План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника
план-конспект урока по математике
Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Цель: систематизация знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач на нахождение площади прямоугольного треугольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploshchad_pryamougolnogo_treugolnika.doc | 341 КБ |
ploshchad_pryamougolnogo_treug_4_kl.ppt | 886.5 КБ |
korablik.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Площадь прямоугольного треугольника. 4 класс (дети с ТНР)
Тип урока: открытие новых знаний.
Программа: адаптированная образовательная программа
Место данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.
Цель: Развитие способности учащихся к решению задач на нахождение площади прямоугольного треугольника
Познакомить учащихся с формулой измерения площади прямоугольного треугольника.
Научить вычислять площадь прямоугольного треугольника по формуле.
Закрепить умение выражать площадь геометрических фигур через разные единицы измерения площади.
Развивать мышление, память, логику.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (карточки, геометрические фигуры, иллюстрации); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Коммуникативные: формировать умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы.
Предметные: формирование умения определения площади прямоугольного треугольника;
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; проявление интереса к новому; умение использовать имеющие знания и личный опыт; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, экран, дидактический материал (раздаточный материал, формулы, слайды с материалами к уроку).
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя (№☺- показ слайда) | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку: - Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Тихонечко садитесь. На уроке нам понадобятся рабочие тетради, пенал с карандашами, линейка, ножницы и, конечно же, хорошее настроение. - Проверьте, все ли у вас на месте. Начинаем урок. - Откройте тетради, запишите число, классная работа, слово «тема». | Демонстрируют готовность к уроку. Записывают дату, число и слово «Тема» Слушают учителя, отвечают на вопросы.
| Личностные УУД ориентация на содержательные моменты учебной деятельности. Регулятивные: контролируют свои действия |
2. Актуализация знаний | «Работа в парах» - Сейчас работа будет проходить в парах. - Возьмите конверты с геометрическими фигурами. - На какие две группы можно разделить эти фигуры. - Разложите фигуры на две группы: в первую –треугольники, во вторую - многоугольники. - Назовите вид треугольников (прямоугольный) Почему их называют прямоугольными? (Они имеют прямой угол) - Как можно доказать, что угол прямой? (при помощи линейки) - Итак, о каких фигурах сегодня пойдёт речь? - Возьмите конверты с единицами измерения. Выложите перед собой карточки с величинами. - Найдите карточки с единицами измерения площади фигуры. - Расположите их в порядке возрастания. - Какие величины вы выбрали? - А теперь расположите карточки в порядке убывания величины площади фигуры? - Что измеряют этими величинами? (площадь) | Слушают учителя, анализируют, выполняют задание, отвечают Один ученик у доски (проверка) Ответ: кв. мм, кв. см, кв. дм, кв. м, кв. км Один ученик у доски (проверка) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. |
3. Подготовка к восприятию нового материала. Тема и цель учебной деятельности. | - Сформулируйте тему нашего урока. Запишите тему в тетрадь №☺ 1 №☺ 2- Эпиграфом нашего урока будет высказывание «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Как вы его понимаете (надо открывать самим новые знания). - Чтобы узнать все о площади прямоугольного треугольника, мы должны: - знать, что такое …. и …..; - уметь определять …..; - применять знания при решении …. | Тему записывают в тетрадь. Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить. Дети дают объяснение Формулируют задачи урока | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. |
4. Открытие новых знаний. | №☺ 3 - На партах перед вами модели прямоугольников. Возьмите их. Проведите карандашом прямую линию по диагонали с верхнего левого угла к нижнему правому углу? ☺ - Возьмите ножницы и расстригите по линии. - Сколько фигур получилось? Что это за фигуры? ☺ - Наложите их друг на друга уголок к уголку. Какие они? (одинаковые, равные). ☺ - Что о них вы еще можете сказать? (они прямоугольные) - Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников? – Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника? №☺ 4 – Положите один из треугольников перед собой, подпишите на треугольниках катеты и гипотенузы. - Покажи катеты☺ - Покажи гипотенузу☺ - Сделайте вывод, что такое катет? (Стороны, образующие прямой угол) -Гипотенуза? (линия напротив прямого угла) №☺ 5 – Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника? – А площадь одного из треугольников? ☺ - Покажите катеты. – Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью катетов. №☺6 – Давайте проверим правильность наших выводов. Чтобы лучше запомнить нужно прочитать в слух. - Читаем хором. №☺7 - Запишите формулу треугольника. Выделите в рамочку. | Практическая работа Ответ: 2 треугольника Они прямоугольные. У них есть прямой угол. Одинаковые. Они равны Половину прямоугольника Катеты – это длина и ширина разрезанного прямоугольника, а гипотенуза – линия, по которой мы разрезали фигуру. Да S = a х b Один ученик показывает у доски. Формулируют правило. Площадь прямоугольного треугольника – это произведение его катетов, делённое пополам. Один ученик выходит к доске. Записывает формулу Проверяют на слайде. Записывают в тетрадь в рамочку | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. |
5. Первичное закрепление | Теперь мы знаем, что такое прямоугольный треугольник и знаем что такое площадь. приступаем к следующему этапу определять площадь №☺8 - Решим задачу. Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты. ☺ - Запишем условие к задаче. ☺ - По какой формуле мы будем находить площадь? запиши формулу. ☺ - Теперь подставляем данные в формулу☺ - Мы ответили на вопрос задачи? Можем записать ответ? | Один ученик решает у доски с объяснением | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции. |
Физминутка «МИКС – ПЭА-ШЕА» «Поднимите руку – найдите пару» - Ребята, теперь встанем - На стенах развешаны геометрические фигуры - Найдите прямоугольные треугольники. Снимите по одному каждый. - В треугольниках обозначены катеты. Найти площадь прямоугольного треугольника? - Передвигаемся по классу под музыку. Музыка останавливается - образуем пары. Выполняем задание партнёра. Меняемся карточками. Выполнившая пара поднимает руку. | Ученики смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Дети расходятся по классу под музыку. Музыка выключается, выполняют задание, обмениваются карточками и т.д. | ||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Мы теперь умеем определять площадь прямоугольного треугольника. Остался следующий этап. Задача: №☺ 9 Участок земли прямоугольной формы со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон. - Что означает число 12 м? - Что означает число 25 м? - Что еще известно в задаче? (участок разделили по диагонали, одну часть участка займут клумбы, а другую – газон) - Какой вопрос? - Можем ли мы сразу на него ответить? - Какую формулу мы будем применять, чтобы найти ответ? Почему? №☺10 - В паре прочитайте ещё раз задачу. - Решаем задачу самостоятельно. Записываем условие и решение как в предыдущей задаче. - Проверьте решение партнера. - Сравните с образцом. | Читают друг другу задачу по карточке Слушают учителя, отвечают Решают самостоятельно в тетради. Взаимопроверка. Самопроверка | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | - Восстановим этапы урока. Что мы сегодня делали? - Вернёмся к эпиграфу нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» - А чему ты сегодня научился? - Что нового узнал? - Людям каких профессий нужны эти знания? - А тебе лично это необходимо? - А теперь каждый из нас оценит свою работу на уроке по нашей закладке - линейке успеха. - Как вы себя оценили? Все ли вам удалось? - Молодцы! Вы сегодня все хорошо поработали! И в награду каждый из вас получит сегодня индивидуальное домашнее задание. - Спасибо, за урок! Желаю удачи в поисках новых знаний! | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение. Осуществляют самооценку. Подводят итог. Домашнее задание: на карточках (дифференцированное). | Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Практическая работа
A B C гипотенуза катет катет
S = a x b S = (a x b):2 S = (a x b):2 b
катет гипотенуза Площадь прямоугольного треугольника S=(a ∙ b) : 2
a=5 см; b=4 см. S =(a•b) :2 S = (5•4) :2=10 (см ² ) Ответ: площадь прямоугольного треугольника 10 см ² 4см 5см
S = ? Участок земли прямоугольной формы со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон.
Участок земли прямоугольной формы со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон. a= 2 5 см; b= 12 см. S - ? Решение: (25 ● 12) :2 = 150 (м²) Ответ : площадь участка под газон 150 м² S = 150 м² ?
Предварительный просмотр:
Вычисли площадь, которую занимает на рисунке кораблик.
Вычисли площадь, которую занимает на рисунке кораблик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"
План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...
Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...
Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...
К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)
В статье предлагается мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи. Данная схема может быть использована и для обучающихся с нормативным развитием....
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА
В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....
Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...
Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)
Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...