Определение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie.docx41.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Определение. §58

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Знать определение понятия «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Планируемые результаты

Предметные

Знать определение понятия «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями, использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

метапредметные

Уметь осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Мы продолжим сегодня разговор о второстепенных членах предложения. Но для начала повторим  дополнение.

Дайте определение дополнению (устный ответ)

На доске ребята запишут предложения из домашнего задания.  

Немного закрепим изученное. Запишите предложения, подчеркните в нем все члены предложения:

  1. Мальчик протянул ладонь к роднику.
  2. Небо было усеяно звездами.
  3. Отец привязал лошадь у крыльца.

Демонстрируют готовность к уроку.

Проверяем выполненное домашнее задание.

Выполняют задание учителя.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
  1. По данным признакам угадайте предмет.

Большой, деревянный(…), маленькая, узенькая (…); сухое, свежее, душистое (…); приветливое, холодное (…); дождливый, пасмурный (…)

На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки этих предметов? (какой? Чей?)

вспомните:

- Какая часть речи обозначает признак предмета?

- Какими грамматическими признаками обладает эта часть речи? (род, число, падеж)

- От какой части речи зависят признаки прилагательного? (от существительного)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Отвечают на вопросы

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции для решения учебных задач операции синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; способны понимать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Каким второстепенным членом предложения являются выше названные слова?

- Значит нам нужно сегодня познакомиться с еще одним второстепенным членом. А каким – мы прочитаем в названии §58.

- Что нам нужно узнать об этом второстепенном члене?

 

Формулируют совместно с учителем учебную задачу урока.

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Для того чтобы правильно находить этот второстепенный член, прочитаем определение в учебнике (стр.164, правило)

Ответьте на вопросы:

  1. Что обозначает определение?
  2. На какие вопросы отвечает определение?
  3. Чем могут быть выражены определения?
  4. Как подчеркивается определение?

Знакомство с опорным конспектом

Читают теоретический материал и усваивают новые знания.

отвечают на вопросы учителя

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу предложения и определения.

Грянул весенний майский день. Хлынули оглушительные потоки звуков и затопили лес.

Загремел в весеннем лесу юный май!

В нагретой чащобе пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно.

Радостные  звуки кругом.

- Ребята, мы записали просто предложения или текст?  Докажите. Попробуйте прочитать текст без определений. Что получилось: какой текст лучше? Сделайте вывод: зачем нужны определения?

Записывают предложения, выполняют задание учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Поэты издавна пользуются особыми определениями – эпитетами. Устно подберите эпитеты к ключевым словам-образам.

упр. 458 (устно, все по заданию)

Прочитайте текст дважды: с определениями и без.

Какой текст точнее выразительнее рисует картину зимы? Какие из них являются эпитетами? Какова их роль в предложении?  

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации

Личностные: понимают, в чем  значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§58, выучить определение, упр. 459, 461.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

 – Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение числовой функции. Область определения, область значений.

Урок изучения новых знаний по теме "Определение числовой функции. Область определения, область значений. " содержит презентацию, что значительно облегчает работу учителя на уроке. Материал для 9 ...

Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами

Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес  старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

проект урока русского языка в 8 классе "Определение. Согласованное и несогласованное определение"

Данный урок по учебнику Русский язык: Учебник для 8 класса/  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. – М.:Просвещение, 2007г.  в разделе курса «Синтаксис. Пунктуация...

Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.

Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....