Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 10 класса
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) на тему
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_tur_10-11_klass.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10-11 класс
Задание 1
Перепишите текст, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.
Весну…чатыйветр…(н/нн)ый Ванечка, шофер(д…летант) по про(ф/фф)е(с/сс)ии, любитель потанц…вать и покуролес…ть, боясь а(п/пп)енд…цита и кон(?)юнктивита, решил сделат(?)сявег…тар…анцем. Однажды, надев свой шерст…(н/нн)ой костюм и иску(с/сс)(?)но причесав клоч…к волос на тем…чке, он отправился в гости к своей свояч…(н/нн)ице А(п/пп)о(л/лл)инарииНикити…не. Пройдя те(р/рр)а(с/сс)у с б…(л/лл)юстрадой, всю заставле(н/нн)уюглиня(н/нн)ыми и а(л/лл)юмин…евымигорш…чками, он, как прив…легирова(н/нн)ый гость, отправился прямо на кухон(?)ку. Хозяйка, видя, что это (н…)кто иной, как ее приятель,заа(п/пп)лодировала так, что уронила ко…форку самовара, а затем стала по…чевать его в…н…гретом с копчу…ками, а на д…серт подала монпа(?)с…е с прочими я(?)ствами.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 5.
Задание 2
Выделите слова, связанные друг с другом словообразовательными отношениями, и выстройте словообразовательные цепи от начала к концу. Сколько цепей получилось?
Домашний, домишко, домовитость, одомашнить, одомашнивание, одомашнивать, домовитый, бездомность, бездомный, дом.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.
Задание 3
Выберите слова с приставкой пере-. Сгруппируйте слова, учитывая значение приставки (см. ниже). Дополните каждую группу двумя примерами, отсутствующими в тексте.
Туристы перешли речку вброд и снова углубились в лес. Становилось темно.
— Может быть, здесь остановимся? — спросил один из них.
— Лучше переночуем в деревне, здесь недалеко, — сказал другой.
— Ладно, тебя ведь всё равно не переспоришь, — ответил первый, — давай только передохнём немного.
Туристы посидели минутпять и двинулись дальше. Вскоре показалась деревня. Но все дома были заколочены. Только в последнем доме горел свет. Туристы открыли калитку и вошли во двор. Внезапно на них с лаем бросилась собака. Шедший впереди попытался защититься палкой, но пёс перекусил её, как соломинку, и, казалось, уже готов был броситься на человека и перегрызть ему горло, но тут открылась дверь и вышел хозяин.
— Полкан, место, — закричал он и пригласил гостей в дом.
— Все переехали в город, — рассказывал он. — Да и мы с Полканом как-нибудь перезимуем и тоже уедем. Не хочется, конечно, да, видно, судьбу не перехитришь. Придётся и мне на старости лет переселиться к сыну.
— Можно я пересяду к печке? — спросил один из гостей. Другой в это время выяснял у хозяина дорогу.
— Чтобы попасть в город, вам надо переплыть реку, у меня есть лодка, я вас перевезу. А кстати, не хотите перед сном перекусить немного?
— Спасибо, — сказали туристы и передвинули стулья поближе к теплу.
Значения
1.«Преодоление преграды».
2.«Проведение определенного периода времени».
3.«Взять верх».
4. «Краткое действие».
5. «Деление на две части».
6.«Смена местоположения, перемещение».
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.
Задание 4
Определите, какой частью речи являются в данном тексте выделенные слова. Обоснуйте свою точку зрения. Как можно назвать процесс, в результате которого образованы эти слова? Какие общеупотребительные слова образованы по такому же принципу?Приведите три-четыре своих примера.Чем они отличаются от данных?
За окном моим летали
две весёлые свистели.
Удалые щебетали
куст сирени тормошили.
А по крыше магазина
важно каркали гуляли
и большущие вопили
волочили взад-вперёд.
Две чирикали лихие
грызли корочки сухие,
отнимая их у толстых
косолапых воркутов.
А к окошечку подсели
две кричали-и-галдели
и стучали в батарею,
не снимая башмаков.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.
Задание 5
1. Почему в первой фразе употреблена форма у него, а во второй – уего? Дайте максимально полное обоснование.
2. Выделите окончания у каждой словоформы в составе обеих фраз (если это возможно). В случае затруднений объясните, в чем состоит проблема.
Друзья собрались у него дома.
Друзья собрались у его дома.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 8.
Задание 6
Соотнесите приведённые слова с их значениями. Какое из слов нельзя соотнести ни с одним из значений? Сформулируйте это значение самостоятельно. Назовите слово, которому соответствует оставшееся (не соотнесённым с указанными словами) значение.
Слова | Значения |
Анахорет | Богач, жизнь которого отличается восточной пышностью |
Бонвиван | Человек, любящий жить в своё удовольствие |
Мизантроп | Человек, преклоняющийся перед тем, что принято в высшем свете, увлекающийся всем модным |
Набоб | Отшельник, пустынник |
Нувориш | Тот, кто ненавидит людей, чуждается их |
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.
Задание 7
Найдите речевые ошибки в приведенных ниже высказываниях. Предложите свой вариант правки.
1. Для их ликвидации сделаны соответствующие меры.
2. Коротко изложить существо произведения.
3. Больные, не посетившие врача в течение трёх недель, выкладываются в архив.
4. Сотрудники агентства «Щит» с удовольствием займутся кражами, разбоем.
5. Художник изобразил, как Петр 1 ведёт войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова.
6. Районная Дума приняла решение закрыть вход в игорные заведения для подростков и тем взрослым, которые пришли туда под градусом.
7. Это музыкальное произведение поётся акапеллой.
8. У всех приборов есть погрешность: они ничего точно не взвешивают.
9. Где бы они ни жили, их всегда считали самой идеальной супружеской парой, а её – самой счастливой из женщин.
10. При отравлении фосфором может произойти пожелтение кожаного покрова.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 5.
Задание 8
Можно ли считать приведенный ниже текст примером хорошей речи? Ответ обоснуйте, выявляя использованные автором средства создания выразительности.
По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 4.
Задание 9
Даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. Восстановите авторский текст. Объясните своё решение (опишите связи между предложениями в тексте).
- В долине небольшой забайкальской речки Могой, которая стекает со склонов Южно-Муйского хребта, есть целая «горячая поляна».
- Верхняя купальня – для самых смелых.
- Вниз по течению температура воды в купальнях постепенно снижается.
- Здесь берёт начало горячий ручей.
- Летом вода в ней настолько горяча, что можно заживо свариться.
- На ручье оборудовано несколько купален.
- Он прокладывает себе путь среди тайги, где земля скована вечной мерзлотой.
- Она усеяна небольшими углублениями, со дна которых бьют горячие ключи, а над ними постоянно висит облако пара.
- Поэтому она используется зимой, и только в лютые морозы.
(Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – 2-е изд., перераб. и доп. /Ред. коллегия: М.Аксёнова, В.Володин и др. – М.: Аванта+, 2006. – С. 178.)
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 15.
Задание 10
Какая грамматическая категория существительного не окончательно сформировалась в русском языке к моменту написания данного текста?Ответьте на этот вопрос, иллюстрируя свой ответ примерами из приведенного отрывка из Псковской 1-ой летописи.
В лто 6497-е. Крестися вся земля Руская; и поставиша митрополита в Киев, а по инмъ градомъ епископы и попы и диякони; и бысть радость велика везд.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 6.
Задание 11
Польскоесловоboiskoпереводитсянарусскийязыккакстадион, lotnisko – аэропорт, schronisko – убежище, wysypisko – свалка (мусора); wrzosowisko – вересковоеполе, lodowisko – каток, jęczmienisko – ячменноеполе, ryżowisko – рисовоеполе.
1. Каково общее значение суффикса -(ow)isko в данных словах?
2. Какие две разновидности этого общего значения представлены в примерах?
3. Переведите на русский язык слова pastwisko, targowisko, kartoflisko, grochowisko.
Максимальное количество баллов за правильный ответ – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)
Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 8 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 7-8 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 9 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 11 класса
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку для 11 класса...
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку 5-11 класс
Задания школьного тура олимпиады по русскому языку 5-11 класс...
Варианты заданий школьного тура олимпиады по русскому языку для обучающихся с ОВЗ (НОДА).
Олимпиадные задания по русскому языку для обучающимися с ОВЗ (НОДА). Объём заданий учитывает низкий темп работы и быструю утомляемость обучающихся....