Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-/-лож-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Правописание чередующихся гласных а-о, в корнях –лаг-/-лож-. §38

Тип урока: Урок усвоения и закрепления  новых знаний

Цель  урока: выяснить условие написания изучаемых корней; научить владеть способом выбора О и А в корне –ЛАГ-/-ЛОЖ-; развивать образное и логическое мышление, речь учащихся

Планируемые результаты

Предметные

метапредметные

личностные

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Проверим готовность к уроку.

Хозяин на уроке – учебник.

Его помощники – тетрадь, ручка.

Так что время не теряем.

И работать начинаем.

Актуализация прежних знаний.
- Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна, изл…жение.

- Почему к последнему слову нельзя подобрать проверочное?

- Какую букву нужно вставить в этом слове? Ребята, чтобы никогда не ошибиться, давайте, запишем новую тему нашего урока  себе в тетради.

- Особое мнение о правописании слов есть у пятиклассника Саши Петрова:

Я из-за безударных гласных столько разных ударов получил: и в школе, и дома!

А в общем-то какая разница – писать моршрут и маршрут, велосипед или веласипед? От этого ведь велосипед мотоциклом не станет. Важно только, чтобы все было понятно. А какая там буква в середине стоит – А или О,- это по-моему, совершенно безразлично.  И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они поймут и отменят все правила. Но пока еще люди до этого не додумались, а додумался одни только я…

- Согласны ли с мнением Саши?

Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

  1. Целеполагание

Безударный – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука…- Откройте стр.110, понаблюдайте за материалом. Как произносятся и как пишутся гласные в этом корне?

- Чему мы должны сегодня научиться?

Формулируют учебную задачу совместно с учителем.

Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить высказывания, понятные одноклассникам.

  1. Планирование учебной деятельности

- Давайте запишем эти слова в тетрадь с полным разбором.

-Выделите корень. Можно ли эти слова назвать однокоренными?

- В этих словах происходит чередование?

- Какие гласные чередуются?

- Какую закономерность вы видите в чередовании этих гласных? (перед Г пишем А, перед Ж пишем О)

- Так ли это, прочитайте в теории (стр.110)

Принимают участие в работе, под руководством учителя выполняют задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные:  контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, высказываются по теме урока, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности.

  1. Самоконтроль

Задание 1. От данных глаголов с помощью суффикса –ени образуйте существительные: предлагать (предложение), располагать (расположение), предполагать (предположение), возлагать (возложение), слагать (сложение), налагать (наложение), прилагать (приложение).

- Сделайте вывод по написанному.

Задание 2. Я буду называть словосочетания, а вы записывать только  гласную, которая пишется в корне этого слова: предлагать ничью, положительный герой, располагающая улыбка, изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предложение, просклонять прилагательное,  произвести сложение.(а, о, а, о, о, а, о, а, о)

- Сверьте записанные буквы  с записями с соседом по парте, а потом с моими.

Выполняют задания у доски и в тетрадях

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

Выучить правило на стр.110, упр.307.

Ответьте Саше Петрову, кто же командует правописанием А и О в безударных корнях (творческое задание)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

-Какую орфограмму мы изучили?

- Какие трудности в процессе урока у вас возникли.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож- .

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод....

Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях -ЛАГ- (-ЛОЖ-).

Предлагаю  урок изучения нового материал по русскому языку в 5 классе, разработанный в технологии критического мышления посредством чтения и письма....

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»

1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...