Правописание приставок на –З и –С.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_na_-z_i_-s._.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №  

Дата урока

Тема урока: Правописание приставок на –З и –С. §44

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З и С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З и С на конце приставок; обеспечить языковое развитие через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.

Планируемые результаты

Предметные

Уметь безошибочно писать слова с приставками на з-с.

метапредметные

Уметь принимать решения и аргументировать их

личностные

Развивать умение адекватно оценивать результат собственных достижений

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

1.Ребята, началась новая учебная неделя. Вы отдохнули и готовы работать плодотворно. Начнем мы со словарной диктовки по упр. 346. Обменяйтесь тетрадями проверьте написанное у товарища, посчитайте, сколько ошибок он допустил, а я пройду и проверю ваши работы.

2.Сегодня нам предстоит очень сложный, но интересный урок.  Чтобы разрядить обстановку, начну свою тему с лингвистической сказки.

в некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

- Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности. А то что ей делать? Слушай да говори!

взяла Орфоэпия себе приставки, которые оканчивались на З и С. а они стали озорничать, никак ее не слушают. Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС-. Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ-. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощи у сестры Орфографии. Пожалела та ее. Но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе.  А приставки так и остались нарушительницами правила и  теперь подчиняются и орфоэпическим и орфографическим законам.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

- О каких же приставках мы будем сегодня говорить? О чем говорилось в сказке?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Выполняют задание учителя.

Воспринимают на слух информацию. Обдумывают ответы на вопросы, и понимают, что знаний у них недостаточно.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах

  1. Целеполагание

- На доске записаны слова, давайте понаблюдаем за ними.

расчертить    раздать

вспомнить    взлететь

- Выделите приставку. Посмотрите, какой согласный находится после приставки. Ответьте на вопрос: От каких условий зависит написание приставок на З- и С-?

- Ребята, этих приставок немного в русском языке, давайте посмотрим на них на стр. 126.

Формулируют цель учебной деятельности совместно с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, составляют план работы под руководством учителя.

формулируют собственные мысли и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем составляют шаги алгоритма, делают вывод

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями.

  1. Планирование учебной деятельности

- Определите пошагово работу с этим правилом (составьте алгоритм):

1. Выделить в слове приставку

2. Посмотреть на букву после приставки

3. Если оканчивается на глухой, то пишем  букву С

4. Если оканчивается на звонкий согласный – З

Проверим себя:

исполнить, издать

беспорядок, безбрежный

ФИЗМИНУТКА

Вот мы руки развели, словно удивились,

 И друг другу до земли низко поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже наклонись, поклонись и улыбнись.

Планируют шаги по правилу. Выполняют задание учителя по определенному алгоритму.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  сторят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Самоконтроль

Задание 1. Я буду вам читать отрывки из стихотворений, а вы, если услышите слова с приставками на З и С, записать его должны.

  1. Листья, листья, листопад,

Не расчистить школьный сад.

  1. У солнышка есть правило:

Оно лучи расправило,

Раскинуло с утра. И на земле жара.

  1. Рассердилась бабушка: «Взрослых не учи. Разбираюсь правильно, как пинать мячи»
  2. Я Володины отметки узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой,

Раздаются три звонка.

  1. Нет, в жизни мне не повезло:

Однажды я разбил стекло.

Задание 2. Упр. 352 (у доски)

Задание 3. Упр.355 (устно)

Выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывания и обосновывают свою точку зрения

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

правило на стр. 126, повторить правописание корней с чередующимися гласными. Упр. 356.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? (нарисуйте в тетради смайлики)

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)

Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...

Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.

Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»

Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...