Дополнение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Дополнение. §57 | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: Узнать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; уметь находить дополнение в предложении, разграничивать дополнение и подлежащее, верно обозначать дополнения; распространять предложения дополнениями. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; уметь находить дополнение в предложении, разграничивать дополнение и подлежащее, верно обозначать дополнения; распространять предложения дополнениями. | метапредметные Применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. | личностные Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И не досуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный. - Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (мы говорили о предложениях) - Все ли вы о них знаете? (нет) - Хотели бы узнать? Сегодня нам предстоит большая и серьезная работа: продолжить знакомство с членами предложения. | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
- Назовите главные члены предложения. - Чем может быть выражено подлежащее? (существительным, местоимением в им.п., и другими частями речи) - Чем может быть сказуемое? (глаголом, прилагательным существительным в им.п.) - Ребята, перед вами предложения. Охарактеризуйте их. 1) Наступила ночь. 2) Стемнело. 3) Замолкли птицы. 4) Люди спят. 5) Все тихо. (Все эти предложения повествовательные, невосклицательные, нераспространенные) - Вам задание: распространите их и составьте из получившихся предложений небольшой текст. - Что вам помогло распространить предложения? (другие слова) - На стр.161 найдем ответ на вопрос: Как называются другие слова, кроме подлежащего и сказуемого? (второстепенные) - Какую роль выполняют второстепенные члены в предложении? (распространяют главные, делают мысль более понятной, развернутой; уточняют, дополняют главные члены). - Рассмотрите схему предложения на стр.161 упр. 444. О чем она нам говорит? (что в предложении есть второстепенные члены, которые зависят от подлежащего и от сказуемого). Учимся задавать вопросы. - Вместе выполним упр. 445. Физминутка Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей. | Отвечают на вопросы учителя. Дают характеристику предложениям, составляют текст по заданию. Зачитывают получившийся текст. В учебнике находят ответ на вопрос учителя. Выполняют элементарные физические упражнения | ||
| |||
- Откройте учебник на стр.162, рассмотрите схему предложения. - На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены? - Какой частью речи они выражены? - К какому члену предложения они относятся? - Прочитайте название §57. - О каком второстепенном члене предложения пойдет сегодня речь? - Что нам нужно узнать об этом второстепенном члене предложения? (на какие вопросы отвечает, чем выражено, от какого главного члена зависит, как подчеркивать в предложении) | Определяют тему урока и формулируют вместе с учителем учебную цель. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
- Чтобы продолжить работу, прочитайте правило на стр.162 и ответьте на все мои вопросы.(полный ответ, чтобы закрепить название второстепенного члена) - На какие вопросы отвечает дополнение? - Перечислите все эти вопросы. - К какому главному члену предложения относятся дополнения? - Чем выражено дополнение? (провести знакомство с опорным конспектом) - Как подчеркивается дополнение? | Под руководством учителя составляют план работы над заданием, отвечают на вопросы учителя | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- Упр. 448 (вместе у доски) | Изучают примеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Запишите предложения, самостоятельно подчеркните все члены предложения. 1) Девочка мыла полы тряпкой. 2) Мальчик протянул ладонь к роднику. 3) Небо было усеяно звездами. 4) Отец привязал лошадь у крыльца. 5) Ученица читала детям книгу. - Какое место в предложении обычно занимает дополнение? (после сказуемого) - выполнить упр. 451, ответить на вопросы к нему. - Как не спутать подлежащее и дополнение? | Формулируют собственные мысли, выполняют самостоятельно задание. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. | |
| |||
§57, выучить определение, записать его в тетрадочку; упр. 449, 452 (составить предложения) | Записывают домашнее задание | ||
| |||
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме:" Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений".
Разработка урока с учётом диффериецированного подхода....
Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений.
Урок русского языка. "Дополнение как второстепенный член предложения. Оснговные виды дополнений. Тема высказывания: "Памятник "Воину-освободителю" в Трептов-парке". Подготовка к сочинению - описанию п...
Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"
Урок русского языка для 8 класса "Дополнение. Способы выражения дополнения"...
конспект урока " Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение"
Урок проведен в классе с детьми, имеющими достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом. При разработке урока старалась учесть следующие особенности учащихся:...
Урок русского языка «Дополнение. Способы выражения дополнения» (8 класс)
Конспект урока русского языка для 8 класса...
Конспект урока Дополнение.Виды дополнений.
Конспект урока в 8 классе по теме : "Дополнение. Виды дополнений. Тип урока - "открытие новых знаний"....
Конспект урока по русскому языку "Дополнение. Способы выражения дополнения"
Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений....