Изложение с применением технологии критического мышления.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рябова Ирина Юрьевна

Данный урок русского языка в 7 классе разработан с применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_7_kl._s_primeneniem_trkm.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Случай с кошельком» (по П.Шеманаеву)

Предмет: русский язык

Класс: 7

Цель:

Образовательная:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Овладение навыками применения деепричастных и причастных оборотов.

Развивающая:

Развитие образного, логического критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная:

Воспитание эстетического отношения к слову.

Формирование школьника как личности.

Развитие эмоций, творческих способностей.

Этапы урока

Цели этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Активизация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие связанной речи.

Развитие логического мышления.

Анализ заголовка по особым вопросам.

Вопросы-воспроизведения.

Составления списка слов-определений.

Рассказ-предположение по ключевым словам.

Вызов личностно значимых знаний.

Развитие словарного запаса учащихся.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Чтение с остановками.

Заполнение трехчастного дневника («Кто, ключевые слова, толкование»).

Возвращение к списку слов-определений.

Открытый финал.

Прогнозирование.

Составление чернового варианта.

Активизация чтения.

Развитие умения выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста, умения слушать.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Написание изложения с творческим заданием.

Развитие памяти.

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

                          Ход урока

           1 стадия – Вызов

 - В названии текста содержится слово случай. Какие у вас возникают вопросы, сформулируйте их и запишите в своих тетрадях.

Когда произошел случай?

С кем произошел?

Что случилось?

Кто герои? И др.

    - Наш текст называется «Случай с кошельком». На какие вопросы вы    

      теперь можете попытаться ответить? Что еще остается неясным?

    - Что отражено в названии текста? (Тема)

    - Мы с вами пришли к выводу, что в рассказе будет описываться какое-то

      происшествие и соответственно поступки героев. От того, как они себя

      будут вести, мы можем сделать вывод об их характерах. Запишите  

      определения, с помощью которых можно охарактеризовать героя.

       Достойное, вызывающее, безобразное, бессовестный, злой, тактичный,    

       доброжелательный и др.

 

    - На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним

      сюжетную канву.

  Ходить в магазин – пять рублей семьдесят пять копеек мелочью – не теряли – вытряхнул – в награду за честность – посмеиваясь – суетливая – пять рублей – покачала головой

  (Ребята работают каждый индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)

           2 стадия – осмысление текста

   - Послушайте первую часть текста. Подтвердились ли ваши версии.

      Давайте заполним таблицу:

    У Коли была домашняя обязанность – ходить в магазин.

    Однажды, получив задание, Коля с пятью рублями в кармане отправился в путь. Неподалеку от  продуктового магазина он почувствовал, что нога его наступила на какой-то предмет. Остановился и чуть не вскрикнул: на тротуаре валялся кошелек с белой пуговкой. Коля поднял его, отошел в сторону и исследовал содержимое. В нем было пять рублей бумажкой и семьдесят пять копеек мелочью.

    Коле захотелось отдать их тому, кто потерял. Но кто это?

    - Скажите, вы ничего не теряли? – Коля обращался с этим вопросом к десяткам проходивших мимо людей. И вдруг один из четырех парней, шедших вразвалочку по тротуару, откликнулся:

    - Терял!

    - Кошелек?

    - Вот именно!

Парень вытряхнул содержимое кошелька в растопыренную немытую ладонь.

    - А это тебе в награду за честность. – Он протянул Коле пустой кошелек.

    Едва компания, негромко посмеиваясь, оставила Колю с пустым кошельком, появилась суетливая старушка, которая, согнувшись, изучала асфальт.

    Коля все понял…

Кто?

Ключевые слова

Толкование

Коля

Парни

  - У каждого из вас уже сложилось собственное мнение о характере мальчика, каждый представил такую ситуацию, кратко напишите. Что произошло дальше.

         (Свободное письмо, слушаем версии, обсуждаем)

Послушайте вторую часть текста.

   Сначала  он хотел убежать, будто совершил кражу. Но удержался и тихо спросил:

    - Вы…потеряли? Кошелек?

    - Да, милый. А ты что, нашел?

  Коля торопливо вытащил из кармана пять рублей, которые дала ему мама, и незаметно сунул их в кошелек.

    - Этот?

    - Он…Он! Там пять рублей с мелочью. Где ты его нашел-то?

    - На тротуаре валялся. Пожалуйста…

  Коля бегом устремился прочь. Обернувшись, он увидел издали, как старушка, не обнаружив мелочи, покачала головой. (По П.Шеманаеву.)

    - Оправдались ваши предположения?

    - Как этот поступок раскрывает характер мальчика?

    - Давайте вернемся к списку наших качеств и выберем те, которые подходят к характеру Коли, обоснуйте свой выбор, добавьте, если вы считаете, что этого недостаточно.

Совестливый

Доверчивый

Наивный

Воспитанный

Бескорыстный (Ребята сами объясняют значение этого слова)

Находчивый

Благородный и т. д.

Ребята выделяют те качества, которые на их взгляд точнее характеризуют Колю.

(Это задание дает возможность подготовиться к творческому заданию)

 - Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать его основную мысль. (Благородный поступок и др.)

  - Прослушайте еще раз текст, напишите изложение близкое к тексту, дайте оценку поведению главного героя, опишите характер мальчика.

Анализ урока

На стадии Вызова использовались такие приемы, как анализ заголовка, прогнозирование по заголовку, мозговой штурм, прогнозирование по цепочкам ключевых слов, индивидуальная и групповая работа.

   Такие приемы помогают развивать логическое мышление, учат самостоятельности, развивают навыки групповой работы, учат высказывать свое собственное мнение.

На стадии Осмысления текста использовалось чтение с остановкой, заполнение трехчастного дневника, который способствует отслеживанию понимания текста, выявления главного. Открытый финал позволяет прочувствовать ситуацию, выявить собственное отношение к тому, что описывается в рассказе.

На стадии Рефлексии возвращались к словам характеристикам, к заголовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Применение технологии критического мышления на уроке литературы"

В современных условиях каждая школа и каждый учитель вольны выбирать себе свое педагогическое кредо, свою философию образования. От этого выбора зависит очень многое. Как учить детей без п...

Применение технологии критического мышления на уроках истории

Данная статья посвящена изучению приемов критического мышления, раскрывается актуальность данной технологии, а так же описаны некоторые из приемов...

Урок с применением технологии критического мышления.

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов, решение уравнений....

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...