Технологическая карта урока УМК: Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. |
Урок № | Дата урока: |
Тема урока: Звуки гласные и согласные. §28 | Тип урока: Урок изучения новых знаний |
Цель урока: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные; познакомить с понятием «фонема»; развивать умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, навыки самоконтроля, взаимоконтроля. |
|
Предметные Отрабатывать умение определять морфологические признаки данных частей речи. Знать, как изменяются данные части речи. Уметь определять морфологические признаки этих частей речи | метапредметные Уметь использовать родной язык как средство получения знаний по другим предмета; применять полученные знания, умения, навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне | личностные Воспитывать стремление использовать грамматические правильные формы слов |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
Вступительное слово - Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф.Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома? Люблю грозу в начале мая,, Когда весенний первый гром, Как бы резвеся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые… (г, р) - Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Давайте погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. | Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную мотивацию Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: работают в парах |
- Актуализация прежних знаний
|
- Назовите скороговорки вам известные. - Назовите скороговорки в которых звуки создают образ мчащейся конницы (От топота копыт пыль по полю летит) - Каким звуком можно изобразить полет жука? (ж-ж-ж Жутко жуку сидеть на суку) - Как называется этот приме в русском языке? (звукопись) | Вспоминают поговорки, анализ текстов поговорок. Одну записать в тетрадь | П.: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза сравнения. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
- Выявление места и причины затруднения
|
- Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика) - Что изучает орфоэпия? (правильное произношение) - Графика? (обозначение звуков буквами) - Сколько звуков в природе? (много, разные, ответ найдем в стихотворении) Сколько на свете звуков? Сколько звуков речи? Сколько в лесу – снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дожде – дождинок. Сколько в песке – песчинок. - На уроке русского языка мы какие звуки будем изучать? (звуки речи) - Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Послушайте историю, когда две фонемы попали не в свои слова. КОТ – огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся. Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КИТ любил залезть повыше Ночью песни пел на крыше. Позовешь его :кис-кис! Он охотно прыгал вниз… | Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь термины. | П.: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Р.: осознают недостаточность своих знаний К.: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
- Целеполагание
|
- Что у нас получилось, меняем один звук, а получаем совершенно новое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Это звуки – смыслоразличители. И они имеют красивое название – ФОНЕМА (термин Бодуена де Куртэне) - Чтобы зафиксировать фонемы на письме, придумали буквы. - Прочитайте название §28. - Сформулируйте цель нашей деятельности на уроке. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Р.: планируют необходимые действия, действуют по плану. К.: осуществляют совместную деятельность. |
- Планирование учебной деятельности
|
- Прочитайте материал упр.181.
(Сначала)Продолжите мои предложения и заполните таблицы (работа в парах): - В русском языке гласных букв…, а звуков…
- Гласные звуки состоят только…
- Гласные бывают…
- упр. 185 (у доски) 2. Прочитайте материал упр. 188. Ответьте на вопросы. - Согласные звуки, состоящие из голоса и шума, называются…
- Согласные звуки, состоящие только из шума, называются…
- Ударных гласных звуков… (указать количество)
- Согласных звуков … (указать количество)
Заполните таблицу
| глухие - | звонкие- | согласные |
|
|
всегда мягкие |
| всегда твердые |
| шипящие |
| сонорные |
| носовые |
|
| На основе прочитанного выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Заполняют таблицы | П.: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Р.: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К.: осуществляют совместную деятельность в парах. |
- Самоконтроль
|
- Защитите свои таблицы, которые вы составляли в парах. Подпишите их. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | К.: осуществляют совместную деятельность в парах. |
- Информация о домашнем задании
|
- Материал § 28; упр.195 (в тетради) Творческое задание. Меняя каждый раз одну букву в слове, преврати слова: ПОСТ в МОРЖ, КОЗА в ЛИСА
| Записывают домашнее задание, уточняют свои учебные действия дома |
|
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
- Вспомним учебные цели нашего урока. Достигли ли мы их? - Что понравилось? - Кто был самый активный на уроке? - А самым грамотным? |
| Р.: Адекватно оценивают свою деятельность на уроке, осознают возникшие проблемы, ищут их причины и пути преодоления. |