Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_rus_yazyk_7.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Большеберезниковская ООШ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № ______________ «_____» _____________ 2016 г. Руководитель МО _________/Шамонина Р.И./ | СОГЛАСОВАНО замдиректора по УВР _____________ /Коробова Л.П. «____» __________ 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ _________ Кротов И.В./ «_____» _____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « Русский язык»
в 7 классе
Составитель программы:
Зевайкина Н.М.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2016 - 2017 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и календарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
1.1 Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коллективно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
1.2 Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
1.3. Место учебного предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Марьяновская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
1. 4. Результаты освоения курса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Метопредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Из них | Всего часов на Р/р | Из них
| ||
к/д | зачетов | соч. | изл. | |||
Введение | 1 | |||||
Повторение изученного в 5-6 классах | 10 | 1 | 1 | |||
Морфология и орфография. Культура речи. | 117 (74+43) | |||||
Причастие | 35 | 1 | 1 | 7 | 3 | 1 |
Деепричастие | 11 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Наречие | 25 | 1 | 1 | 5 | 4 | 1 |
Категория состояния | 3 | |||||
Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | |||||
Предлог | 8 | 2 | 2 | |||
Союз | 13 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
Частица | 20 | 1 | 1 | 4 | 4 | |
Междометие | 1 | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 8 | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 136 | 7 | 6 | 23 | 18 | 5 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (10 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (117 ч)
Причастие (35 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (25 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (8 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (13 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (20 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (8ч)
Раздел IV Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Самостоятельная работа | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | |||||
I четверть. | ||||||
1 | Введение. Русский зык как развивающееся явление. | Беседа. | 1 | Высказывания о русском языке. | 2.09 | |
Повторение изученного в 5-6 классах (10) | 10 | |||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Синтаксический разбор предложения. | 3.09 | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Пунктуационный разбор предложения. | 5.09 | |
4 | Лексика фразеология. | Комбинированный | 1 | Работа со словарём. | 8.09 | |
5 | Фонетика и орфография. | Комбинированный | 1 | Фонетический разбор слов. | 9.09 | |
6 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Разбор слов по составу. | 10.09 | |
7 | Морфология и орфография морфологический разбор слов. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор слов. | 12.09 | |
8 | Орфография. Морфология. Р/р. Текст. Стили русского литературного языка. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | 15.09 | |
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | Контрольный урок | 1 | Грамматическое задание. | 16.09 | |
10 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | 17.09 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (35) | 117 35 | |||||
11 | Повторение изученного о глаголе. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | 19.09 | |
12 | Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Проверочная работа. | 22.09 | |
13 | Р/р. Публицистический стиль. | Урок развития речи. | 1 | Составление устного выступления-обращения. | 23.09 | |
14 15 | Склонение причастий. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | 24.09 26.09 | |
16 17 | Р/р. Контрольное сочинение. | Контрольный урок | 2 | Написание сочинения. | 29.09 30.09 | |
18 19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Урок изучения нового материала | 2 | Проверочная работа. | 1.10 3.10 | |
20 | Р/р. Описание внешности человека. | Урок развития речи | 1 | Сочинение-описание внешности человека. | 6.10 | |
21- 22 | Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | 2 | Проверочная работа. | 7.10 8.10 | |
23 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | 10.10 | |
24 | Действительные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | 13.10 | |
25 | Страдательные причастия настоящего времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы. | 14.10 | |
26 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Словарно-орфографическая работа. | 15.10 | |
27 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с таблицей. | 17.10 | |
28 | Краткие страдательные причастия. | Урок изучения нового материала | 1 | Выполнение упражнений | 20.10 | |
29- 30 | Р/р.Контрольное (выборочное) изложение. | Урок развития речи | 2 | Написание изложения. | 21.10 22.10 | |
31 | Гласная перед Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | 24.10 | |
32 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | 27.10 | |
33 | Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Урок изучения нового материала | 1 | Тестовые задания. | 28.10 | |
34 | Морфологический разбор причастия. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Проверочная работа. | 29.10 | |
35 | Диктант с грамматическим заданием. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Грамматическое задание. | 31.10 | |
II четверть | ||||||
36-37 | Н и НН в кратких причастиях. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | 10.11 11.11 | |
38-39 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Урок изучения нового материала | 2 | Составление связного рассказа о написании не с причастиями. | 12.11- 14.11 | |
40 | Р/р. Сочинение «Мой знакомый» | Урок развития речи | 1 | Написание сочинения. | 17.11 | |
41 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Выполнение упражнений | 18.11 | |
42 | Повторение изученного о причастии. Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | 19.11 | |
43 | Контрольный диктант по теме «Причастие». | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | 21.11 | |
44 | Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | 22.11 | |
45 | Понятие о деепричастии (11ч.) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | 24.11 | |
46 47 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Урок изучения нового материала | 2 | Составление предложений по схемам. | 25.11 26.11 | |
48 | НЕ с деепричастиями. | Урок изучения нового материала | 1 | Проверочная работа. | 28.11 | |
49 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | 1.12 | |
50-51 | P.p. Описание действий как вид текста | Урок развития речи. | 2 | Сочинение описание. | 2.12 3.12 | |
52 | Морфологический разбор деепричастия | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор. деепричастия | 5.12 | |
53 | Повторение по теме «Деепричастие». Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Составление таблицы «Не с глаголами, деепричастиями». | 8.12 | |
54 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие». | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | 9.12 | |
55 | Анализ контрольного диктанта Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | 10.12 | |
56 | Наречие как часть речи.(25ч.) | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом – упр. 201 | 12.12 | |
57 58 | Смысловые группы наречий. | Урок изучения нового материала | 2 | Составление рассказа по упр. 203 | 15.12 16.12 | |
59- 60 | P.p. Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) | Урок развития речи | 2 | Собирание материала к сочинению. | 17.12 19.12 | |
61- 62 | Степени сравнения наречий | Урок изучения нового материала | 2 | Работа с текстом упр. 204 | 22.12 23.12 | |
63 | Морфологический разбор наречия. | 1 | Диктант по памяти. | 24.12 | ||
64- 66 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | Урок изучения нового материала | 3 | Составление таблицы «Не с существительными, прилагательными, наречиями». | 26.12 12.01 13.01 | |
67-68 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | Урок изучения нового материала | 2 | Составление таблицы «Не и ни в отрицательных местоимениях, наречиях». | ||
69, 70 | Н и НН в наречиях на -о и -е. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
71, 72 | Р/р. Сочинение-описание. действий. (о труде) | Урок развития речи | 2 | Собирание материала к сочинению. | ||
73 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы «Буквы О и Е после шипящих в разных частях слова». | ||
74 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | Урок изучения нового материала | 1 | Составление предложений с наречиями с буквами о и а на конце. | ||
75 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы «Дефис между частями слова» | ||
76, 77 | Слитное и раздельно написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
78 | Р/р. Выборочное изложение. | Урок развития речи | 1 | Написание изложения. | ||
79 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | ||
80 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
81 | Контрольный диктант по теме «Наречие».. | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
82 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа по карточкам. | |||
83-84 | Категория состояния(3) | Урок изучения нового материала | 2 | Творческая работа. | ||
85 | Морфологический разбор категория состояния. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор категория состояния. | ||
Служебные части речи. Культура речи. | ||||||
86 | Самостоятельные и служебные части речи (1ч.) | Урок изучения нового материала | 1 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
87 | Предлог как часть речи.(8ч.) | Урок изучения нового материала | 1 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
88 | Употребление предлогов. | Урок изучения нового материала | 1 | Составление схемы сложного предложения. | ||
89 | Непроизводные и производные предлоги. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. | ||
90 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | Урок изучения нового материала | 1 | Морфологический разбор предлога. | ||
91, 92 | Р/р. Контрольное изложение | Урок развития речи | 2 | Написание изложения. | ||
93, 94 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
95 | Союз как част речи. Простые и составные союзы. (13) | Урок изучения нового материала | 1 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
96 | Сочинительные и подчинительные союзы. | Урок изучения нового материала | 1 | Проверочная работа. | ||
97, 98 | Запятая перед союзами в сложном предложении. | Комбинированный урок | 2 | Работа по карточкам. | ||
99 | Сочинительные союзы. | Урок изучения нового материала | 1 | Синтаксический разбор предложений. | ||
100 | Подчинительные союзы. | Урок изучения нового материала | 1 | Синтаксический разбор предложений. | ||
101 | Морфологический разбор союза. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор союза. | ||
102, 103 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
104, 105 | Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. | Урок развития речи | 2 | Написание сочинения. | ||
IV четверть. | ||||||
106 | Обобщение сведений о предлогах союзах. Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
107 | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы». | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
108 | Частица как часть речи. (20) | Урок изучения нового материала | 1 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
109, 110 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа с книгой. | ||
111 | Отрицательные частицы. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с книгой. | ||
112, 113 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | Урок изучения нового материала | 2 | Проверочная работа. | ||
114, 115 | Модальные частицы. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
116, 117 | Раздельное и слитное написание частиц. | Урок изучения нового материала | 2 | Работа по карточкам. | ||
118, 119 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | Урок развития речи | 2 | Написание сочинения. | ||
120 | Морфологический разбор частиц. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфологический разбор частиц. | ||
121, 122 | Р/р. Контрольное сочинение «Берегите родную природу». | Урок развития речи | 2 | Написание сочинения. | ||
123 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
124 | Различение на письме частицы НИ и приставки НИ | Урок совершенствования ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
125 | Обобщение и систематизация по теме «Частица». Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
126 | Контрольный диктант по теме «Частица». | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
127 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Работа по карточкам. | |||
128 | Междометие(1ч.) | Урок изучения нового материала | 1 | Чтение теоретического материала учебника. | ||
Повторение обобщение изученного в 5 – 7 классах(7+1) | 8 | |||||
129 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Урок развития речи | 1 | Составление таблицы. | ||
130 | Фонетика. Графика | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Фонетический разбор слова. | ||
131 | Лексика и фразеология | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа со словарями. | ||
132 | Морфемика. Словообразование. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Морфемный и словообразовательный разбор. | ||
133 | Морфология. Орфография | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Работа по карточкам. | ||
134 | Синтаксис. Пунктуация Зачёт. | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор слова. | ||
135 | Итоговый котрольный диктант | Урок контроля | 1 | Грамматическое задание. | ||
136 | Анализ контрольного диктанта. Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 1 | Тестовые задания. | ||
ИТОГО | 136 |
РАЗДЕЛ VI. МАТЕРИАЛБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧНБНОГО ПРЕДМЕТА
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
К урокам русского языка в VII классе.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Мультимедийны презентации.
РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Государственный стандарт основного общего образования, 2006
- Программа по русскому языку для 5 – 9 классов
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 7 класс М. Просвещение, 2010
- Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.Изд. «Мнемозина», 1999 г.
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.: «Просвещение», 2005г.
- Н.Г.Горашова. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. М.: «Экзамен», 2007г.
- Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 7 классе. М.: «Просвещение», 2009г.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. – М.: «ВАКО». 2009
- Е.А.Еремина. Виды разбора на уроках русского языка. - . М.: «Просвещение» 2006
- Журнал «Литература в школе» с приложением Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
- Н.О. Крамаренко. Нетрадиционные уроки по русскому языку 6-7 классы.- Волгоград. Учитель, 2004.
- П.С. Тоцкий. Орфография без правил. – М: Просвещение, 1991
- Л.А. Введенская. Русское слово. – М.: Просвещение, 1991
- Пташкина В.Н., Виноградова К.Е. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. - Волгоград. Учитель, 2009.
- Косивцова Л.И. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Волгоград. Учитель, 2001
- Андреева А.А., Андреева Л.В. Внеклассные мероприятия по русскому языку.- Чебоксары:: «Клио», 1999.
- Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку.- Минск: «Асвета», 1971
- Ерёмина Е.А. Виды разбора на уроках русского языка. – Санкт-Петербург: «Паритет», 2002.
- О.Д. Ушакова. Словарик трудностей русского языка. - Санкт-Петербург: «Литера», 2009.
Справочные пособия
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...