Обращение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока по теме "Обращение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie.docx53.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Обращение.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель  урока: Познакомить с понятием «обращение»; обучить постановке знаков препинания в предложениях с обращением. 

Методы и формы работы: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая работа; фронтальная; мозговой штурм

Технология: технология сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные

знать определение обращения; опознавательный признак  выделения обращения на письме – звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего.

метапредметные

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, справочники, ресурсы Интернет.

личностные

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Владимировна,  и сегодня я буду у вас вести урок русского языка. Я желаю вам хорошего настроения и активности на уроке.

- Ребята, у вас на столах зеленые и желтые листочки. На зеленых напишите, чего вы ожидаете от урока, на желтых – чего опасаетесь. Отложите их в сторону.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнем мы наш урок со словарной работы. Запишите слова под диктовку: здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините, простите. 

Проверьте записанные слова по эталону. Скажите, кто не сделал ни одной ошибки в записанных словах?

- А что вы можете сказать об этих словах? (слова вежливости)

- В каких речевых ситуациях их можно употреблять? (при встрече, поблагодарить за что-нибудь, при прощании)

- А у меня для вас уже первое задание. Напишите комплимент однокласснику, употребив слово вежливости. (предложения заслушиваются, комментируются)

- А как В* узнал, что ты, В*, обращаешься именно к нему? (Ответ ученика: я назвал его по имени)

- А зачем ты в предложении употребил  его имя? (Ответ ученика: чтобы привлечь его внимание)

- С какой интонацией вы произнесли его имя? (Ответ ученика: со звательной, сделал паузу после имени, чтобы он на меня посмотрел)

- Ребята, кто помнит из начальной школы, как называются слова или сочетание слов, с помощью которых обращаются с речью? (Ответ ученика: Обращения)

Записывают словарный диктант.

Проверяют словарные слова по эталону.

Отвечают на вопросы учителя. Строят понятные для партнера высказывания.

Составляют предложения по заданию.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Вот и тема нашего урока, запишите в тетради: «Обращение»

- Каждая группа подумайте, что вы хотите знать по этой теме. Составьте список вопросов к теме урока.

(В результате мозгового штурма на доске появляются вопросы:

ЧТО ЭТО?

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ?

ЧЕМ ВЫРАЖЕНО?

КАКОВА РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотруднические с учителем и одноклассниками делают выводы. Задают вопросы для уточнения информации

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в группе, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Тогда мы приступаем к изучению темы. Откройте учебник на стр.176, §62. Понаблюдайте над предложениями. Найдите в этих предложениях ответы на поставленные вопросы.

 - Как представлены выделенные фрагменты в предложении? (Ответ ученика: словом, сочетанием слов)- напротив первого вопроса появляется запись: слово или сочетание слов.

- Что или кого называют выделенные слова в предложении? (Ответ ученика: называют того, к кому обращаются с речью) – напротив второго вопроса появляется запись.

- Можно ли с помощью обращения выразить свое отношение к тому, к кому обращаешься? (Ответ ученика: да, оно часто оценивает того, к кому обращаешься: ласково, грубо, вежливо и др.)  

- Какой частью речи являются эти слова? (Ответ ученика: именем существительным в им.пад. или сочетанием с существит.в им.пад.) – напротив третьего вопроса появляется запись: существительное в им.пад.)

-  Какое место могут занимать в предложении обращения? (Ответ ученика: в начале, середине и конце предложения)

- Что на письме соответствует интонационному выделению обращений? (Ответ ученика: запятые)

- О чем вас просят авторы учебника? (прочитать выразительно, выделить обращения интонацией) 

- Кто готов прочитать эти предложения? (слушаем, поправляем)

- Молодцы. Сейчас вы прочитаете теоретический материал на стр. 176-177.

- Обо всем мы с вами сейчас сказали, что написано в теоретической справке?

- Посмотрите на предложения, которые вы составили в начале урока, исправьте недочеты? (можно спросить: какие недочеты)

- Знаете, ребята, что в древнерусском языке для обращения существовал специальный звательный падеж. Например, у Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?» В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается лишь особой интонацией и синтаксическим употреблением. Сохранилась она только в некоторых словах под влиянием церковнославянского языка: боже, господи.

- Но у нас остался еще один вопрос: Какова роль обращений в предложении? Чтобы на него ответить, выполним упр. 490, стр.177.

- С чем можно спутать обращения? (Ответ ученика: с подлежащим)

- Объявляю мозговой штурм. Сейчас вы в своих группах обсудите, какие признаки помогут отличить обращение от подлежащего. Подсказку возьмите в задании к упражнению 490.

Ответ ученика:

1. подлежащее входит в состав грамматической основы предложения; обращение не входит в грамматическую основу и не является членом предложения.

2. от сказуемого к подлежащему можно задать вопрос; обращение не зависит ни от одного члена предложения.

3. между подлежащим и сказуемым нет паузы; после обращения пауза длиннее, голос на обращении повышается и понижается только к концу предложения.

- Значит, мы с вами можем ответить на последний вопрос: обращение не является членом предложения.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключики достать,

Нужно на носочки встать.

- Отдохнули, продолжаем работать дальше.

Работают с теоретическим  материалом, находят важную информацию и обрабатывают ее.  

Отвечают на вопросы учителя. Строят понятные высказывания.

Заполняется кластер-схема.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- Выполните задание 1: перед вами предложения, вам необходимо отметить только те, в которых есть обращения.  Проверка: по эталону.

1) Мама, пойдем в музей.

2) Я люблю тебя, родная Русь моя!

3) Ветер гоняет стаи туч.

4) Друзья, к чему весь этот шум?

5) Во поле березонька стояла.

6) Наша Русь – могучая держава.

7) Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

8) Петя,  читай книгу.

9) Алеша, который радовался этому накануне, теперь закрыл глаза.

10) Молодец, Данила, не подвел!

- Задание 2. Синтаксический конструктор. Каждой группе раздается предложение, вам нужно перестроить его так, чтобы оно стало побудительным и в нем появилось обращение.

1) Маша прочитает книгу о путешествиях.

2) Старшеклассники участвуют в лыжных соревнованиях.

3) Школьники путешествуют по родному краю.

4) Молодые люди активно занимаются спортом.

5) Ребята хорошо подготовились к олимпиаде по русскому языку.

- Задание 3. Ребята, прошлый год был объявлен в России годом русского кино. Кто знает, какой объявлен 2017 год. (Ответ ученика: год экологии).

- Скажите, а у нас в поселке есть экологические проблемы? Хотели бы обратиться к жителям нашего поселка с призывом? Вот сейчас у вас появится такая возможность. У вас на столах фломастеры, листы бумаги. Напишите обращение, оформите листовку. Помните, что  сначала по середине строчки   с большой буквы вы пишите обращение. А так как обращение раскрывает отношение к тому, к кому вы обращаетесь, то в конце поставьте восклицательный знак. Не забудьте употребить слова вежливости.  По окончании свою листовку защитите.

Выполняют задание по эталону в группах.

 

Под руководством учителя осуществляют проверку заданий.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Молодцы, поработали мы сегодня очень хорошо. После выполненных заданий на уроке ответьте на вопросы:

1. Что такое обращение?

2. Сколько слов может включать обращение?

3. Где может стоять обращение?

4. Какую форму имеет обращение?

5. В какой речи, устной или письменной,  чаще всего употребляется обращение?

- Послушайте стихотворение, которое поможет  вам запомнить все с урока.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§62, упр. 498 (Вам нужно найти сказки Пушкина и выписать 5 предложений с обращениями. Подумайте, как обращение раскрывает характер героя)  

Записывают задание, слушают объяснения учителя

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы сегодня узнали?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке? Возьмите листочки и приклейте их на дерево знаний. Зеленый, если ваши ожидания оправдались, желтые, если ваши опасения были не напрасны. (Оценить дерево)

- Всем спасибо за урок, вы сегодня очень хорошо поработали. Лидеры групп подайте список ребят, которые активно принимали участие в выполнении и заданий.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме "ПОНЯТИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ»

На уроке проводится закрепление умения проводить пунктуационный анализ предложений с обращениями, отрабатывается умение использовать этикетные формы обращения в собственной речи,...

Обращение. Знаки препинания при обращении

Краснодарский крайУсть-Лабинский районг. Усть-Лабинскмуниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6ул.Энгельса,71      ОТКРЫТЫЙ...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

урок в 5 классе Обращение. Знаки препинания при обращении.

Урок по теме "Обращение. знаки препинания при обращении" в 5 классе по программе Львова. На уроке использовалась презентация. Урок прошёл на высоком уровне. Учащимся урок очень понравился....

ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ.

Урок по теме: "Обращение и знаки препинания при обращении".материал учит детей находить предложения с обращениями, использовать обращение как средство оценки того, кто говорит и того, к кому обращаютс...

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике ненецких писателей.

Урок русского  языка в 5 классе по программе М.М. Разумовской Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.Обращения в лирике ненецких писателей.Презентация к уроку....