Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_pravopisanie_pristavok_pri-_i_pre.docx49.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 6класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока:Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ

Тип урока: урок новых знаний

Цель  урока: Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-,  способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные

Находить глагол, образованный приставочным  и приставочно-суффиксальным способом, осуществлять выбор приставки ПРИ и ПРЕ в зависимости от значения

метапредметные

Структуировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, читать  и слушать , извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы.

личностные

Уметь давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Много предстоит узнать.

Постарайтесь все понять.

Сегодня у нас трудный, но в то же время увлекательный урок. Нам предстоит узнать новое правило русского языка.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Начнем наш урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами группы слов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить свой выбор и указать способ образования (слова записаны на доске, ответчик должен выделить приставки)

  1. подкинуть, подать, подарить, победить.

В этих словах есть приставки, неизменяемые на письме, способ образования - приставочный. В слове победа приставки нет.

  1. сбросить, расступиться, исчезнуть, запечатать.

В этих словах есть приставки на З- и С-, написание которых зависит от последующей согласной. Способ образования – приставочно-суффиксальный. В слове запечатать неизменяемая приставка.

  1. подбежать, перегнуть, обойти, приехать.

В этих словах неизменяемая на письме приставка. Способ образования - приставочный. В слове приехать можно объяснить значение приставки (ПРОБУЮТ ОБЪЯСНИТЬ – приблизиться).

- Делаем общий вывод: какие приставки есть в русском языке? (неизменяемые на письме, независимо от произношения; приставки, написание которых зависит от последующей согласной; приставки, написание которых зависит от её значения).

Отвечают на вопросы, выполняют задание учителя. Строят понятные высказывания для партнера

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- О каких приставках мы еще не говорили с вами?

- Откройте учебник на стр. 127, прочитайте название параграфа 31.

- Трудная у нас сегодня задача? Что нам нужно сегодня на уроке узнать?  (правило выбора приставки ПРИ и ПРЕ)

- Что такое приставка? Разберите слово по составу. Что обозначает приставка ПРИ в этом слове?

Итак, учимся определять значение приставок ПРИ.

Работают с заданием. Под руководством учителя определяют цели и задачи урока.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

У вас на столах лежат карточки-подсказки, мною заготовленные. Сейчас работать будем в них.

Я предлагаю вам слова, а вы определяете значение приставок в этих словах.

  1. пришить, прибить (значение «присоединение» – записать в карточку значение и слова)
  2. приехать, прибежать (значение «приближение»)
  3. пришкольный, привокзальный (значение «близость к чему-либо»)
  4. прикрыть, присесть (значение «неполнота действия»)

- Что общего в этих словах? (приставка при-)

- Чем они различаются? (значением)

ФИЗМИНУТКА:  положите ручки на стол, прикройте тетрадки и свои глазки. Представьте себе страничку своего дневника и глазами нарисуйте большую красивую пятерку за знание по этой теме. Вы довольны собой. Улыбнитесь, чтобы я могла понять у кого самая большая пятерка. откройте глаза, надеюсь, ваша мечта исполнится.  

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно. Совместно с учителем строят проект выхода из ситуации затруднения.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Работаем в парах. (На столах слова)

Задание: распределите слова по колонкам и вставьте пропущенную букву в приставке: пригвоздить, приамурский, привстать,  приглушить, привезти, приземлиться, призадуматься,

прийти, прискакать, приволжский, приколоть, прибрежный, прицепить, приклеить, прищепить.

Проверка: одна пара называют слова первой колонки, а вторую спросить: Вы согласны? Докажите.

Молодцы. На этом мы не заканчиваем изучать эту тему. Нам предстоит узнать еще много.

Выполняют задание и проверяют правильность выполнения задания по эталону.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

Дополните 3 примерами нашу карточку.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

- Назовите четыре значения приставки ПРИ.

- Какие трудности вы испытали на уроке?

- Оцените свои знания и настроение:

 Кто сегодня приобщился к новой теме, на полях нарисуйте плюс.

 Кто призадумался, на полях поставьте опрос.

Кто претерпевал мучения на уроке, поставьте минус.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

МНЕ:

  1. Раздать карточки-подсказки каждому учащемуся.
  2. На доске записать слова для игры «четвертый лишний»
  3. Раздать на стол листочки со словами с пропущенными буквами.
  4. Требовать четкого ответа от учащихся и благодарить за ответ.
  5. Провести рефлексию за 2 минуты до конца урока 9.53

Карточка-подсказка

Карточка-подсказка

Карточка-подсказка

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься,

пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.

Пр..гвоздить, пр..амурский, пр..встать,  пр..глушить, пр..везти, пр..землиться, пр..задуматься, пр..йти, пр..скакать, пр..волжский, пр..колоть, пр..брежный, пр..цепить, пр..клеить, пр..щепить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...