Главные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya.docx43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Главные члены предложения. §53

Тип урока: Урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель  урока: углубить знания учащихся о признаках сказуемого; отработать умение правильно находить сказуемое в предложении.

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия «грамматическая основа предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого». Знать способы выражения подлежащего, уметь находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существит., местоимением

метапредметные

Иметь способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет ресурсы, свободно пользоваться справочной литературой

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Собрать тетради

Хорошо проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

только лишь отметку…пять!

- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение, надеюсь в течение урока оно будет только улучшаться.

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Что называется подлежащим? Как найти подлежащее?

- Я вам предлагаю потренироваться. Посмотрите на распечатки, прочитайте предложения, определите, чем выражено подлежащее. (смотри ниже)

- Из какой сказки данные предложения? (сказка Г. Андерсена, «Голый король»)

- Какова главная мысль Андерсена в сказке о наивном короле? (сказочник осуждает не столько глупость наивного короля, сколько трусость, подхалимство, подлость приближенных, обрекших его на позор)

Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы. Записывают способы выражения подлежащего.

делают выводы по выполненной работе.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- С каким членом предложения подлежащее составляет смысловой центр?

- На доске записано: поздняя осень.

-Что перед нами? (словосочетание)

- А как можно превратить его в предложение?

- Запишем первое: Поздняя осень наступила.

- Чем выражено сказуемое?(глаголом).

Второе предложение: Поздняя осень – любимая пора поэтов. 

-Чем  выражено сказуемое, как его найти?

- Значит,  речь у нас сегодня пойдет о чем? (о сказуемом и способах его выражения)

Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Послушайте три определения сказуемого?  Какое из них полное и верное?

1) Сказуемое – это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует грамматическую основу.

2) Сказуемое – это главный член предложения, который отвечает на вопросы что делает? Что сделает?

3) Сказуемое – это главный член предложения, который вместе с подлежащим образует смысловой центр предложения и отвечает на вопросы что говорится о подлежащем? или что делает? и  каков он? Или каково? Или какой?

- Еще раз прочитаем определения сказуемого в предложении.

- Удовлетворило ли оно вас? Может вам хотелось бы что-то добавить?

Слушаю учителя, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Вместе с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- упр.429 (вместе у доски)

выполняют упражнении, делают выводы.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Включение в систему знаний и повторение

- Кто хочет получить «5»? запишем предложения. Найдем сказуемое. Чем оно выражено?

Пушкинская осень – это «пышное природы увяданье».

Осень для поэта – «очей очарованье».

- На каком месте обычно стоит сказуемое, если оно выражено существительным?

  1. Информация о домашнем задании

выучить определение сказуемого , упр. 431.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Какое настроение у вас?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Учителю:

предложение

способы выражения подлежащего

Жил-был король.

сущ в им.п.

Он очень любил наряжаться.

местоим.в им.п.

Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.

сочет. Числ +сущ.в р.п.

устойчивое сочетание: прил.+сущ.в им.п.

Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.

подлежащего нет.

Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы.

однор.сущ в им.п

Министры по просьбе короля следили за работой.

сущ в им.п. во мн.ч.

Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!

числит. В значении сущ. в им.п.,

местоим. в им.п.

Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией. 

сущ.в им.п.

«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик.

сущ.в им.п.

предложение

способы выражения подлежащего

Жил-был король.

Он очень любил наряжаться.

Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.

Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.

Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы.

Министры по просьбе короля следили за работой.

Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!

Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией.

«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик.

предложение

способы выражения подлежащего

Жил-был король.

Он очень любил наряжаться.

Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.

Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.

Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы.

Министры по просьбе короля следили за работой.

Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!

Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией.

«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик.

предложение

способы выражения подлежащего

Жил-был король.

Он очень любил наряжаться.

Два обманщика, прикинувшись замечательными портными, обещали ему сшить платье, которое увидят лишь умные люди.

Но сначала нужно было изготовить тончайшую, драгоценнейшую ткань.

Шелк и золото, полученные мастерами, были припрятаны в карманы.

Министры по просьбе короля следили за работой.

Один посмотрел – ничего не увидел, другой воскликнул: «Какой узор! Какие краски!

Хитрые сановники восхищались прекрасной мантией.

«Да ведь король-то голый!» - закричал какой-то мальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Главные члены предложения.

Цели урока: 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения. 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи ...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...