Кружок "Клуб любителей словесности"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
рабочая программа кружка "Клуб любителей словесности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Государственного бюджетного учреждения г.Москвы
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879»
на 2016-2017 учебный год
по курсу «Клуб знатоков русской словесности»»
6 класс
учителя русского языка и литературы
Таировой Елены Анатольевны
Пояснительная записка
Появление программы занятий кружка «Клуб любителей русской словесности» вызвано к жизни формированием и развитием школы как адаптивной учебно-воспитательной среды, обеспечивающей максимальные возможности не только для расширения образовательного пространства, но и для самореализации, самосовершенствования учащихся, к продолжению образования и трудовой деятельности. Отвечая широким образовательно-воспитательным задачам адаптивной школы, занятия не только развивают умение правильно, эмоционально выражать свои мысли в устной и письменной форме, формируют и развивают чутье родного языка, но и развивают творческий потенциал учащихся, помогают совершенствовать коммуникативные и общеучебные умения и навыки.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на учащихся 2 звена средней школы, проявляющих интерес к изучению истории и развития родного языка. Эта программа ориентирована на воспитание человека, стремящегося формировать и развивать умение обобщать знания, полученные в школе, и применять их в другой ситуации, в практической деятельности, умение рефлексировать собственное развитие, то есть на формирование человека, у которого сформированы основные (ключевые) компетенции: информационные, интеллектуальные, организационные, коммуникативные. Личный опыт, приобретаемый учащимися в ходе занятий, стойкая мотивация, стремление к качественному, зримому, общественно значимому результату, возможность применять полученные умения и навыки на практике (творческие работы, публичные выступления) – залог успешной работы кружка.
Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Примерное планирование занятий.
1. Русский язык в его истории.
- Языки мира. Место русского языка среди них.
- Языки – братья. Русский язык и другие славянские языки.
- Наука о происхождении слов.
- Наш календарь.
- Народные приметы и связанные с ними языковые явления.
- О русских именах.
- О русских фамилиях.
- Слова на географической карте.
- Топонимика Москвы.
1.10.Топонимика Чертанова и его окрестностей.
1.11.Русские народные говоры. Просторечие.
12.Судьба слова. Старое в словаре. Устаревшие слова и архаизмы.
- Язык и культурное наследие
- Происхождение и развитие письма.
- Типы письма и их история.
- Пиктографическое и идеографическое письмо.
- Возникновение и развитие фонетического письма.
2.5.Письменность и книга на Руси.
2.6.«Альфа и омега». Из истории фразеологии.
2.7.Использование фразеологизмов и идиом в речи. Речевой контекст.
2.8.«Знакомые незнакомцы». Новые значения старых слов.
2.9.Судьба заимствований. О чистоте родного языка.
2.10.Неологизмы. Их судьба
2.11. Словари – сокровищницы языка.
2.12.М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях».
2.13.В.И.Даль – собиратель русского слова.
2.14.Творчество А.С.Пушкина – начало эпохи современного русского языка.
- Русский язык и современность.
- Здравствуйте, госпожа Фонетика.
- Во владениях Фонетики: мир Гласных.
- Мир Согласных.
- Произношение и ударение. Требования Орфоэпии.
- Его Высочество Предлог. Говорите правильно.
- Как велит госпожа Грамматика… «Надеть – одеть»? «Чулок-носок»…..
- О богатстве и разнообразии в русском языке. Паронимы. Речевые штампы.
- Слова – «сорняки».
- Еще раз о речевом этикете.
3.10.Слово и жест.
3.11.Давайте послушаем себя….
3.12. «Живой как жизнь»…
3.13.Стилистическое богатство родного языка.
- Волшебство образной речи.
4.1. Волшебство эпитета.
- Ах, это дивное сравнение!
- Тайна метафоры.
- Метафора и ее сестры.
- Олицетворение.
- Гипербола и литота.
- Роль художественно-выразительных средств.
- Фигуры речи.
- Ритм и рифма
4.9.Ритмическая организация поэтической строки. Размер.
- Типы речи.
- Описание.
- Повествование.
- Рассуждение.
- Описание внешности в художественной литературе.
- Описание местности в художественной литературе.
- Описание интерьера.
- Повествование с элементами описания.
- Повествование с элементами рассуждения.
- Сатира и юмор.
5.10.Отзыв. Особенности вида работы.
Список литературы.
1.А.А.Леонтьев. Что такое язык? М.,»Прогресс», 1974.
2. Ю.В.Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.
3.С.Нерознак. Названия русских городов.
4.Л.В.Сахарный. Как устроен наш язык. М., «Просвещение», 1978.
5.Люстрова, Л.Скворцова, В.Дерягин. Беседы о русском слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс любителей словесности
материал предназначен для итогового повторения основных правил и активизации познавательных навыков учащихся....
программа дополнительного образования "Кружок любителей словесности"
Программа рассчитана на занятия с детьми 5-7 классов. Позволяет организовать внеклассную работу по русскому языку и литературе....
Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)
В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....
Проект "Клуб любителей словесности"
Работа с одаренными детьми...
В помощь юным журналистам и всем любителям словесности
книга А. Петров "Редактируйте быстро и легко"...
Для всех любителей словесности
В.В. Одинцов "Лингвистические парадоксы"...
Для всех любителей словесности
Ю. А. Федосюк "Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта 19 века"...