Кружок "Клуб любителей словесности"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Таирова Елена Анатольевна

рабочая программа кружка "Клуб любителей словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

                      

Рабочая программа

Государственного бюджетного учреждения г.Москвы

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 879»

на 2016-2017 учебный год

по курсу «Клуб знатоков русской словесности»»

6 класс

учителя русского языка и литературы

Таировой Елены Анатольевны

                                                 Пояснительная записка

Появление программы занятий кружка  «Клуб любителей русской словесности» вызвано к жизни формированием и развитием школы как адаптивной учебно-воспитательной среды, обеспечивающей максимальные возможности не только для расширения образовательного пространства, но и для самореализации, самосовершенствования учащихся, к продолжению образования и трудовой деятельности. Отвечая широким образовательно-воспитательным задачам адаптивной школы, занятия не только развивают умение правильно, эмоционально выражать свои мысли в устной и письменной форме, формируют и развивают чутье родного языка, но и  развивают творческий потенциал учащихся, помогают совершенствовать коммуникативные и общеучебные умения и навыки.

                                            Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на учащихся 2 звена средней школы, проявляющих интерес к изучению истории и развития родного языка. Эта программа ориентирована на воспитание человека, стремящегося формировать и развивать умение обобщать знания, полученные в школе,  и применять их в другой ситуации, в практической деятельности, умение рефлексировать собственное развитие, то есть на формирование человека, у которого сформированы основные (ключевые) компетенции: информационные, интеллектуальные, организационные, коммуникативные. Личный опыт, приобретаемый учащимися в ходе занятий, стойкая мотивация, стремление к качественному, зримому, общественно значимому результату, возможность применять полученные умения и навыки на практике (творческие работы, публичные выступления) – залог успешной работы кружка.

                                              Содержание учебного предмета

 Содержание  программы направлено на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

1)  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

2)  понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)  усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)  освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7)  проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

8)  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Примерное планирование занятий.

1. Русский язык  в его истории.

  1. Языки мира. Место русского языка среди них.
  2. Языки – братья. Русский  язык и другие славянские языки.
  3.  Наука о происхождении слов.
  4.  Наш календарь.
  5.  Народные приметы и связанные с ними языковые явления.
  6.  О русских именах.
  7.  О русских фамилиях.
  8.  Слова на географической карте.
  9.  Топонимика Москвы.

1.10.Топонимика Чертанова и его окрестностей.

1.11.Русские народные говоры. Просторечие.

12.Судьба слова. Старое в словаре. Устаревшие слова и архаизмы.

                                                                                

  1. Язык и культурное наследие
  1. Происхождение и развитие письма.
  2. Типы письма и их история.
  3. Пиктографическое и идеографическое письмо.
  4. Возникновение и развитие фонетического письма.

2.5.Письменность и книга на Руси.

2.6.«Альфа и омега». Из истории фразеологии.

2.7.Использование фразеологизмов и идиом в речи. Речевой контекст.

2.8.«Знакомые незнакомцы». Новые значения старых слов.

2.9.Судьба заимствований. О чистоте родного языка.

2.10.Неологизмы. Их судьба

2.11. Словари – сокровищницы языка.

2.12.М.В.Ломоносов и его учение о «трех штилях».

2.13.В.И.Даль – собиратель русского слова.

2.14.Творчество А.С.Пушкина – начало эпохи современного русского языка.

  1. Русский язык и современность.
  1. Здравствуйте, госпожа Фонетика.
  2. Во владениях Фонетики: мир Гласных.
  3. Мир Согласных.
  4. Произношение и ударение. Требования Орфоэпии.
  5. Его Высочество Предлог. Говорите правильно.
  6. Как велит госпожа Грамматика… «Надеть – одеть»? «Чулок-носок»…..
  7. О богатстве и разнообразии в русском языке. Паронимы. Речевые штампы.
  8. Слова – «сорняки».
  9. Еще раз о речевом этикете.

3.10.Слово и жест.

      3.11.Давайте послушаем себя….

3.12. «Живой как жизнь»…

3.13.Стилистическое богатство родного языка.

  1. Волшебство образной речи.

4.1.  Волшебство эпитета.

  1.  Ах, это дивное сравнение!
  2.  Тайна метафоры.
  3.  Метафора и ее сестры.
  4.  Олицетворение.
  5.  Гипербола и литота.
  6.  Роль художественно-выразительных средств.
  7.  Фигуры речи.
  8.  Ритм и рифма

       4.9.Ритмическая организация поэтической строки. Размер.

 

  1. Типы речи.
  1. Описание.
  2. Повествование.
  3. Рассуждение.
  4. Описание внешности в художественной литературе.
  5. Описание местности в художественной литературе.
  6. Описание интерьера.
  7. Повествование с элементами описания.
  8. Повествование с элементами рассуждения.
  9. Сатира и юмор.

5.10.Отзыв. Особенности вида работы.

Список литературы.

1.А.А.Леонтьев. Что такое язык? М.,»Прогресс», 1974.

2. Ю.В.Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

3.С.Нерознак. Названия русских городов.

4.Л.В.Сахарный. Как устроен наш язык. М., «Просвещение», 1978.

5.Люстрова, Л.Скворцова, В.Дерягин. Беседы о русском слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс любителей словесности

материал предназначен для итогового повторения основных правил и активизации  познавательных навыков учащихся....

программа дополнительного образования "Кружок любителей словесности"

Программа рассчитана на занятия с детьми 5-7 классов. Позволяет организовать внеклассную работу по русскому языку и литературе....

Внеклассное мероприятие. Турнир любителей словесности "Творческий дебют"(8-9 класс)

В ходе занятия обучающиеся попробуют создать собственные произведения в жанре хокку, вспомнят пословицы и поговорки русского народа, обогатят свой словарный запас....

Проект "Клуб любителей словесности"

Работа  с одаренными детьми...

В помощь юным журналистам и всем любителям словесности

книга А. Петров "Редактируйте быстро и легко"...

Для всех любителей словесности

В.В. Одинцов "Лингвистические парадоксы"...

Для всех любителей словесности

Ю. А. Федосюк "Что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта 19 века"...