конспект урока по теме "Повторение отдельных тем синтаксиса и пунктуации в формате ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Данный урок активизрует учебно - познавательную деятельность учащихся, развивает связную речь- необходимого умения при выполнении ЕГЭ, повторяет выборочные темы из курса русского языка ( Первой части), воспитывает эстетический вкус учащихся.
Предложения для заданий подобраны из художественных текстов русской литературы 20 столетия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение отдельных тем синтаксиса и пунктуации
в формате заданий ЕГЭ
Цели урока:
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся,
- развитие связной речи — необходимого умения при выполнении ЕГЭ,
- повторение выборочных тем из курса русского языка (часть А),
- воспитание эстетического вкуса.
Ход урока
- Организационный момент.
- Орфоэпическая работа. Поезд прибыл вовремя. Верочка допила сливовый сок и, поправив банты, оглядела себя в зеркало сверху донизу, решив, что так она выглядит гораздо красивее. Приняв от проводника багаж, она направилась на остановку. Потом в окно автобуса девочка видела вывески магазинов «Торт(ы/а)», «Алкоголь», а также рекламные щиты с надписью «Интересный досуг», «Русская баня надолго излечивает недуг», «Не правы те, кто не стал завсегдатаем нашего кафе». Выйдя из транспорта, Верочка сорвала со стены объявление об услугах по ремонту компьютеров и согнутый пополам листок положила в карман.
- История праздника.
- Совсем недавно, 10 декабря, был День Нобеля — это праздник, отмечаемый в Швеции, но известный всему миру. В этот день в Стокгольме проходит церемония вручения Нобелевской премии. Ее присуждают согласно завещанию Альфреда Нобеля, составленному в 1895 году. Присуждение премий проходит по пяти направлениям: физике, химии, физиологии и медицине, литературе и вкладу в дело мира во всем мире.
Фонд Нобеля — частная, независимая, неправительственная организация.
Первые Нобелевские премии были присуждены в 1901 году и составляли 150 тыс. шведских крон. Сейчас этот капитал примерно равен 1,5 млн. долларов.
4. Русские писатели-лауреаты.
Лауреаты Нобелевской премии по литературе | |
Год присуждения | Лауреаты |
1933 | Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы» |
1958 | Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». |
1965 | Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». |
1970 | Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) «За нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». |
1987 | Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». |
- Записать в тетрадь нобелевских лауреатов.
- Выполнение заданий из части А.
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. | |
А здесь, за малиновыми утесами, было тихо ( ) и еще брезжил свет зари (И.Бунин). 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. | Я приехал ( ) и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках (И. Бунин) 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. |
А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? | |
Григорий (1) посапывая (2) стянул с подвески будничные шаровары (3) вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик (4) выправляя подвернувшийся задник (М.Шолохов). 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 3,4 | Полчанин Прокофия (1) намотав на руку волосы турчанки (2) другой рукой зажимая рот ее (3) распяленный в крике (4) бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе (М.Шолохов). 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 3,4 |
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? | |
Конечно (1) он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя... Дочь (2) однако (3) с тревогой взглянула на него в эту минуту... (И.Бунин). 1) 1 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,3 | До этой поры он не жил, а лишь существовал (1) правда (2) очень недурно... Однако (3) декабрь «выдался» не совсем удачный... (И.Бунин). 1) 1 2) 2,3 3) 1,2 4) 1,3 |
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены). | |
1) Мы пилили дрова взяли вязовое бревно и вскрикнули... 2) Я зацепил бревнышко и откатил его на край. 3) Понес я ему однажды куриные кости еще теплые пахучие... 4) Подбежал ко мне лохматый меня опрыгал кости понюхал... (А.Солженицын). | 1) Сейчас перед непогодой их домик отнесли под навес накрыли мешковиной. 2) Вывалили муравьи и в отчаяньи забегали... 3) Теперь муравьи многие спасались бежали на песок на сосновые иглы. 4) С тех пор как в прошлом году срезали и тащили трактором и распиливали бревно на части и кидали в баржи и кузовы и накатывали в штабели... (А.Солженицын) |
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? | |
Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д. (И.Бродский). 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чем говорится в первой части. | Даже выпав из космического аппарата, ничего не поймаете: ни фокстрота, ни Ярославны, хоть на Путивль настроясь. (И.Бродский). 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чем говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит причину того, о чем говорится в первой части. |
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? | |
Снится Мишке (1) будто дед срезал в саду здоровенную вишневую хворостину (2) идет к нему (3) хворостиной машет (4) а сам строго так говорит. (М.Шолохов). 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 3,4 | Мишка забыл про обиду... и засмеялся оттого (1) что у отца рыжие усы затопорщились над губой (2) как сибирьки (3) из каких маманька веники вяжет (4) а под усами смешно шлепают губы (5) и рот раскрыт круглой черной дыркой. (М.Шолохов). 1) 1,2,3,5 2) 2,3 3) 1,2,3,4 4) 3,4,5 |
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? | |
Не в том суть жизни (1) что в ней есть (2) но в вере в то (3) что в ней должно быть. (И.Бродский) 1) 1 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,3 | Человеческая задача сегодня сводится к тому (1) чтобы остаться добрым в царстве Зла (2) а не стать самому его (3) Зла (4) носителем. (И.Бродский) 1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 3,4 |
- Орфографическая работа.
А. Солженицын
КОСТЁР И МУРАВЬИ.
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там
- Заполнить таблицу примерами (2-3) из текста. Работа у доски.
Корни | Приставки | Суффиксы глаголов | |||
Проверяемые | Непроверяемые | Чередующиеся | Неизменяемые | На З-С | |
- Домашнее задание.
Переписать любой рассказ А. Солженицына из цикла «Крохотки», произвести синтаксический разбор простого и сложного предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....
Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»
Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...
Презентация к уроку русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация"
Данная презентация поможет учителю в проведении урока в 5классе...
Открытый урок "Космическое путешествие в страну синтаксиса и пунктуации". Презентация.
Открытый урок...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Урок русского языка по теме"Синтаксис и пунктуация сложносочинённых предложений
Урок разработан для учащихся 9 класса с применением опорных схем...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)
Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....