Звуки гласные и согласные
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шевчук Ольга Викторовна

На данном уроке дети вспоминают, чем различаются гласные и согласные звуки; получают представление о большей информативности согласных звуков по сравнению с гласными; учатся правильно произносить звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_i_soglasnye_zvuki_-_1.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки гласные и согласные.

Цели: познавательные: вспомнить, чем различаются гласные и согласные

                                         звуки; осмыслить представление о большей

                                         информативности согласных звуков сравнительно с

                                         гласными;

          практические: закрепить умение характеризовать звуки;

          воспитательные: вызвать потребность правильно произносить звуки.

План урока: I. Оргмомент (1-2 мин.)

                        II. Фонетическая разминка (3 мин.)

                        III. Актуализация знаний (20 мин

                        IV.   Закрепление (10 мин.)

                        V. Итоги урока (5 мин.)                  

                        VI. Домашнее задание (2-3 мин.)

                               

                          ХОД УРОКА

I. Оргмомент .

II. Фонетическая разминка.

На доске записаны предложения. Определите, сколько раз встречается звук:

[Ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит. (5 раз)

[Ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож (4 раза)

[Т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики (9 раз)

III. Актуализация знаний.

1) Анализ текста (распечатан для каждого):

Поспорили однажды Миша и Серёжа, кто труднее слова выдумает. Уговорились, что можно и без смысла, только бы были трудные.

Вот Миша и говорит: АУЭ!                        А Миша: АУЭОЫ!

А Серёжа: ПРК!                                А Серёжа: ПРКХТ!

А Миша: АУЭО!                                        А Миша: АУЭОЫУ!

А Серёжа: ПРКХ!                                А Серёжа: ПРКХТШ!

А труднее они уже не могли придумать.

- Чем трудны Мишины «слова»? Что делается со ртом, когда их произносишь? Открыт он или закрыт? Закрывается ли он хоть на одну секунду?

- А чем трудны Серёжины «слова»? Что делается со ртом, когда их произносишь? Раскрывается ли он сколько-нибудь значительно?

- Проследите, как вы произносите слова: баба, тётя, Саша, Маня. Сколько раз ваш рот приоткрывается и сколько раз закрывается? Чем же трудны Мишины и Серёжины «слова»?

- Что нужнее – гласные или согласные звуки?

2) Беседа:

- Все звуки речи делятся на две большие группы. Какие? (Гласные и согласные).

- Гласные звуки состоят из голоса. Воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий. Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. (6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]).

- Какими бывают гласные звуки? ( Ударными и безударными).

- Ударными могут быть все 6 гласных звуков. В безударном положении различаются не все звуки. Например, в безударном положении вместо [о] произносится [а]: в[о]ды - в[а]да. Но писать нужно букву, обозначающую ударный звук.

- Согласные звуки состоят из голоса и шума или только шума, который возникает в ротовой (иногда в носовой) полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Какими бывают согласные звуки? (Звонкими-глухими, твёрдыми-мягкими).

Задание 1: Определите, какой звук произносится на месте пропуска. А какую букву нужно писать? Запишите слова, подбирая к ним проверочные.

Выполнение (на доске и в тетрадях):

Б…льшой – больше, т…жёлый – тяжесть, поб…леть – белый, зап…х – пахнет, обм…нуть  - обман, гр…жданский – граждане, уд…вляться – диво, созн…вать – знать.

Вывод: Как определить написание безударной гласной? (Нужно подобрать проверочное слово, чтобы гласная оказалась под ударением).

3) Чтение учащимися грамматического материала (текст размножен).

Органы речи — это легкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.

Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается легкими.

Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа.

В гортани находятся голосовые связки.

Голосовые связки — это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани (в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.

Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: [п]—[б], [г]—[к] (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: [с]—[з], [ш]—[ж] (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно [л], или заставляет дрожать кончик языка [р].

- Как образуются гласные и согласные звуки?

- Назовите гласные звуки.

- В форме рассуждения дайте ответ на вопрос: почему гласных звуков 6, а гласных букв 10?

- Назовите пары согласных звуков по звонкости и глухости.

- Какие согласные не имеют пар?

- Покажите на примерах, как два разных согласных звука могут обозначаться одной буквой.

IV. Закрепление.

Задание 2: Запишите слова, подбирая к ним проверочные, выделите корни.

Выполнение (на доске и в тетрадях):

Водянистый – воды, недалеко – даль, позолота – золото, бороться – борется, колючий – колет, старомодный – старый, глядеть – глядя, родной – родина, затопить – топит, отдалённый – даль, раздеваться – раздеть, годовалый – год, разгадать – загадка, угодить – годный.

V. Итоги урока.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?                  

VI. Домашнее задание: принести общую тетрадь в клетку (для правил и схем); выучить слова на букву А и Б из орфографического словарика учебника.

Поспорили однажды Миша и Серёжа, кто труднее слова выдумает. Уговорились, что можно и без смысла, только бы были трудные.

Вот Миша и говорит: АУЭ!                        А Миша: АУЭОЫ!

А Серёжа: ПРК!                                        А Серёжа: ПРКХТ!

А Миша: АУЭО!                                        А Миша: АУЭОЫУ!

А Серёжа: ПРКХ!                                        А Серёжа: ПРКХТШ!

А труднее они уже не могли придумать.

Поспорили однажды Миша и Серёжа, кто труднее слова выдумает. Уговорились, что можно и без смысла, только бы были трудные.

Вот Миша и говорит: АУЭ!                        А Миша: АУЭОЫ!

А Серёжа: ПРК!                                        А Серёжа: ПРКХТ!

А Миша: АУЭО!                                        А Миша: АУЭОЫУ!

А Серёжа: ПРКХ!                                        А Серёжа: ПРКХТШ!

А труднее они уже не могли придумать.

Поспорили однажды Миша и Серёжа, кто труднее слова выдумает. Уговорились, что можно и без смысла, только бы были трудные.

Вот Миша и говорит: АУЭ!                        А Миша: АУЭОЫ!

А Серёжа: ПРК!                                        А Серёжа: ПРКХТ!

А Миша: АУЭО!                                        А Миша: АУЭОЫУ!

А Серёжа: ПРКХ!                                        А Серёжа: ПРКХТШ!

А труднее они уже не могли придумать.


Органы речи — это легкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.

Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается легкими.

Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа.

В гортани находятся голосовые связки.

Голосовые связки — это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани (в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.

Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: [п]—[б], [г]—[к] (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: [с]—[з], [ш]—[ж] (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно [л], или заставляет дрожать кончик языка [р].

Органы речи — это легкие, гортань, голосовые связки, полость носа и рта, язык, губы.

Звук речи образуется только при выдыхании. Выдох делается легкими.

Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа.

В гортани находятся голосовые связки.

Голосовые связки — это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани (в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха.

Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук.

Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а также согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают.

Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа.

В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и]. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: [п]—[б], [г]—[к] (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: [с]—[з], [ш]—[ж] (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно [л], или заставляет дрожать кончик языка [р].


Resource id #1160

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки гласные и согласные"

 Данный урок русского языка «Звуки гласные и согласные» разработан для 5-ых классов при изучении темы «Фонетика» Тип урока - повторение.На этом этапе важно развить активность, самост...

Фонетика. Звуки гласные и согласные

Приложение-презентация к уроку в 5 классе по теме "Фонетика. Звуки гласные и согласные"....

Урок по русскому языку на тему: "Звуки гласные и согласные"

Данный урок является последним при изучении раздела "Фонетика"....

Звуки гласные и согласные

Технологическая карта урока...