КВН по русскому для 6 класса
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Борисова Светлана Владимировна

внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_6_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

КВН проводится для учащихся 5-6 классов. Заранее назначаются ведущие.

Учащиеся заучивают стихи, соответственно оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.)

Ход игры

Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 В класса.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

“Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь)

Представление команд

Капитан 1 команды

Вас приветствует команда “Веселых и находчивых”

Наш девиз: “Будем активно мыслить!”

Привет, друзья! Сегодня в школе

Большой и интересный день.

Чудесный праздник – КВН

Чтоб этот праздник – КВН

Вам по душе пришелся всем,

Нужно знания иметь прочные

И быть веселым и находчивым!

Капитан 2 команды

Вас приветствует команда “Любознательных”

Наш девиз: “Пусть ум победит силу!”

Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

Будем в КВН играть.

И соревнуясь нынче с вами,

Мы останемся друзьями.

Так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба вместе с ней.

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.

Капитану 1 команды

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)

Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

Капитану 2 команды

Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)

Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.гусеница (личинка бабочки)

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

комбайнер (водитель комбайна)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)        мельком (в самое короткое время, бегло)

вахтер (дежурный сторож)

щавель (растение)

силос (ком для скота)

квартал (часть города)

Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.1 команде

В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).

Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).

О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).

2 команде

Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).

Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).

Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?

Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

1 команде: Жутко жуку жить на суку.

2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.

5 конкурс: В поисках фразеологизмов.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?

1 команде – слово рука

2 команде – слово голова

6 конкурс: Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).

Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.

1 команде

Скажи “родник” -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом

(Ключ от дверей тут ни при чем).

(А.Л.Барто)        

2 команде

Шьет иглой портниха в строчку.

Взял коньки точильщик в точку.

Я, заканчивая строчку,

Ставлю маленькую точку.

(Я.А.Козловский)

7 конкурс: Прочитайте высказывание.

Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.Плакат 1 команде         Плакат 2 команде

К         Й         Г         А         И            У         А         Р         Н         О

Ы         И         О         Н         Б            К         М         Г         З         Р

З         Ч         М         Е         Ю         И         М         Й         О         О

Я         У         Ш         Т         Л         Т         А         А         Ш         Х

(Любите наш могучий язык!)         (Хорошо знай грамматику)

Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.

Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. КВН по теме: "Служебные части речи"

Мингазова Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Цель мероприятия:

Организовать разумный отдых учащихся.

В игровой форме подвести итог по “Служебным частям речи”.

Задачи мероприятия:

Привлечь к работе по подготовке и проведению КВН как можно больше учащихся.

Реализовать задачу комплексного подхода к воспитанию школьников.

Развить интерес к углубленному изучению русского языка.

Организовать активный отдых школьников средствами учебного предмета.

Основные этапы игры

I. Приветствие команд. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”, “Междометия”. Каждая команда представляет свою часть речи, из перечисленных выше. Также дается задание придумать рекламу своей части речи, которая будет демонстрироваться в перерывах между конкурсами.

II. Конкурсные задания: “Шарады”, “Ты-мне, я тебе”, “конкурс капитанов”, “Не и Ни в человеческом общении”.

III. Подведение итогов и раздача дипломов. Дипломы готовятся заранее по следующим номинациям: “Самой оригинальной команде”, “Самой веселой команде”, “Самой быстрой команде”, “Самой артистичной команде”.

Ход игры КВН

Под звуки музыки входят команды: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”, “Междометья”.

Ведущий: Добрый день, участники игры! Добрый день все присутствующие на самой интересной и веселой игре под названием “Клуб Веселых и Находчивых”. Тема нашего мероприятия – “Служебные части речи”. Сегодня мы с ребятами попытаемся доказать, что служебные части речи не просто скучные и порой сложные для написания, но очень даже полезные в нашем с вами человеческом общении. Как и положено, в любой конкурсной игре, нужно выбрать жюри (жюри выбирается из учителей, пришедших на открытое мероприятие (3 человека)). Жюри готовы оценить игру, а мы незамедлительно к ней и приступаем.

I конкурс “Приветствие”. Это было домашним заданием команд. В этом конкурсе ребята должны представить свою часть речи. Условием для команды было – доказать важность своей части речи.

По окончании этого конкурса, ребята из команды “Союзы” показывают свою рекламу, в которой тоже доказывают важность своей части речи. (В последующем, после каждого конкурса показ рекламы других частей речи)

II Конкурс “Шарады”.

Ведущий: Шарады – это род загадки, в которой слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом (например “семь-я”) и затем дается описание смысла каждого из этих слов, иногда в форме стихотворений или инсценировок. Сейчас каждая команда возьмет себе задание и разгадает шараду. Задание усложняется тем, что разгадав шараду, вы должны дать определение угаданному слову.

Задания на карточках:

1 карточка

1. Приставка перед – с неполногласным сочетанием.

2. Корень существительного логово.

Ответ: Предлог.

2 карточка

1. Предлог, антоним к предлогу на (на поезд).

2. Окончание творительного падежа единственного числа прилагательных женского рода.

3. Парная звонкая согласная.

Ответ: Союз.

3 карточка

1. Шипящая согласная.

2. Гласная в конце наречий с приставкой из.

3. Корень числительного сто.

4. Один из суффиксов существительного больница.

5. Окончание существительного женского рода (в именительном падеже единственного числа).

Ответ: Частица.

4 карточка

1. Один из слогов существительного метеор.

2. Корень глагола ждать.

3. Окончание существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

4. Окончание глаголов I спр. в 3л. ед.ч. наст. вр.

5. Суффикс и окончание существительного величие.

Ответ: Междометие

Ведущий: При оценке этого конкурса жюри учитывает и быстроту ответа, и правильность определения.

Реклама “Предлогов”

III Конкурс. Команды соревнуются между собой “Ты - мне, я - тебе” .

Ведущий: Этот конкурс ребята устраивают между собой. Команды заранее готовили вопросы своим соперникам, пришло время задать их друг другу. Жюри оценивает как сам вопрос, так и ответы команд. По окончании конкурса реклама “Частиц”.

IV конкурс. “Конкурс капитанов”

Ведущий: Приглашаются капитаны команд. Вопросы будут звучать для всех, кто первый догадается, тот поднимает табличку и дает ответ. Если ответ будет неполным, то другие имеют право ответить, дополнить. Жюри оценивает количество и качество ответов.

1 вопрос. Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании “задержался из-за метели” (причина).

2 вопрос. Переделать предложение так, чтобы оно стало антонимичным предлагаемому: “Незнакомец быстро вошел в подъезд” (Незнакомец быстро вышел из подъезда).

3 вопрос. С каким падежом употребляется предлог “Над” (с творительным).

4 вопрос. Какое лексическое значение у предлога “в течение” (время)

5 вопрос. На какие 2 разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные).

6 вопрос. Привести пример предложения с использованием союза “зато” и омонимичной ему приставкой с местоимением. (Напр. Собака побежала за то дерево. – Дорого, зато мило).

7 вопрос. Какое значение у частицы НИ (усилительное).

8 вопрос. Как называются такие слова: “брр”, “ха-ха-ха”, “мяу” (звукоподражательные слова).

Итак, все капитаны молодцы, осталось жюри оценить этот конкурс, а все мы пока посмотрим рекламу “Междометий”.

V конкурс. “Не и Ни в человеческом общении”. Готовятся карточки с заданием – на месте пропусков вставить подходящие по смыслу частицы не или ни. В каждой карточке по 2 предложения. (Предложения далее показаны без изменений).

1. На небе ни облачка.

2. Ни с места.

3. Между тем Андрей Гаврилович скрылся, и никто не заметил.

4.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести, ни метлой не смести

5. Ни дать, ни взять.

6. Я ниоткуда и ни от кого не жду помощи.

7. Я живу у вас и ни в чем не нуждаюсь.

8. На море ни волн, ни ветра, и я не мог не выкупаться.

Ведущий: Жюри получили ответы команд. Мы надеемся, что конкурс

понравился всем присутствующим, а теперь слово жюри.

Жюри оценивает команды и вручает дипломы по следующим номинациям:

самой оригинальной команде

самой веселой команде

самой быстрой команде

самой артистичной команде

Игра-конкурс "Путешествие по стране Сообразилии-Вообразилии" (Внеклассное мероприятие в 7 классах)

Цель мероприятия: выработать у ребят интерес к предметам гуманитарного цикла (русский язык, литература, искусство, история и др.), продолжать налаживать дружеские отношения между детьми, развивать соревновательность и за счет нее сплачивать коллектив.

Игра-путешествие проводится по станциям. Участвуют три команды, выполнение заданий оценивает жюри (состоит из классных руководителей и родителей).

1)Представление команд (Ребята заранее должны были приготовить название, девиз команды, приветствие жюри и болельщикам).

Максимальная оценка - 5 баллов.

2)Станция "Мельпомена". Кто знает, что означает это слово? (дополнительный балл) (Древнегреческая богиня, которая отвечала за театр)

Итак, эта станция посвящена театру. Для начала мини-викторина "Три героя".

a)Задается вопрос; та команда, которая быстрее отвечает, поднимает руку (капитан). Оценивается быстрота и правильность ответа (каждый вопрос - 1 балл).

Назовите трех русских былинных богатырей. (Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец)

Как звали трех толстяков в повести Ю. Олеши? (У них не было имен)

Как звали трех мушкетеров из романа А. Дюма? (Атос, Портос, Арамис)

Назовите три роковые карты из повести Пушкина "Пиковая дама". (Тройка, семерка, туз)

b)Инсценирование. Необходимо инсценировать стихотворное произведение. Один участник читает, остальные - изображают с помощью пантомимы. (Оценка: 1 балл за артистичность команды, 1 балл за чтение, 1 балл за общее впечатление, 1 балл за лучшую мужскую роль, 1 балл за лучшую женскую роль; максимальная оценка - 5 баллов)

"Про мимозу" О. Михалкова

"Сказка о царе Салтане" А. Пушкина

"Квартет" И. Крылова

3)Вирши.

Кто знает, что это такое? (дополнительный балл) (Так назывались стихи в Древней Руси)

Игра "Рифмы". За 1 минуту кто больше всех придумает слов, рифмующихся со словом "пейзаж". (Максимальная оценка - 3 балла)

Шарады. Кто быстрее отгадает, поднимает руку и получает балл (1 балл за каждый правильный ответ)

Планета солнечной системы

Мое начало составляет.

Нет для фантастов лучшей темы,

Она их тайной привлекает.

А слог второй под Новый год

Любовно люди украшают.

Что в целом, отгадает тот,

Кто город Франции узнает.

(Марс-ель)

Учителя / Педагогический коллектив / Кафедра словесности / Гассельбах Г. Л. / Игра-конкурс (внеклассное мероприятие для 7-го класса)

Уважаемые коллеги!

Приём заявок на участие в текущем сезоне завершен.

Приём заявок на участие

в сезоне 2010/2011

начнется 1 апреля 2010 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ

УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Выберите первую букву фамилии

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н

О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УЧРЕЖДЕНИЯ–УЧАСТНИКИ

РАЗДЕЛЫ ФЕСТИВАЛЯ

Раздел        Статьи

Преподавание математики         6815

Преподавание физики         2524

Преподавание астрономии         99

Преподавание химии         1892

Преподавание биологии         2619

Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»         54

Преподавание географии         1837

Преподавание географии с использованием УМК «„Сферы“ – урок XXI века» издательства «Просвещение»         69

Преподавание истории         2857

Преподавание русского языка         3534

Преподавание литературы         4136

Преподавание иностранных языков         5332

Преподавание английского языка с использованием УМК «„Английский в фокусе“ – на урок с учебником XXI века» издательства «Просвещение»         90

Преподавание информатики         3301

Преподавание ОБЖ         396

Преподавание технологии         1675

Преподавание музыки         962

Преподавание в начальной школе         14053

Работа с дошкольниками         3992

Спорт в школе и здоровье детей         1286

Администрирование школы         1249

Организация школьной библиотеки         251

Внеклассная работа         8824

Общепедагогические технологии         2194

Классное руководство         1916

Работа с родителями         1026

Школьная психологическая служба         1457

Социальная педагогика         462

Преподавание экономики         369

Преподавание экологии         716

Преподавание МХК и ИЗО         1379

Логопедия         62

Всего статей: 77428

 

                Внеклассное мероприятие по русскому языку в 8–11-х классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет"

Беляева Юлия Викторовна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

Объявление

 

ЦЕЛЬ:

1) расширить знания учащихся об общении с людьми, используя разные формы занятий;

2) обогащение речевого запаса учащихся.

На стенде: эпиграфы о речевом общении.

Приложение 1

Действующие лица: ведущий – учитель, учащийся, юный литературовед, юный историк, юный психолог, юный лингвист, учащиеся, исполняющие сценки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВЕДУЩИЙ:

Состояние современной русской среды вызывает большую тревогу. В период различных социально-экономических потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещён, например, в средства массовой информации.

Особенно болезненно эта вседозволенность сказывается на детях и подростках. Вырастая в убогом и агрессивном языковом пространстве, они не умеют правильно выражать свои мысли, зачастую их словарный запас ограничен несколькими десятками слов, штампованными рекламными фразами.

Каждая библиотека может (и должна) противостоять этому явлению. Используя книгу, библиотекарь и учитель учат детей правильному общению, обогащают их словарный запас. Он и сам должен подавать пример правильного речевого поведения – говорить с детьми убедительно, образно, сохранять при этом доброжелательный тон и не допускать жаргонной, вульгарной лексики.

ВЕДУЩИЙ: Знаете ли вы, ребята, что такое этикет? (ответы учащихся)

Учащийся:

Большой толковый словарь русского языка даёт следующее определение этому понятию: “Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях”.

Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома и на работе, в театре и в библиотеке, в кругу друзей и уличной сутолоке. К сожалению, далеко не все люди знают и выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение к нам окружающих. Очень важно и то, как мы говорим, общаемся между собой. Речевой этикет – один их важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или бескультурье).

Юный литературовед:

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге “Живой как жизнь”, посвящённой русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, “извращения речи” (по его выражению)

“Какая-то “дама с собачкой”, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у неё дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: “Ляжь!” Одного этого “ляжь” оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень её духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости. Что, например, хорошего мог я подумать о той любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: “Не раздевай пальта!”

С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие книгу:

“Возьми эту: ценная вещь. Там один так даёт копоти!”

“Вот эта жутко мощная книжка!”

“Эту не бери! Лабуда! Пшено!

С острой, пронзительной жалостью гляжу на юнцов.

По мнению К.И.Чуковского, этот жаргон свидетельствует о душевном и духовном убожестве говорящего.

Юный историк:

Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой, а это возможно только тогда, когда человек постоянно расширяет свой кругозор, развивает ум и сердце, учится размышлять, оценивать свои слова и поступки.

Культура слова – это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа 18 века Ж.Ж.Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности: “Неучтивость, - писал французский писатель 17 века Ж.Лабрюйер, - есть следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия чувства долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти”.

А как чудовищно выглядят те из нас, мои юные друзья, которые засоряют свою речь нецензурными словами, то есть сквернословят. Как больно смотреть, например, на милые девичьи уста, изрыгающие матерщину. Ещё древнегреческий философ и учёный Аристотель считал, что “из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков”. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика, несдержанность в общении и склонность к дурным поступкам.

Юный лингвист:

Этот язык, похожий на язык Эллочки-Людоедки из романа И.Ильфа и Е Петрова “12 стульев”, распространён и в языковой среде современного молодого человека: студента, школьника. Эта вульгарная, “людоедская” речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от неё не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам – людоедкам!

Чтение стихотворения Евгений Вестник “Ода русскому языку”

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумится над тобой -

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

“ОблЕгчить, нАчать, взАд, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил”.

Ну, ладно б жулик или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку лупят:

“ОсУжденный и инциН дент

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят”.

Ну, ладно б только бюрократ -

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начАть

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!

Ведущий:

Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками матерщины. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Вспомните свой класс. Наверняка, одни используют в своей речи нецензурные слова чаще, другие – реже, кто-то не использует никогда. От чего это зависит , по-вашему? (ответы учащихся)

Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.

Юный лингвист:

Что с нами происходит?

Мы, россияне, должны любить свой язык, гордится им. Нуждается ли он в похвалах? Надо говорить о его образности, силе и красоте, способности с удивительной точностью обозначить любой предмет, любое явление, действие, передать любые мысли и чувства, самые тончайшие их оттенки?

Ещё М.В.Ломоносов находил в русском языке “…великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, неясность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского”.

А.И.Крылов своим творчеством показал, что писателю можно пригоршнями черпать слова, выражения прямо из речи народной. Всё дальше раздвигали возможности литературного языка, отлаживали его великие мастера – А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.М.Пришвин, М.А.Шолохов…

Александр Иванович Куприн, русский писатель, сказал: “Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”.

Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий:

Главная функция языка – общение, беседа. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником.

(умение внимательно слушать; общая эрудиция ,широкая осведомлённость; отсутствие речевых ошибок; выразительность, красота речи; доброжелательный тон)

(ответы учащихся)

Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает и оскорбляет окружающих.

Я попрошу вас произнести одну и ту же фразу - “Прошу вас этого больше не делать” - первый раз спокойно, доброжелательно, а второй раз – резко, агрессивно.

(ребята выполняют задание)

Посмотрите отрывок из поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” (учащиеся разыгрывают сценку Чичиков и Коробочка)

Приложение 2

Ведущий: Услышали разницу?

Предлагаем вам, ребята, посмотреть в исполнении своих товарищей две коротенькие сценки.

Выходят Прохожие (1) и (2)

Сценка 1.

Прохожий (1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий (2): О, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий(1): Спасибо большое.

Прохожий(2): Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2.

Прохожий(1): Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий(2): Чего?

Прохожий(1): Простите. Я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий(2): Первая направо.

Ведущий:

Охарактеризуйте, пожалуйста, участников этих диалогов с точки зрения речевого этикета.

(ответы ребят)

“Напрасно думать, - писал в 16 веке У. Шекспир, - будто резкий тон есть признак лишь грубости и невоспитанности. Ничто не даёт нам права быть невежливыми в разговоре – ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком – спокойный, доброжелательный, тактичный.

Юный психолог:

Очень трудно перечислить все случаи, требующие соблюдения правил речевого этикета. Остановим свой выбор на такой жизненной ситуации, как знакомство. Посмотрите для начала коротенькую уличную сценку.

(Входят девушка и юноша)

Сценка 3.

Юноша: Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка: Хам!

Юный психолог:

Молодой человек немного смущён, отнюдь не развязен, однако девушка, обозвав его оскорбительным словом, гордо прошла мимо.

Совет психолога девушке: когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его “бестолковость”, лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать – делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее отказ. Как минимум, это в ваших интересах;

Ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих почти однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она ещё и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, поблагодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает всё это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки. Не удивляйтесь попытке познакомиться с вами. Хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

Ведущий:

А теперь наши помощники, ваши товарищи, представят вам несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать знакомство. Остальное зависит только от вас. Я уверена, что вы люди образованные, милые и симпатичные, читаете не только программу передач и, конечно, сумеете быть интересными. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности. И помните: чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Молодой человек(1):

Добрый день. Всем известно, что очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Молодой человек(2):

Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а вот что не знаю. Посоветуйте!

Молодой человек(3):

Добрый день. У меня к вам совершенно не традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошёл бы к вам, улыбнулся и сказал: “Здравствуйте. Давайте познакомимся”.

Ведущий:

Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуаций знакомства. (желающие отвечают)

Ведущий:

Общаясь, человек учится взаимоотношениям с окружающими, развивает себя как личность, учится вести беседу.

Беседа – это искусство. Любая беседа начинается со встречи, поэтому естественно, первые слова приветствия. Самый распространённый вопрос, который следует далее, - это: “Как поживаете? (поживаешь? или “Как дела?”). Затем идут более конкретные вопросы. Беседа получается плодотворной, когда собеседники умеют слушать друг друга.

Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. С человеком, умеющим слушать, всем хочется общаться, так как люди обычно больше склонны говорить. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.

Ещё одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнение ваших товарищей инсценировку из рассказа Е.Носова “Телефон”. Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 4.

Мишка: Алло! Алло!

Колька: Алло!

Мишка: Слышно что-нибудь?

Колька: Слышно. А тебе слышно?

Мишка: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Колька: Хорошо. А тебе?

Мишка: И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька: Давай. А о чём разговаривать?

Мишка: Ну, о чём… О чём-нибудь… Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька: Правда.

Мишка: Вот если бы не было. Было бы плохо… Ну…

Колька: Что “ну”? (пауза)

Мишка: Чего же ты не разговариваешь?

Колька: А ты почему не разговариваешь?

Мишка: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь….

Ведущий:

Как вы думаете, ребята, в чём заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (это был разговор ни о чём)

Ведущий:

А какие правила телефонного разговора вы знаете?(Ещё до того, как снимите трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный разговор необходим? При разговоре по телефону надо всегда помнить, что аппарат не может заменить личного общения, и должен служить лишь для передачи какой-либо информации. Телефонный разговор не должен превращаться в болтовню, как у героев Н.Носова)

Ведущий:

Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу.

Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте напрасно: “Кто говорит?”, “Кто у телефона?”, “С кем я говорю?”… В ответ вы, скорее всего услышите: “А кто вам нужен?” Для того чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей, как свой собственный; добрососедские отношения могут быть омрачены одним-единственным неумным звонком или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но всё-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять “остроумие” с помощью фраз типа “Нет, это зоопарк”. Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Вообще, согласно правилам этикета, любой разговор надо вести спокойно, сдержанно, не допуская крикливых, раздражительных интонаций. Швейцарский мыслитель 18 века И.Лафатер вывел краткую и точную формулу речевого этикета:

“Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать”

Правила речевого общения отразились и в народной мудрости: русских народных пословицах и поговорках. (Слово – серебро, молчание – золото; Не велико дело – велико слово; Ласково слово не трудно, да споро; Язык мой – враг мой: прежде ума говорит)

Ведущий:

Правилам этикета, в том числе речевого, желательно научиться в детстве, в подростковом возрасте, так как потом будет намного сложнее его осваивать. Более того, можно испытать немало горьких моментов, натыкаясь на неприятие и осуждение окружающих. Воспитанному человеку легче живётся в любом обществе, так как ему привычно и не трудно соблюдать правила поведения в любом коллективе. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, так что постарайтесь, дорогие ребята, не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любом обществе.

ВЫВОД:

- Назовите признаки культурной, правильной речи?

(Учёные выделяют:

Правильность речи – литературно-языковые нормы

Точность – соответствие мыслям

Логичность – доступность пониманию

Простота – естественность

Богатство – разнообразие используемых языковых средств

Чистота – отсутствие жаргонизмов, вульгарных слов

Живость – выразительность, образность, эмоциональность

Благозвучие – приятное для слуха звучание)

Ведущий:

Много слов на земле.

Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, –

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту…

Игра “Сила Слова”

Приложение 3

Используемая литература.

Статья “Сила Слова”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 12, 2006 г.

Статья “Как Слово наше отзовётся…”. Журнал “Читаем, учимся, играем”, 3, 2006 г.

Роскошь человеческого общения (практикум по культуре общения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому 10 класс

Тематическое планирование русский язык 10 класс...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс

Цели игры:•             обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...

"О русском и на русском 9 класс"

"О русском и на русском 9 класс"...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Русский 7 класс. Обобщение повторения за 5-6 классы

Рекомендуется вначале прочитать конспект уроков по русскому языку в 5-6 классах. В данном тесте всего 14 вопросов. Выбор одного ответа из 4 вариантов (простой тест)....

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...