Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 40.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № 80, 81 | Дата урока | ||
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. §54 | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знаки препинания в соответствии с изученным правилом. | метапредметные Иметь способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой. | личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
Был у поэта письменный стол. Ящиков в нем было чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой только скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Черточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял весьма аккуратно. Пригоршней знаки берет из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретиться образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усилиях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставит тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для концов многоточие. - О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении? - Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. знак первоначально назывался «черточкой», название «тире» появляется с начала 1820х годов. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | ||
| |||
- Откройте учебник, прочитайте тему урока §54 упр.433 (вместе) | |||
| |||
- Чему мы должны сегодня научиться? (правилу постановки тире между подлежащим и сказуемым) | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | ||
| |||
Грамматические задачи Запишите предложения и решите, в каких из них вы поставите тире?
- Почему в 1 и 3 предложениях вы поставили тире? - Почему в 2и 4 предложениях тире между подлежащим и сказуемым ставить нельзя? - Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым? (читаем еще раз в правиле – нужно вставить между ними указательное слово это или вот) Запишите: Взаимное доверие – основа дружбы. Доброе начало – половина дела. | Работают с заданием, делают выводы | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- упр. 434 (у доски вместе) | Выполняют упражнении, анализируют знаки препинания. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Какой знак препинания помогает нам растолковать слово? - Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимо? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | ||
| |||
упр. 435. | |||
| |||
- Что нового вы сегодня узнали? - С какими трудностями вы столкнулись? - С каким настроением вы уходите с урока? | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Написать диктант (урок 81)
Зоопарк – музей живой природы. Здесь мы можем познакомиться с представителями животного мира нашей планеты.
Зоопарк – это еще и научное учреждение. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания диких зверей. Поэтому звери – главные обитатели зоопарков.
Зоологи, биологи, ветеринары – работники зоопарка. Эти специалисты знают язык и повадки животных.
Зоопарки – это удивительный и уникальный мир. Они помогают сохранить редких и исчезающих животных.
Задания:
- Выделите сложные существительные и выпишите их.
- Подчеркните грамматические основы в предложениях с постановкой тире.
- Произведите синтаксический разбор словосочетаний: животный мир, повадки животных.
После диктанта обратиться к материалу §55, упр. 442, 443.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...
" Тире между подлежащим и сказуемым" (с использованием приёмов технологии РКМ - Развитие Критического Мышления).
Урок русского языка для 8 класса....
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...