Сопроводительная речь к компьютерной презентации
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Маркина Надежда Ивановна

Формирование личного вклада в развития образования реально при соблюдении ряда условий, опирающихся на наиболее передовые научные идеи и подходы, а также при использовании современных образовательных технологий,  доступных для других педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovoditelnaya_rech.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Маркина Надежда Ивановна

  учитель русского языка и литературы

МБОУ Саврасовской ОШ

«Формирование регулятивных УУД как средство повышения  эффективности  саморегуляции обучающихся  на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

Слайд 1

Меня зовут Маркина Надежда Ивановна. Я учитель русского языка и литературы МБОУ Саврасовской ОШ.

Слайд 2 

Тема   презентации

Тема моей презентации:

 «Формирование  регулятивных УУД  как средство повышения эффективности саморегуляции обучающихся  на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС»

Слайд 3

Условия формирования  
личного вклада в развитие

Формирование личного вклада в развития образования реально при соблюдении ряда условий, опирающихся на наиболее передовые научные идеи и подходы, а также при использовании современных образовательных технологий,  доступных для других педагогов. 

Слайд 4

Актуальность личного вклада педагога  в развитие образования 

В настоящее время школа должна выпускать в жизнь человека, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение  жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Для того, чтобы реализовать себя, современный выпускник должен овладеть всеми УУД.                                                                               Для обучающихся 5-6 классов ключевыми считаю именно регулятивные УУД. Это связано с кризисом перехода с уровня начального образования  на уровень основного образования, который требует высокой степени самостоятельности, самоорганизованности  учебной деятельности обучающихся и необходимости решения ими учебных задач.                                                                                                                      Таким образом.  формирование и развитие регулятивных УУД можно считать одной из актуальных задач современной системы образования.

Слайд 5

Теоретическое обоснование
личного вклада педагога в развитие образования

  В качестве теоретического  обоснования  личного вклада  могут служить работы

Льва  Семёновича Выготского,  который сформировал концепцию структуры и динамики психологического возраста, позволяющую не только реализовать системно - деятельностный подход, но и дифференцировать те УУД, которые соответствуют определенному возрастному периоду и являются ключевыми в определении умения учиться.

Идеи функциональной системы саморегуляции были разработаны Никола́ем Алекса́ндровичем Бернштейном и Петром Кузьмичом Анохиным еще в 80-е годы.                                                                           Дополнили эту систему и Олег Александрович Конопкин, разработавший концепцию осознанной регуляции человеком своей деятельности, и  Галина Васильевна Бурменская, описавшая регуляторный опыт, необходимый для становления способности саморегуляции,  и Алексей Константинович .Осницкий, выявившем влияние саморегуляции на успешность школьного обучения, и др.

Слайд 6

ЦЕЛЬ,

 задачи  

Цель моей работы:                                                                                                          развитие регулятивных УУД,  обеспечивающих повышение  эффективности  саморегуляации  обучающихся  на уроках русского языка.   Задачи  представлены на слайде.

Слайд 7

Ведущая идея

Ведущая идея, в русле которой я стараюсь осуществлять свою педагогическую  деятельность, представлена на слайде.

Слайд 8

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

На  мой взгляд,  основой успешного овладения УУД  является  все-таки формирование и развитие  тех универсальных действий,  которые относятся к группе  регулятивных. Формирование  регулятивных УУД направлено на развитие у  обучающихся умения ставить  пред собой учебные задачи; планировать  учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для ее реализации, осуществлять коррекцию и контроль по ходу выполняемой работы и уметь оценивать полученные результаты. Также сюда относим  элементы волевой саморегуляции как  способности к мобилизации сил и волевому усилию к преодолению препятствий

Слайд 9

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Личный   вклад  в развитие образования  по теме

Формирование регулятивных УУД как  средство повышения эффективности саморегуляции  обучающихся  на уроках  русского языка в условиях реализации ФГОС   включает комплексный  подход к  развитию регулятивных УУД.  Использование в учебном процессе  таких  заданий,  которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения, т.е.

  • планирования этапов выполнения работы
  •  отслеживания продвижения в выполнении задания
  • соблюдения графика подготовки и предоставления материалов   поиска необходимых ресурсов
  •  распределения обязанностей
  • и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.   

Одним из примеров такого рода заданий может служить выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, обсуждение и презентацию ( например,  участие во Всероссийском конкурсе сочинений).                                                                                                                                                                

Учителю важно организовывать постановку учебных целей, создавать условия для самостоятельной конкретизации их учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей. Многие приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

  1. Приемы  развития  целеподагания:  например, «Тема – вопрос».

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. (Например, урок по теме «Что такое письмо? Для чего  нужны письма? » в 6 классе).

  1. Приемы планирования разнообразны:                                                                                    

один из них - прием  «Восстановление последовательности действий».

Задания вида:

  • «Восстановите  порядок  действий (алгоритм), которые следует выполнять, чтобы правильно, например, выбрать гласный  в безударных окончаниях имён существительных».

__ Определю склонение им. сущ.

__ Поставлю им. сущ. в начальную форму

__ Поставлю опорное слово в ту же падежную форм.

__ Вспомню опорное слово …  склонения

 __ Определю ударное окончание в опорном слов

 __ Запишу то же окончание в проверяемом слове

  • Задание «Выбери цели из предложенного списка»,

  1. Среди  приемов контроля и оценки можно выделить 

например,  

  • прием «Урок в вопросах» (6 кл. тема «Не с сущ-ми»)
  • прием «Знакомлю с памяткой (правилом) партнера».

Используется  для знакомства с правилом, памяткой; овладения способом применения правила и памятки при анализе образца.

Можно использовать при изучении темы: «Морфологический разбор имени существительного. И т.д.

Слайд 10

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

На  мой взгляд, важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности является  вид помощи.                Дети часто теряются, если у них что-то не получается на уроке. И тогда им нужна помощь учителя.

Условия, при которых оказывается помощь,  представлены на слайде.

Слайд 11,12 Диапазон личного вклада в развитие
образования и степень его новизны

Чтобы выявить, насколько успешно формируются регулятивные  УУД у каждого ребенка, я использовала метод наблюдения за деятельностью учащихся на уроке и  диагностические материалы:

  1. Урок  русского языка в 5 классе по теме:                                                           « Тире между подлежащим и сказуемым».                                                                                                                           

На данном уроке на 1 этапе «Мотивация  (самоопределение) к учебной деятельности»  дети  планируют необходимые действия,                                                                                                                                            на 2 этапе «Актуализация и пробное учебное действие» - принимают и сохраняют учебную задачу  

на 3 этапе «Выявление места и причины затруднения» - задают  вопросы с целью  получения необходимой  для решения  проблемы информации,                                                            

на 4 этапе «Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения» - контролируют учебные действия,                                                                                                               на 5 этапе «Практическая деятельность» - контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;  осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.                                                                                                                    

  1. «Урок в вопросах»  применим при изучении любой темы,  как на уроках русского языка, так и на уроках литературы

Слайд 13 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

В конце уч. года в  5 класс проводилась диагностика  развития регулятивных УУД -  Диагностика   сформированности  уровня  саморегуляции                                                                                            ( Рефлексия своей способности к самоуправлению, разработанная на основе методики Н.М. Пейсахова). Исходя  из требований ФГОС, были  определены  планируемые результаты, которые вы видите на слайде.

 К счастью,  достигнутые результаты «не потерялись» в течение летних каникул,  поэтому  развитие регулятивных УУД продолжилось и в 6 классе.  К концу учебного года  доля обучающихся 5 класса, имеющих «4» и «5», составила 100%

Слайд 14 Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Регулярное  использование методов  и приемов  формирования регулятивных УУД на уроках  приведет к тому, что обучающиеся 5-6 классов станут более самостоятельными, самоорганизованными и быстрее пройдут адаптационный период, и отчасти поэтому к концу  5 класса учащиеся начали приобретать  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты

Слайд 15 Транслируемость практических достижений
профессиональной деятельности

 Приемы  по развитию регулятивных УУД  использую на уроках,   при  участии в конкурсах,  делюсь своими взглядами по теме на педсоветах

Слайд 16 литература

Используемая мною литература и ресурсы    Интернет представлены на слайдах.

Благодарю за внимание.

Процесс  учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Компьютерные презентации. Анимация"

Урок "Компьютерные презентации. Анимация" для 5 класса.Второй урок по теме "Компьютерные презентации."...

Компьютерная презентация с мультимедтехнологиями. Создание мультимедийных презентаций

Конспект урока на тему "Компьютерная презентация с мультимедтехнологиями. Создание мультимедийных презентаций"...

Памятка по правилам оформления компьютерных презентаций. Педагогический дизайн компьютерных презентаций.

Компьютерная презентация может не только показать вашу блистательную компьютерную грамотность, педагогический опыт, но и «коварно» продемонстрировать методическую беспомощность, отсутствие художествен...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

Тема: Создание компьютерных презентаций, обработка объектов презентаций.

Цели:обучающие:-помочь учащимся получить представление о способах создания компьютерных презентаций и  их объектах;-сформировать навыки работы с компьютерными презентациями и их объектами...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...