Изложение «Барсучонок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № 67, 68 | Дата урока | ||
Тема урока: Изложение «Барсучонок» | Тип урока: развитие речи | ||
Цель урока: Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения; | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Разбираться в понятиях книжная и разговорная речь, сферах их использования. | метапредметные Уметь использовать определенный вид лексики в соответствии с речевой ситуацией | личностные Формировать культуру общения; Развивать мотивационную основу деятельности | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Демонстрируют готовность к уроку | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
Беседа по вопросам. В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?
В: Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор? В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?
Тема текста: поход за грибами. Основная мысль: Барсик полакомился, а за его лакомство расплатились другие. 2. Подбор названия, которое бы отразило содержание текста. В: Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст? | Читают и слушают текст в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком ходили в лес, и там на них напали осы (иногда бывает так, что кто-то озорничает, а расплачиваются другие) Джек это собака, а Барсик – ручной барсук. «Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство» | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
3. Общее понятие о структуре рассказа. Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части 4. Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..
ПЛАН. 1. Прогулка по лесу. 2. Полянка – хорошее место для отдыха. 3. Мы отдыхали по-разному. (Кто чем занимается.)
4. Барсик что-то учуял. 5. Барсик разорил гнездо ос в старом пне. 6. Осы преследуют Барсика. 7. Расплата за лакомство. | первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть. Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился. И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста. 6. Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го 7.Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм. - заменяет существительные местоимениями.
- На доску выписать: Имена собственные: Джек, Барсик. Наконец, всё-таки, прямо – наречие. Что-то, кто-то – местоимение. Дуплистый пень – пень с дуплом. Удирать, отыскивал.
- Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах (листочки с текстом отложить в сторону). Птичками, червячков, собирал (приставка), бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя), под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит, кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.
- Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания. 2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП; 4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми; 12 – однородные подлежащие; 13 – восклицательное.
III. Устный пересказ по частям. (закрепление)
Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом. | Составляют рабочие материалы. работают над текстом | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
повторить изученные орфограммы | |||
| |||
Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пишем сжатое изложение. Роль плана при написании сжатого изложения
Для подготовки учашихся к ГИА...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Технологическая карта к уроку «Изложение рассказа «Из детских лет В.П.Чкалова» с изменением лица. 8 класс." (Изложение с грамматическим заданием).
Данная технологическая карта к уроку "Изложение рассказа "Из детских лет В.П.Чкалова" с изменением лица в 8 классе коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помо...
План урока в 5 классе "Контрольная работа - изложение "Барсучонок" (алгоритм действий для обучающихся)
Данный план обучающиеся могут использовать на уроке, когда учитель работает удаленно...
Тексты изложений и варианты сжатых изложений.
Тексты изложений из открытого банка и варианты сжатых изложений по текстам помогут при подготовке к ОГЭ в 9 классе....
Подготовка к ОГЭ. Тексты изложений из сайта ФИПИ. Сжатое изложение
Тексты изложений + сжатые изложения...