Буквы о-ё после шипящих в корнях слов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-yo_posle_shipyashchih_v_kornyah_slov.docx39.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок №

Дата урока

Тема урока: Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. §39

Тип урока: Урок усвоения и закрепления  новых знаний

Цель  урока: познакомить с орфограммой «Правописание О-Ё после шипящих в корнях слов»; выработать алгоритм применения изучаемой орфограммы.

Планируемые результаты

Предметные

Знать условия правописания о/е после шипящих; уметь писать эти гласные

метапредметные

Уметь применять алгоритм действий  и фиксировать его  в устной речи

личностные

Уметь точно выражать свои мысли; аргументировать свое мнение

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Давайте определим свое настроение: отличное, хорошее, не совсем готов.

- Нам сегодня предстоит изучить еще одну очень важную орфограмму, но она сложная. Сначала повторим ранее изученные орфограммы. Какие?

Словарная диктовка: густые заросли, зеленый росток, выросли на окне, с трудом прорастали, выращенный урожай, морские водоросли, отрасль промышленности, трудный подросток, отрастить длинные волосы, свежие растения, богатая растительность, разросшийся сад.

Демонстрируют готовность к уроку.

Пишут словарный диктант с последующей проверкой.

Познавательные: принимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, навыки.

  1. Целеполагание

-Ребята, поднимите руки, кто любит сказки? А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке. Одну я вам хочу сейчас прочитать.

В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные и гласные. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.

- А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж,Ш,Ч,Щ) Что  вы о них знаете? (Ж и Ш всегда твердые, Ч и Щ всегда мягкие)

 с буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседками не по душе, и они согласны стоять только рядом  с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о правописании букв О и Ё после шипящих) 

 

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Формулируют учебную цель совместно с учителем.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, слова учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные:  планируют в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

  1. Планирование учебной деятельности

стр.112, чтение параграфа по теме.

- Помните! Правильное написание О и Ё после шипящих зависит от того, верно ли нашли мы корень слова и подобрали проверочное однокоренное с вариантом на Е.

-  Давайте проведем лабораторную работу (что вы знаете о лаборатории?)

Берем слово «реш..тка», подбираем к нему однокоренное слово с Е в корне: решето, изрешетить; делаем вывод: в корне пишется Ё.

-Пожалуйста, кто из вас желает поработать у доски со словами: щёлкать, жонглер, черствый, шорох.

- Самостоятельно составьте алгоритм работы с этим правилом (восстановите последовательность действий)

Возможный вариант работы: 1. Определить часть слова. 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слов с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. нельзя подобрать такое слово – пишем О.

ФИЗМИНУТКА

Буратино потянулся,

Раз- нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Читают материал учебника, работают по заданию учителя.

Составляют алгоритм работы над правилом.

Познавательные:  читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные:  контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: учатся высказывать свое мнение.

  1. Самоконтроль
  1. упр.314 (у доски)
  2. Запишите слова: крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый, шоу, чёлка, шёпот.
  3. Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя эти слова.
  4. Прочитайте свои тексты.
  5. Упр.317 (устно)

Выполняют задания учителя.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

  1. Информация о домашнем задании

стр.112, правило; повторить правило на стр.110;  упр.318(письменно)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Сравните свое настроение с началом урока, какое оно у вас сейчас?

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

Разработка урока "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова"...