разработка урока "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Деепричастие", 6 класс по УМК М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deeprichastie_1_urok2.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 6 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Деепричастие

Тип урока: Урок новых знаний

Цель  урока:

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

– Ребята, не хотите ли вы обсудить изложение? Но обсуждать мы будем не то, что вы пишите в изложении, а то,  как вы это делаете.

Задание по парам.

– Опишите действия ученика, который пишет изложение. Как он пишет, какие добавочные действия при этом совершает?

Подведение итогов.

– А теперь я предлагаю вам подчеркнуть грамматические основы в одном из составленных нами предложений. Выберем самое интересное.

Разбор предложения на доске, например:

«Он пишет упражнение, заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.».

– Скажите, какое из этих действий самое главное в предложении, основное? (Они равноправны, действия происходят одновременно, это однородные члены.)

– Ребята, а в жизни вы можете производить эти действия одновременно или все же начнете с какого-то одного, основного? Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к формулировке вывода о необходимости передать определенную последовательность действий, их соподчиненность средствами языка

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

(Побеждает группа, назвавшая большее количество действий, составившая самое длинное предложение.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.

(В жизни сначала ученик начинает писать упражнение, а потом, при необходимости, выполняет остальные действия. Их можно назвать добавочными.)

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

– Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая помогает передать иерархию действий, которые производит то или иное лицо или предмет.

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Задание 1.

– Сопоставьте два предложения (на доске):

Девочка делала домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы.

Девочка делала домашнее упражнение, |подчеркивая орфограммы|.

ВЫВОДЫ: Анализируя предложения, учащиеся приходят к выводу, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия девочки как одинаково важные. Во втором предложении делала обозначает основное, главное действие, а подчеркивая – действие добавочное, дополнительное. – Итак, мы подошли к теме урока:  слова, обозначающие действия, добавочные по отношению к основному, называются деепричастиями.

-Запишите тему в тетрадь.

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы

по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Работа с материалом для наблюдений учебника

(стр. 204).

Беседа.

– Какова роль деепричастия в речи? (Учащиеся говорят, что деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его.)

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

– Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.)

- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

– Каковы признаки глагола у деепричастия?

– Какой признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.)

- С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?

Давайте сразу выучим суффиксы деепричастий:

-а, -я, -учи, -ючи

-в, -вши, -ши

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)

А сейчас я вам прочитаю Монолог деепричастия, а вы переведите его на научный язык (что вы еще узнали о деепричастии стр. 117-118)

Организует и сопровождает деятельность учащихся.

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение
  1. - упр.500 (устно)
  2. Групповая работа: Напишите автобиографию деепричастия ЛЕТАЯ, СДЕЛАВ, ОПУСТИВ. (вспомните, автобиография начинается со слов: Я, деепричастие ЛЕТАЯ, родился в стране … . Мои родители… Мои характеристики…)

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека. 

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют

ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

  1. Информация о домашнем задании
  1. параграф 43, выучить правило.
  2. Составьте  инструкцию, как найти деепричастие в тексте.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- На полях отметьте, +, -, ?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....