Технологическая карта урока Русский язык, 6 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. |
Урок № | Дата урока |
Тема урока: Деепричастие | Тип урока: Урок новых знаний |
Цель урока: |
Планируемые результаты |
Предметные | метапредметные | личностные |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД |
- Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
– Ребята, не хотите ли вы обсудить изложение? Но обсуждать мы будем не то, что вы пишите в изложении, а то, как вы это делаете. Задание по парам. – Опишите действия ученика, который пишет изложение. Как он пишет, какие добавочные действия при этом совершает? Подведение итогов. – А теперь я предлагаю вам подчеркнуть грамматические основы в одном из составленных нами предложений. Выберем самое интересное. Разбор предложения на доске, например: «Он пишет упражнение, заглядывает в книгу, подчеркивает орфограммы, листает словарь и т. д.». – Скажите, какое из этих действий самое главное в предложении, основное? (Они равноправны, действия происходят одновременно, это однородные члены.) – Ребята, а в жизни вы можете производить эти действия одновременно или все же начнете с какого-то одного, основного? Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы, подводит к формулировке вывода о необходимости передать определенную последовательность действий, их соподчиненность средствами языка
| Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. (Побеждает группа, назвавшая большее количество действий, составившая самое длинное предложение.)
Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.
(В жизни сначала ученик начинает писать упражнение, а потом, при необходимости, выполняет остальные действия. Их можно назвать добавочными.) | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
- Целеполагание и постановка учебной задачи
|
– Сегодня мы познакомимся с частью речи, которая помогает передать иерархию действий, которые производит то или иное лицо или предмет. Организует и сопровождает деятельность учащихся
| Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
| Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями |
- Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
|
Задание 1. – Сопоставьте два предложения (на доске): Девочка делала домашнее упражнение и подчеркивала орфограммы. Девочка делала домашнее упражнение, |подчеркивая орфограммы|. ВЫВОДЫ: Анализируя предложения, учащиеся приходят к выводу, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия девочки как одинаково важные. Во втором предложении делала обозначает основное, главное действие, а подчеркивая – действие добавочное, дополнительное. – Итак, мы подошли к теме урока: слова, обозначающие действия, добавочные по отношению к основному, называются деепричастиями. -Запишите тему в тетрадь. | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. |
- Первичное закрепление во внешней речи
|
Работа с материалом для наблюдений учебника (стр. 204). Беседа. – Какова роль деепричастия в речи? (Учащиеся говорят, что деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его.) - На какие вопросы отвечает деепричастие? – Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? (То же, что и действие, обозначенное глаголом.) - Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? – Каковы признаки глагола у деепричастия? – Какой признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.) - С помощью каких суффиксов образуется деепричастие? Давайте сразу выучим суффиксы деепричастий: -а, -я, -учи, -ючи | -в, -вши, -ши |
– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.) А сейчас я вам прочитаю Монолог деепричастия, а вы переведите его на научный язык (что вы еще узнали о деепричастии стр. 117-118) | Организует и сопровождает деятельность учащихся. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
- Включение в систему знаний и повторение
|
- - упр.500 (устно)
- Групповая работа: Напишите автобиографию деепричастия ЛЕТАЯ, СДЕЛАВ, ОПУСТИВ. (вспомните, автобиография начинается со слов: Я, деепричастие ЛЕТАЯ, родился в стране … . Мои родители… Мои характеристики…)
| Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
- Информация о домашнем задании
|
- параграф 43, выучить правило.
- Составьте инструкцию, как найти деепричастие в тексте.
|
|
|
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? - На полях отметьте, +, -, ? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |