Главные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № | Дата урока | ||
Тема урока: Главные члены предложения. §53 | Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний | ||
Цель урока: углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умение правильно находить сказуемое в предложении. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать понятия «грамматическая основа предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого». Знать способы выражения подлежащего, уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существит., местоимением | метапредметные Иметь способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет ресурсы, свободно пользоваться справочной литературой | личностные Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
Собрать тетради Хорошо проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь отметку…пять! - Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение, надеюсь в течение урока оно будет только улучшаться. | Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | |
| |||
- Что называется подлежащим? Как найти подлежащее? - Я вам предлагаю потренироваться. Посмотрите на распечатки, прочитайте предложения, определите, чем выражено подлежащее. (смотри ниже) - Из какой сказки данные предложения? (сказка Г. Андерсена, «Голый король») - Какова главная мысль Андерсена в сказке о наивном короле? (сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость приближенных, обрекших его на позор) | Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Записывают способы выражения подлежащего. делают выводы по выполненной работе. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- С каким членом предложения подлежащее составляет смысловой центр? - На доске записано: поздняя осень. -Что перед нами? (словосочетание) - А как можно превратить его в предложение? - Запишем первое: Поздняя осень наступила. - Чем выражено сказуемое?(глаголом). Второе предложение: Поздняя осень – любимая пора поэтов. -Чем выражено сказуемое, как его найти? - Значит, речь у нас сегодня пойдет о чем? (о сказуемом и способах его выражения) | Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
- Послушайте три определения сказуемого? Какое из них полное и верное? 1) Сказуемое – это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует грамматическую основу. 2) Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? Что сделает? 3) Сказуемое – это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует смысловой центр предложения и отвечает на вопросы что говорится о подлежащем? или что делает? и каков он? Или каково? Или какой? - Еще раз прочитаем определения сказуемого в предложении. - Удовлетворило ли оно вас? Может вам хотелось бы что-то добавить? | Слушаю учителя, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
- упр.429 (вместе у доски) | выполняют упражнении, делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Кто хочет получить «5»? запишем предложения. Найдем сказуемое. Чем оно выражено? Пушкинская осень – это «пышное природы увяданье». Осень для поэта – «очей очарованье». - На каком месте обычно стоит сказуемое, если оно выражено существительным? | |||
| |||
выучить определение сказуемого , упр. 431. | |||
| |||
- Что нового вы узнали на уроке? - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Какое настроение у вас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
Учителю:
предложение | способы выражения подлежащего |
Жил-был король. | сущ в им.п. |
Он очень любил наряжаться. | местоим.в им.п. |
Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди. | сочет. Числ +сущ.в р.п. устойчивое сочетание: прил.+сущ.в им.п. |
Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. | подлежащего нет. |
Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. | однор.сущ в им.п |
Министры по просьбе короля следили за работой. | сущ в им.п. во мн.ч. |
Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски! | числит. В значении сущ. в им.п., местоим. в им.п. |
Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией. | сущ.в им.п. |
«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик. | сущ.в им.п. |
предложение | способы выражения подлежащего |
Жил-был король. | |
Он очень любил наряжаться. | |
Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди. | |
Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. | |
Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. | |
Министры по просьбе короля следили за работой. | |
Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски! | |
Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией. | |
«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик. |
предложение | способы выражения подлежащего |
Жил-был король. | |
Он очень любил наряжаться. | |
Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди. | |
Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. | |
Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. | |
Министры по просьбе короля следили за работой. | |
Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски! | |
Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией. | |
«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик. |
предложение | способы выражения подлежащего |
Жил-был король. | |
Он очень любил наряжаться. | |
Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди. | |
Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань. | |
Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы. | |
Министры по просьбе короля следили за работой. | |
Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски! | |
Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией. | |
«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предложение. Главные члены предложения.
Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи ...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс
Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".
Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...