Словари
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к уроку "В гостях у словарей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovari_6kl._.docx222.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ____________

«В гостях у словарей»

Эпиграфы к уроку:

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». (А.Франс)

«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений» (Декарт)

Цели урока: 1) повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах; 2) совершенствовать навыки работы со словарями; 3) воспитывать интерес к книге, к слову.

I. Начало урока.

Нет ничего такого в жизни и  в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский К.)

- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тыс.слов.  Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!»

Созданием словарей занимаются ЛЕКСИКОГРАФЫ.

-  Какие словари русского языка вам известны?

-  К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

-  В каких случаях словари приходят вам на помощь?

Все словари делятся на энциклопедические и языковые.

- если вы хотите узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если вас интересуют явления природы(затмения, землетрясения), вам больше хочется узнать о планетах, истории цивилизаций, динозаврах, прошлом и будущем вам нужно обратиться к энциклопедическим словарям. (Учитель демонстрирует энциклопедии) В них вы найдете ответы на разные свои вопросы.

Вы должны знать, что существуют Большая советская энциклопедия, Малая советская энциклопедия, Детская энциклопедия, Энциклопедический словарь. Существуют энциклопедии более узкого назначения: Энциклопедический словарь юного техника, Энциклопедический словарь юного натуралиста, и т.д. Существуют словари юных химиков, музыкантов, любителей театра и множество других.

- Какие энциклопедии и энц. словари есть у вас дома?

Существуют языковые словари. С ними сейчас мы познакомимся поближе, т.к вам предстоит с ними работать.

II. Знакомство со словарями.

«Словари» рассказывают  о начале своего рабочего дня, а вы определите, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь. «Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи выхвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.

Словарь иностранных слов. «Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

Толковый словарь. «В 6 часов началась моя любимая передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. в его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов. «Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, соображать, работать головой, шевелить мозгами».                                      

 Много сведений можно получить из словарей. Но часто это зависит от того, умеете ли вы пользовать словарями.

- Кто умеет пользоваться словарями и научить других?

Важно знать, какой словарь вам понадобиться и как он построен.

IV. Работа класса со словарями.

  • Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Задание 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование слов. (Работа по группам)

  • Я – фразеологический словарь. Это особый тип словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. в словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен людям любых профессий. А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о…

  • кротком, безобидном человеке? (мухи не обидит)
  • человеке, который пришел не вовремя, некстати? (нелегкая принесла)
  • чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
  • о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (в подметки не годится)

Задание 2. Подберите фразеологические синонимы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

  1. Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.
  2. Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчелся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово).
  • Я – словарь толковый. Впервые определение толковому  словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь и вы без труда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении:
  1. Стол накроешь,  посуду помоешь, сядешь, посидишь.
  2. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
  3. Анна Ивановна работает в адресном столе.
  4. В санатории нам определили пятый стол.

А теперь определите, какие значения имеет слово голова.

  1. Колхоз продал сто голов скота.
  2. Вдали показалась голова пехотной колонны.
  3. Он в неравном бою сложил свою голову.
  4. От бессонницы у него разболелась голова.
  • Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова СКАЗАЛ. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес».(говорить сказал, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить)

Теперь прошу выполнить мои задания.

Задание 1. К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Я – словарь трудностей. Во мне вы найдете слова, произношение, написание, сочетание и управление которых вызывают определенные трудности.

В конце урока дать возможность ребятам познакомиться со словарями.

Д.з.: упр.58, 60 (использовать словари антонимов и синонимов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Работа со словарями в начальных классах"

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....

Логопедический словарь

Термины и определения в логопедии....

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"

Презентация содержит материал о жизни и деятельности  знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Словари.Виды словарей.

Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....