трагедии, ведь свой духовный и нравственный багаж ребенок собирает в семье и в школе. «Горькие соблазны» тоже могут оказаться запрятанными в том багаже, с которым личность войдет в самостоятельную жизнь. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - так евангельская мудрость предупреждает педагога-наставника о глубочайшей ответственности за ошибки в сопровождении юного дарования. Мы возвратились к умозаключению о том, что участие учителя в судьбе одаренного ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее серьезное испытание, требующее духовной ответственности и самоотдачи. И об этом забывать нельзя. Это первое правило, которое я сформулировала для себя, когда впервые включилась в работу с творчески одаренными учениками, и которого стараюсь придерживаться по сей день.
3
Талантливые дети с творческим потенциалом - это особые дети, и наши обычные мерки
к ним никак не подходят. Такие обычные и подчас не отличимые от сверстников,
такие неудобные для родителей, учителей и одноклассников, с ними трудно, они не всегда понятны, они часто раздражают необычностью и парадоксальностью поведения или мышления, а иногда они кажутся весьма посредственными и даже глупыми. Они не такие,
как все. Талантливые дети просто другие. И они совсем не похожи на академически одаренных сверстников.
Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. Академически одаренные ученики успешны. Все в них на поверхности – только бери, при этом, несомненно, кропотливо потрудись для более яркой результативности ребенка и - включай их достижения в перечень своих заслуг. А потом гордись и учеником, и собой. Так случается чаще всего. И именно о таких одаренных детях мы чаще всего вспоминаем в своих педагогических отчетах и методических наработках. А жаль. Ведь так редко в ребенке совмещаются академическая и творческая одаренности. Знаем ли мы об этом, умеем ли отличать одно от другого?
Но давайте все-таки попробуем вглядеться и в творчески одаренных учеников, попробуем заметить их в толпе сверстников. Легко ли таким детям среди ровесников и взрослых? Не хотелось бы ограничиваться банальным «нелегко», хотя все именно так, а подчас и более драматично.
Американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями
творческой одаренности, проводил с педагогами опыт, который вызвал потрясение как у испытуемых, так и в СМИ. Но, главное, суть проблемы была высвечена. Он предложил отметить знаком «плюс» те качества, которые учителю нравятся в учениках, а знаком «минус» - то, что не нравится:
Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Качества, соответствующие четным числам, чаще всего характеризуют творчески одаренных детей. Однако эти качества большинство педагогов, подверженных стереотипу восприятия одаренности, как раз и не отметили. Это стереотип, распространенный в учительской среде: одаренные - те, кто учится легко и быстро. Психология подчеркивает, что одаренность и знания, одаренность и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Между тем факты свидетельствуют о тяжелых ошибках, иногда трагических, иногда забавных, которые совершались людьми, намеренно или по неведению отождествлявшими знания и одаренность. Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей, учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии. Об учебном потенциале Л.Н.Толстого в сравнении с его братьями наставники писали: «Не хочет и не может».
А.С. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости из 29 выпускников Царскосельского Лицея , показав успехи только в русской и французской словесности, а также в фехтовании. Безусловно, история знает и иные примеры. Вспомним А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова. И все же факты доказывают, что распознать подлинно талантливого ученика, склонного к творческой деятельности, значительно труднее, чем мы предполагаем.
Надо отметить, что ошибки в учительской среде встречаются значительно чаще,
чем педагогические озарения. Безошибочно учителя определяют академическую одаренность хорошо успевающих учеников. А как же быть с остальными? Для того, чтобы их разглядеть в толпе подобных, необходима хорошо развитая педагогическая интуиция и «творческий пыл» самого учителя. «Творческий пыл» учителя – это почти из области мифов, так как непомерная загруженность и педагогический стаж свыше 15 лет учителя часто приводит к профессиональному выгоранию. «Выгорание» - функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. А разве можно экономить душу и энергию, работая с талантливым учеником, ведь здесь начинается процесс сотворчества и глубокой сопричастности?
И вот мы приходим к пониманию, насколько сложно творчески одаренному ученику
из-за непрозорливости или безучастности родителей, учителей и сверстников. Таких детей могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, тяжелые личностные драмы в ходе возрастного развития. И очень важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка, как поведет себя школа и учителя.
Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. И особенно пугает взрослых внутренний мир ребенка, который трудно понять и принять. Но главное – принять, потому что талантливому человеку в первую очередь необходимо, чтоб его принимали в той целостности его «я», с какой он пришел в мир. Сам-то он осознает, что непохож на окружающих его людей.
Об отличии творческих людей от обычных нам свидетельствуют многие факты.
Моцарт рассказывал, что музыкальные идеи являются у него невольно, подобно
сновиденьям. Гофман признавался друзьям: «Я работаю, сидя за фортепьяно с закрытыми
глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны». Ламартин говорил:
«Не я сам думаю, а мои мысли думают за меня». Тассо удивлялся тому обстоятельству,
что, когда его покидало вдохновенье, он сам путался в своих сочинениях, не узнавал их и был не в состоянии оценить их достоинства. Порой «подсказка» может быть вовсе не столь ошеломительной. Ею может стать равномерное качание люстры или упавшее яблоко, «подсказавшие» Галилею и Ньютону их великие открытия. Ею может быть сон, в котором
Д. Менделееву приснилась его знаменитая периодическая таблица.
Понятно, что творчески одаренный ребенок – это особый мир, особое понимание мира
и людей. Понятно, что он ДРУГОЙ, понятно, что он ждет от нас иногда большего, чем мы можем ему дать. Понятно, что участие в его судьбе потребует от нас неимоверных духовных
и даже физических усилий, а это так мешает обычной жизни обычного человека. Но как же все-таки не «проглядеть» такого ребенка? Как не сломать, не озлобить, не разочаровать, не ввести его в уныние, ибо, как мы уже говорили, «ТРИАДА» - семья, школа и окружение - определяет духовно-нравственные ценности подобной личности и несет за творчески одаренную личность ответственность, как бы это ни отпугивало от назначенной миссии каждую из составляющих процесса становления таланта.
И все же я настаиваю: в наших силах не «проглядеть» новоиспеченного Пушкина, помочь его становлению, чутко и бережно взлелеять его талант. Однако это произойдет
только в том случае, если мы не испугаемся предъявлять непомерные требования
прежде всего к себе, будем жить напряженной духовной жизнью, беспрерывно трудиться над преодолением в себе педагогического и психологического стереотипа в сотрудничестве
с детьми, не будем «экономить» свою энергию, а сможем стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия.
4
Одаренность - возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - действительность. И не всегда талантливый ребенок во взрослой жизни находит силы реализовать свой потенциал, а чаще предпочитает не связывать свою судьбу с творческой профессией, понимая, насколько труден такой путь. Бывает, что мера одаренности ребенка слишком мала для подлинного творчества. И эти обстоятельства тоже должен учитывать учитель, занимающийся с талантливым учеником. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Литературная одаренность – что станет известным писателем. Талант к рисованию – что прославится как художник. Прекрасный голос – что станет выдающимся вокалистом.
Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:
«Вот, вышел сеятель сеять; и, когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод...»
А ведь действительно, для того чтобы с успехом возделывать ниву и применять к ней правильные способы обработки, необходимо сначала изучить почву и знать ее состав. Точно так же и с талантом. Его становление многоаспектно и сложно и не всегда дает ожидаемый результат, так как личность – еще и характер отношения к своей одаренности. И не факт, что творчески одаренные дети, с которыми нас столкнула судьба и в которых мы вложим всю душу и много сил, в будущем смогут или же захотят реализовать свой потенциал. Но разве из этого следует, что они не нуждаются в нашей поддержке и в шансе раскрыть свой талант? Ведь человек может прожить всю свою жизнь, даже и не подозревая о тех возможностях, которые
ему даны.
У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе.
Вот и получается, что задача учителя – помочь творчески одаренной личности не пройти мимо своего таланта.
5
В современных школах большой процент неуспевающих, дети мало читают, почти ничем не интересуются, как кажется нам, взрослым, их времяпрепровождение удручает. Когда мы сравниваем нынешних учеников с выпускниками, у нас иногда опускаются руки, ибо создается впечатление, что выпускники были талантливее, умнее, ярче, а тем, кого мы учим сейчас, ничего не надо от школы. Так ли это? И куда делись таланты? Демографический спад? Вырождение? Или мы, взрослые, что-то делаем не так? А вдруг это просто самосохранение творческой личности от неумелого вторжения взрослых в его мир?
Видимо, такие настроения учительского сообщества возникают не на пустом месте.
Не случайно государство инициирует большое количество программ по работе с юными талантами, что заставляет учителя осознать свою деятельность в масштабе потребностей государства. Однако огорчает, что наряду с замечательными проектами в сфере образования, которые поддерживает большинство, мы наблюдаем в школах признаки вопиющей бюрократии, тормозящие эффективность деятельности учителя. Это и измерение труда учителя в цифрах и коэффициентах, и возросшее количество бумаг, отчетов, которые отвлекают учителя от его прямых обязанностей – от работы с ребенком не только на уроке, от участия в становлении одаренной личности. Это и непродуманность спускаемых в школу инноваций, которые стало модно внедрять при отсутствии материально-технической базы учебных заведений, и новая форма аттестации учителей, которая унижает педагогов и подрезает им крылья,
а без них в школе становишься похожим на чиновника или в лучшем случае на чеховского «человека в футляре». И так необратимо затухает педагогический талант самого учителя. Нужно что-то делать незамедлительно, ведь дети не будут ждать, пока в школе идут реформы, - они просто-напросто вырастут….
И это большая проблема, так как налицо спад творческой энергии педагога и нехватка времени на то, ради чего ты пришел в эту профессию. Но хочется верить, что данная проблема будет решена.
Направление приоритетного Национального проекта "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в российском проекте талантливой, способной молодёжи рассматривается в перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества
В соответствии с указом Президента России 1250 ребят - победители российских и призёры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 молодых дарований - победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. руб
Не обойдены вниманием и творчески одаренные дети: премии выплачиваются и в номинации «Художественное творчество». И нам, учителям школ, несмотря ни на что, остается выявлять тех, кого поддерживает государство, а не роптать на то, что таковых в наших школах почти нет
и времени на это не хватает. И как бы мы ни относились к реформам в сфере образования, это наш профессиональный долг.
За долгие годы работы в школе я накопила большой опыт работы с одаренными учениками и пришла к некоторым выводам, которые сложились в свод правил сотрудничества с талантливыми детьми. Попробую его сформулировать
СВОД ПРАВИЛ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Проявляй психолого-педагогическую чуткость, зоркость и интуицию в выявлении талантливого ученика.
Начиная работу с одаренным ребенком, осознай полноту ответственности наставника за судьбу юного дарования.
Работа с творчески одаренным ребенком – это сотворчество и глубокая сопричастность его деятельности.
Участие учителя в судьбе одаренного ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее серьезное испытание, требующее полной самоотдачи.
Будь готов к трудностям в психолого-педагогическом сопровождении одаренного ученика , проявляй терпение, такт и предъявляй непомерные требования
прежде всего к себе.
Живи напряженной духовной жизнью, беспрерывно трудись над преодолением
в себе педагогического и психологического стереотипа в сотрудничестве
с талантливыми детьми, не «экономь» энергию, а стань для одаренного ученика
некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником
в поддерживании духовного равновесия.
Работай над расширением кругозора юного дарования, так как творчество без такого багажа приведет в тупик.
Уходи от стереотипов в методике работы на уроках, во внеклассной деятельности и в индивидуальной работе с одаренными детьми.
Осуществляй работу с родителями юного дарования, находи с ними общий язык и не действуй вопреки их воле относительно судьбы юного дарования.
Активно помогай талантливому учащемуся в реализации творческих планов участием во всевозможных творческих конкурсах и проектах.
Помоги одаренному ребенку найти свой путь, не упрощая подлинные задачи творчества и творческой личности.
5.
В работе с одаренными детьми важную роль играет не только личность наставника и степень его мастерства, но и система работы школы в целом. ГОУ школа №605 Выборгского района , в которой я преподаю, отличается бережным отношением к ярким творческим индивидуальностям учащихся, поэтому среди наших выпускников так много известных людей, состоявшихся в сфере искусства и науки. Школа гордится ими. И, главное, достигнув известности, наши выпускники не забывают о школе, что говорит в пользу той доброжелательной атмосферы для творчества, которая была создана администрацией школы
и учителями в момент становления их талантов.
Наши традиционные школьные праздники, которые организует завуч по внеклассной работе Евстифеева А.В., активизируют творчество музыкально и театрально одаренных учащихся; в школе проводятся конкурсы авторской песни, авторской поэзии, рок-фестивали
и другие не менее интересные мероприятия. Многие учителя тоже активно включаются в творческий процесс. И администрация – не исключение. Часто ученики видели на сцене в разных актерских амплуа Лукашеву Е.Н., долгие годы проработавшую завучем.
Директор нашей школы Поломошнова Е.Б. под бурные аплодисменты учеников вдохновенно играла в учительских спектаклях свои многочисленные роли. Нередко выступления на школьной сцене объединяли учеников и учителей. Учитель музыки Александрова С.С.
всегда помогает как советами, так и деятельным участием юным актерам, музыкантам,
с удовольствием выступает в театральных и музыкальных проектах вместе с учениками. Дамм Р.Ю., завуч по ШИЗ много лет была вдохновителем школьной газеты «Наш городок», которую под ее руководством издавали учащиеся школы. Коллектив «Нашего городка» неоднократно становился лауреатом городских конкурсов.
Мы поем, сочиняем, играем на сцене наравне с учащимися, мы с ними советуемся
в выборах костюмов. Мы готовим их к участию в олимпиадах, конкурсах, в которых они побеждают. Мы живем общей школьной жизнью, которая объединяет нас всех вместе и создает благоприятный микроклимат как для учебной деятельности, так и для индивидуального творчества. А это много стоит, ведь атмосфера школы, в которой процесс обучения сопряжен с сотворчеством, позволяет творчески одаренной личности заявить о себе вслух.
Таким образом, в нашей школе созданы условия, в которых юное дарование само помогает себя найти. А дальше – индивидуальная работа с наставниками-учителями.
Учителя нашей школы не боятся включаться в работу с одаренными учениками, несмотря на то, что понимают, насколько этот процесс трудоемкий и духовно изматывающий. Нам он доставляет радость сотворчества.
Не хотелось бы голословно ограничиваться эмоциями о радости совместных творческих проектов с учащимися, поэтому обратимся к судьбам наших выпускников, учеников, которые учатся в школе сейчас, и их достижениям в творчестве. Остановимся на наиболее ярких страницах биографии нашей школы в работе с творчески одаренными детьми.
Сначала о наших выпускниках.
Рок-группа «Война поэтов» ( Елесин Алексей, Ионочкин Константин).
Их первые выступления состоялись на школьной сцене в 1996 году; тогда их коллектив назывался «FильтR». На данный момент ребята выпустили диск
«Минута полета», выступали на радио, в разных городах России, Германии, Франции. Яркий творческий потенциал Алексея и Константина проявлялся скорее
не на уроках, а именно в творческой деятельности. Они из тех, кого психологи называют творчески одаренными. Тексты их песен говорят сами за себя, а музыка надолго запоминается, включая слушателей и зрителей в глубокие размышления о жизни, о человеке:
Небо над нами разольется.
Неба нам больше достается,
Только не сбейся с пути,
Шаг. Шаг. – Летим.
или:
Слушай, мне так интересно,
Какое место под солнцем мое.
Слушай, а может, зря мы
Вырыли яму и сами – в нее…
Саша Даль - певица, композитор и поэт, музыкальный продюсер.
Александра Василькова ( Саша Даль – сценический псевдоним) в 13 лет начала писать музыку и стихи, выступала на школьной сцене, сейчас - лауреат международного конкурса «SuperVoice», лауреат «Песни Года -2003» с песней «Синяя птица», в качестве композитора работала над фильмами «Карамболь», «Опасная связь», осуществляет концертную деятельность на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, печатает свои стихи.
Прошина Елена – поэт, переводчик.
В 10-11 классах была дважды победителем городского тура Всероссийской олимпиады по литературе ( 1 место) в номинации «Поэтическое творчество», успешно поступила в Литературный институт имени А.М.Горького сразу же после школы. В 2009 году вышла книга Елены «Память потолка», в 2011 году она выиграла конкурс в Сеуле на лучший перевод современной корейской прозы на русский язык. О творчестве Елены есть отзывы литературных критиков и профессиональных поэтов. А.Ганиева пишет: «Стихи Елены Прошиной рождаются за периметром строгой геометрии, их нельзя догнать аналитическим скальпелем. Они, как заклятие, погружают читателя в лингвистический лабиринт, из которого нет выхода».
А вот и стихи:
Хорошо бы быть в ряду Фибоначчи:
Как будто бы я число, и никак иначе.
Как будто бы я в числе
( как в траве по Уолту)
Перемещаюсь, вспарываю числовую аорту.
Как будто бы нет конца
И как будто бы нет начала,
Как будто сама система меня умолчала.
4. Сивак Светлана – драматург, сценарист
В 10-11 классах была дважды победителем городского тура Всероссийской олимпиады по литературе ( 2 место) в номинации «Творчество юных. Проза». Закончила факультет экранных искусств по специальности «Драматургия» в СПбГУКиТ . Является сценаристом ряда художественных фильмов, уже вышедших на экран : «Любимая дочь Папы Карло», «Антракт» и других. Принимает активное участие в мероприятиях как Всероссийского, так и Международного уровня в области кино.
Список выпускников можно было бы продолжать еще очень долго, прибавив
к творчески одаренным одаренных академически, рассказав о медалистах, о кандидатах и докторах наук, о выпускниках, которые стали учителями и с которыми мы трудимся бок о бок, однако вряд ли это необходимо. Наши выпускники – наша гордость и свидетельство о том, что крупица нашего участия есть в их творческих достижениях, что наш труд не навредил им.
Работа с одаренными детьми в нашей школе не останавливается. Я не буду писать о победах учеников в олимпиадах и научных конкурсах, хотя есть чем похвастаться и этот перечень получится слишком длинным, а ограничусь лишь несколькими фамилиями, напрямую относящимися к теме моей статьи.
В 2011 году наша школа обрела 2 лауреатов и стипендиатов приоритетной государственной программы «Талантливая молодежь России». Ими стали Сабянина Анастасия и Звенигородская Юлия, ученицы 11 «А» класса, в котором я преподаю литературу и являюсь классным руководителем. Обе ученицы уже имеют публикации. Наша школа богата талантливыми детьми и, конечно же, учителями, поэтому останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Вперед! Мы будем искать таланты.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Сегодня проблема детской одаренности стала модной. А лучше бы не модной, а будничной, ведь таланту надо помогать, таланты надо выявлять – в них страна нуждается. Это, конечно, хорошо, что мы занимаемся поиском юных дарований в масштабах государства. Но создавая условия для развития творческого потенциала личности, инициируя проекты по работе с талантливой молодежью, готова ли Россия, как государство, обеспечить условия для реализации найденного потенциала во взрослой жизни? Поэтому, будучи, как учитель и наставник, в ответе за тех одаренных детей, с которыми работаю и буду работать дальше, заканчиваю свою статью давно мучающим меня вопросом: « Что же мы все должны сделать, чтобы одаренный ребенок во взрослой жизни, особенно если его талант подлинный и большой, смог бы полноценно заниматься творчеством при достойном материальном вознаграждении за свой непростой труд ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о роли учителя музыки в становлении творческой личности (музыканта)
Вопросы и проблемы, которые необходимо решать молодому поколению в связи с развитием и использованием новых технологий, требуют творческого подхода....
Актуальные проблемы учителя сельской школы при работе с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
Из опыта работы с одаренными детьми в сельской школе....
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ В СТАНОВЛЕНИИ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Данная статья - это размышления о судьбе творчески одаренных учеников, а также педагогический опыт сопровождения подобных детей в условиях современной школы....
Взаимосвязь семьи и школы в обучении и развитии одаренного ребенка. Роль социального педагога в работе с одаренными детьми.
Выступление на районном семинаре....
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Развитие творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность" (№ 9-10, 2015)
В статье рассматриваются вопросы развития творческой одаренности учащихся через исследовательскую деятельность. Авторы рассказывают об основной задаче педагогов школы научить школьников рационально ст...
Воспитание. Роль учителя в духовно-нравственном становлении учащихся
Данный материал содержит примеры работы с детьми на уроках русского языка и литературы, которые влияют на формирование личности. Работа с пословицами и поговорками, их анализ и обсуждение. Комплек...