Предложение. Главные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Альмухаметова Олеся Павловна

 

Цели урока:
 1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения.

 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

  Образовательная: систематизировать знания  и умения нахождения главных членов  в простом предложении, их места и значения в  устной и письменной речи;

  Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы с деформированным текстом, дидактических игр,  обогащение активного словаря учащихся;

  Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения с деформированным текстом), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;        Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

  Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

"Предложение. Главные члены предложения"

  1. Фомина Олеся Павловна
  2. Учитель русского языка и чтения
  3. Русский язык
  4. 5 класс
  5. Предложение. Главные члены предложения. 3 урок.
  6. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой.

Цели урока:
1. Познакомить с главными членами как грамматической и смысловой основой предложения.

 2.Формирование  навыков  нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

Задачи урока:

  Образовательная: систематизировать знания  и умения нахождения главных членов  в простом предложении, их места и значения в  устной и письменной речи;

  Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы с деформированным текстом, дидактических игр,  обогащение активного словаря учащихся;

  Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения с деформированным текстом), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения;        Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

  Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки.

Этап урока:

Содержание этапов урока:

Деятельность ученика

Время

1. Орг. момент

Проверь дружок,                        Слайд №1 
Готов ли ты, начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

- Начинаем урок русского языка.   Слайд №2

Проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку

1мин.

2. Развитие мелкой моторики рук. Развитие речи, памяти, внимания.

Упражнение «Олени».

 Представим себе, что мы олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.
Посмотрите: мы - олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени... Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко... Ровно... Глубоко.

- Для чего выполняем эти упражнения на уроке русского языка?


Выполняют все действия, повторяя за учителем.

1мин.

3. Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем «Двадцать шестое апреля. Классная работа"

Записывают дату, классная работа в тетрадь

2мин.

4. Чистописание

- А сейчас минутка чистописания. Для чего проводим минутку чистописания?
- Посмотрим на доску. 
п р пл  ро
- Что заметила?
- Сравните буквы. Почему повторяем написание этих букв? Соединений?
- Пропишите в строке.                                            
Слайд №3

Прописывают

 соединений букв в тетрадь

2 мин.

5. Словарная работа












Работа по карточкам



- Сегодня на уроке нам будут помогать герои одной сказки.  Рассмотрите рисунок на доске.
- Кто отгадал, как называется сказка?

-Верно

Слайд №4, 5, 6
- Назовите главных героев сказки (лиса, заяц - картинки на доску).
- Кто пытался помочь зайчику?
- Давайте запишем названия этих героев:
- На доске эти слова уже записаны, но что вы заметили? (
нужно вставить буквы)                           

  Слайд №  7                      
- Что можете сказать про эти слова еще дополнительно? (
они словарные, их нужно запомнить, т.к. проверить нельзя)
- У доски 1 ученик вставит буквы в слова, а вы у себя в карточках. Проверим.
- Поставьте ударение.
- Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
обака, лисица, медведь, заяц)                     Слайд № 8
- Сегодня познакомимся с новым словом
петух         
 (певень – петь, поющая птица).                  Слайд № 9

- Давайте  запишем это слово в тетрадь и запомним  его.




“Заюшкина избушка”.                                              



Лиса,заяц         


Собака, медведь, петух













У доски 1 ученик вставляет буквы в слова, а остальные у себя в карточках.












Запись слова «ПЕТУХ» в тетрадь

5мин.

6. Постановка темы, цели урока

- Кто хочет разговаривать?

- Тот должен выговаривать.

- Все правильно и внятно?

- Чтоб было всем понятно?

- Все, что я говорила - это ...? Слайд № 10
- А вы отвечали на мои вопросы? (тоже речь)
- А из чего состоит наша речь?
- Что такое предложение?
- Как в предложении связаны слова?
- Как  предложения отделяются друг от друга в устной речи? В письменной?
- Ребята, а зачем мы учим предложения?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с главными членами предложения, будем учиться находить их в предложении.
- Для чего нужно выделять главные члены в предложениях? Мы постараемся ответить на этот вопрос по ходу урока. Договорились?
 Слайд № 11

Давайте пропишем в наших тетрадях тему нашего урока.                                                    

Мы будем разговаривать


И будем выговаривать


 Так правильно и внятно


Чтоб было всем понятно



Речь             




 Из предложений

 

По смыслу


Паузой. Точкой.
















Запись в тетрадь темы урока

3мин.

7. Определение сути в предложении, работа с учебником.

- Сейчас мы определим  о ком или о чём говорится  в тексте.
Учебник с. 180 упр. 482                                       Слайд № 12
- Прочитайте задание.
- Скажите, о ком или о чём говорится в предложении с выделенными словами.

-Что говорится в предложении о реке, о боре, о соловье, о дергаче, о ручейке, о луне?

-Определите, какие из выделенных слов являются в предложении подлежащими, а какие сказуемыми.
- Запишите в тетрадь выделенные словосочетания
с красной строки. Подчеркните подлежащее одной чертой, сказуемое- двумя. Помните правило - списываем по слогам. Проверьте.
Взаимопроверка.



Работа по заданию учебника



Работа по тексту упражнения









Запись в тетрадь полученных словосочетаний

8мин.

8. Физкульт- Минутка

Слайд №13





Слайд №14

1. Ах ты, Петя - простота,   
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Петя, Петя - петушок!
Что ты рано встаешь?!
Детям спать не даешь?

Чтобы нам совсем проснуться
Нужно потянуться!
Раз подняться, поднянуться,
Два нагнуться, разогнуться...

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

Выполнений

 физминутки















Выполнений действий, повторяя за учителем

2мин.

9. Наблюдение над связью слов в предложении.

>- Сейчас мы будем наблюдать за связью слов в предложении. Попробуем ответить на наш вопрос: зачем учим главные члены предложения и выделяем их?
(
На доске рисунок медвежонка с медом)    Слайд №15

- Рассмотрите картинку.
- Кого вы видите?
- Составьте предложение из 2-х слов.
- Что составили?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про медвежонка?
- Что ест медвежонок? Как узнали?
- Составьте предложение. (Медвежонок ест мед)
- Сколько слов в предложении?
(
Записать на доске. Медвежонок ест мед.)

- Представьте, что из предложения выпало 1-е слово. Что получилось?
- Про кого мы не смогли узнать? (кто ест)
- Нравится вам это предложение?
-Сейчас из предложения выпало 2-е слово.
Что получилось? (медвежонок мед)
- О чем не узнали? (что делает медведь)
- Медведь мед. Это предложение?
- Из предложения выпало 3-е слово. Что получилось? (медведь ест)
- Можно назвать это предложением?
- Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение называются
главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается.

- О ком говорится в нашем предложении?    Слайд №16
- Поставим вопрос - кто? (медвежонок)
- Подчеркиваем одной чертой.
- Что говорится о медвежонке? (он ест)
- Поставьте вопрос. (что делает?)
- Подчеркиваем двумя чертами.
- Мы подчеркнули главные члены предложения

Самостоятельная работа.
- Спишите предложение. Подчеркните главные члены.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
Вывод: - Для чего мы изучаем главные члены предложения? Выделяем их в предложении?













Медвежонок ест

Предложение

Про медвежонка

Что он ест


Мёд


Медвежонок ест мёд


3






Ест мед

Кто ест


Нет




Медвежонок ест


Что делает медвежонок


Нет


Медведь ест



Да, это предложение









Медвежонок


Кто?



Он ест


Что делает?



Это главные члены предложения


Самостоятельно



5мин.

































































5мин.

10. Закрепление изученного

- Для того, чтобы еще лучше запомнили о главных членах, нам нужно изученное закрепить. Хотите попробовать свои силы?

1) Учебник с. 181 у.484                             Слайд №17
- Прочитайте:
- О ком можно составить предложение из данных слов.
- Составьте и запишите предложение. Подчеркните главные члены.
- Давайте проверим.
2) 
 Индивидуально
- На доске написаны два предложения:
 Птицы летают. Рыбы плавают.                 Слайд №18
-Саша и Женя выходите к доске. Найдите и подчеркните главные члены в предложениях.
Слайд № 19 

  3)   Фронтально. Слайд 20

Ребусы. Головоломки.
КТО?                ЧТО ДЕЛАЕТ?

-А вы, ребята,  найдите в классе картинки и составьте предложения из двух слов по схеме:
- Что подчеркнули одной чертой?
- Что подчеркнули двумя чертами?
(одной чертой - слово, которое обозначает о ком или о чем говорится в предложении, а двумя чертами - слово, которое обозначает, что говорится об этом слове).
- Давайте проверим ребят, выполнявших задание у доски.
- Молодцы! Верно справились с заданиями.




















Саша и Женя выходят к доске. Находят и подчеркивают главные члены в предложениях.




Фронтальная работа.


Составление предложений по картинке






7мин.

11. Итог урока
Слайд № 21 

- Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

Учащиеся делаю вывод

1мин.

12. Домашнее задание Слайд № 22

Ребята, откройте, пожалуйста, ваши дневники и запишите домашнее задание – стр.         упр.  

Запись домашнего задания в дневник

2мин.

13. Рефлексия
Слайд № 23











Слайд №24






 

- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.


Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
(грамзапись петуха - ку-ка-ре-ку)
- Урок  окончен.

1мин.

Таблица №1

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Словарная работа

Использование электронных словарей на уроках

- Сегодня на уроке нам будут помогать герои одной сказки.  Рассмотрите рисунок на доске.
- Кто отгадал, как называется сказка?

-Верно

Слайд №4, 5, 6
- Назовите главных героев сказки (лиса, заяц - картинки на доску).
- Кто пытался помочь зайчику?
- Давайте запишем названия этих героев:
- На доске эти слова уже записаны, но что вы заметили? (
нужно вставить буквы)                           

  Слайд №  7                      
- Что можете сказать про эти слова еще дополнительно? (
они словарные, их нужно запомнить, т.к. проверить нельзя)
- У доски 1 ученик вставит буквы в слова, а вы у себя в карточках. Проверим.
- Поставьте ударение.
- Подчеркните букву, которую нужно запомнить.
обака, лисица, медведь, заяц)                     Слайд № 8
- Сегодня познакомимся с новым словом
петух         
 (певень – петь, поющая птица).                  Слайд № 9

- Давайте  запишем это слово в тетрадь и запомним  его.






“Заюшкина избушка”.                                              



Лиса,заяц         


Собака, медведь, петух





















У доски 1 ученик вставляет буквы в слова, а остальные у себя в карточках.















Запись слова «ПЕТУХ» в тетрадь

5мин.

2

физминутка

Электронные физминутки, гимнастика для глаз

1. Ах ты, Петя - простота,   
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Петя, Петя - петушок!
Что ты рано встаешь?!
Детям спать не даешь?

Чтобы нам совсем проснуться
Нужно потянуться!
Раз подняться, поднянуться,
Два нагнуться, разогнуться...

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

Выполнений

 физминутки



















Выполнений действий, повторяя за учителем

2мин.

3

Наблюдение над связью слов в предложении.

Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме

- Сейчас мы будем наблюдать за связью слов в предложении. Попробуем ответить на наш вопрос: зачем учим главные члены предложения и выделяем их?
(
На доске рисунок медвежонка с медом)    Слайд №15

- Рассмотрите картинку.
- Кого вы видите?
- Составьте предложение из 2-х слов.
- Что составили?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про медвежонка?
- Что ест медвежонок? Как узнали?
- Составьте предложение. (Медвежонок ест мед)
- Сколько слов в предложении?
(
Записать на доске. Медвежонок ест мед.)

- Представьте, что из предложения выпало 1-е слово. Что получилось?
- Про кого мы не смогли узнать? (кто ест)
- Нравится вам это предложение?
-Сейчас из предложения выпало 2-е слово.
Что получилось? (медвежонок мед)
- О чем не узнали? (что делает медведь)
- Медведь мед. Это предложение?
- Из предложения выпало 3-е слово. Что получилось? (медведь ест)
- Можно назвать это предложением?
- Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение называются
главными. Без них, как вы убедились, предложение не получается.

- О ком говорится в нашем предложении?    Слайд №16
- Поставим вопрос - кто? (медвежонок)
- Подчеркиваем одной чертой.
- Что говорится о медвежонке? (он ест)
- Поставьте вопрос. (что делает?)
- Подчеркиваем двумя чертами.
- Мы подчеркнули главные члены предложения

Самостоятельная работа.
- Спишите предложение. Подчеркните главные члены.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.
Вывод: - Для чего мы изучаем главные члены предложения? Выделяем их в предложении?













Медвежонок ест

Предложение

Про медвежонка

Что он ест


Мёд


Медвежонок ест мёд


3






Ест мед

Кто ест


Нет










Медвежонок ест


Что делает медвежонок


Нет














Медведь ест



Да, это предложение









Медвежонок


Кто?



Он ест


Что делает?



Это главные члены предложения














Самостоятельно



5мин.

































































5мин.

4

Закрепление изученного

В помощь молодому специалисту. Ребусы и головоломки

  3)   Фронтально. Слайд 20

Ребусы. Головоломки.
КТО?                ЧТО ДЕЛАЕТ?

-А вы, ребята,  найдите в классе картинки и составьте предложения из двух слов по схеме:
- Что подчеркнули одной чертой?
- Что подчеркнули двумя чертами?
(одной чертой - слово, которое обозначает о ком или о чем говорится в предложении, а двумя чертами - слово, которое обозначает, что говорится об этом слове).
- Давайте проверим ребят, выполнявших задание у доски.
- Молодцы! Верно справились с заданиями.








Составление предложений по картинке

Таблица №2

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель  и тд)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Использование электронных словарей на уроках

etymolog.ruslang.ru

Иллюстрация

Сайт  «Я иду на урок русского языка» www.ru.1september.ru                       

2

Электронные физминутки, гимнастика для глаз

http.//ucitelskoli.ucoz.ru/load/animacionnye_fizminutki

презентация

www.ru.1september.ru                       

3

В помощь молодому специалисту. Ребусы и головоломки

http.//skolakras.narod.ru

ribalov2002@mail.ru

www.school-collection.edu.ru

skolakras.narod.ru

4

Электронный учебный модуль практического типа для углублённого изучения предмета по теме

Электронный диск «Фестиваль педагогических идей. Открытые уроки 2006»

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения.Главный член односоставного предложения

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов....

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Тест по теме "Предложение. Главные члены предложения" 5 класс

Тест для проверки знаний в 5 классе по теме "Предложение. Главные члены предложения" (по программе М.Разумовской)...

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения".

Контрольная работа по русскому языку 8 класс "Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения". ...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...