Олимпиада по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Маслякова Елена Викторовна

Задания для проведения олимпиады по русскому языку на 1 и 2 курсах. Олимпиада содержит задания трёх типов: тест, вопросы с открытым ответом и творческие задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku.docx44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку 29 ноября 2016 года

Часть I

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом

Неправильный ответ – 0 баллов

А1. В каком случае допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бАнты               2) шАрфы              3) черпАть               4) без Умолку

А2. В каком ряду во всех словах пропущена НЕ одна и та же буква?

1) р...льеф, од...колон, ц...мент

2) м...муары, м...тинг, в...зит

3) тр...умф, д...спетчер, д...визия

4) в...олончель, в...трина, в...ртуоз

А3. В каком ряду во всех словах буквы обозначают твердый согласный звук?

1) щука, термин, купе

2) гротеск, партер, шоссе

3) бизнес, детектив, шинель

4) альтернатива, террорист, дециметр

А4. В каком ряду все формы слов образованы правильно?

1) пять черешен, красивая тюль, лучшие шофера

2) торты, ректора, более добрее

3) мыть шампунью, пара туфель, в обеих руках

 4) он ответствен, пара носков, многолюдный Батуми

А5. В каком ряду все порядковые числительные правильно образованы?

1) пятьютысячный, с восемьдесят четвертым, трехсот двадцать пятый

2) двадцать пятый, девятьсотый, двести сорок восьмой

3) в двух тысячно восьмом, семьютысячным, в сто сорок восьмом

 4) шестисотый, триста двадцать пятый, к семьсот семьдесят пятому

А6. В каких рядах в обоих словах пишется одна и та же буква? 

1) волеиз...явление, лис...я нора                        3) интер...ер, гил...отина

2) ад...ютант, ин...екция                                4) суб…ект, контр...ярус

А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением? 

1) прит...жение, пол...жение, к...рысть 

2) прид...раться, объед...нение, вопл...щение

3) уж...сающий, прод...лжение, раск...лить (железо)

4) р...скошный, отр...сли (волосы), гр...жданство

А8. В каких рядах во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 

1) р...ссыпать, пр...внук, р...зыскной

2) пр...зирать (труса), пр...наряженный (гость), пр...встать

3) бе...заботный, и...мучить, ни...вергнуть

4) контр...гра, пед...нститут, небез...звестный.

А9. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 

1) дыш...шь, обид...вший 

2) дремл...шь, приемл...мый 

3) похвал...шь, прикле...вший 

4) произнос...шь, преобразу...мый

А10. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных.

1) Павел Кирсанов был более старше, чем его брат Николай.

2) Москва, по-моему, самый наикрасивейший город мира.

3) Лёд на реке стал тоньше.

4) Иван Васильевич самый строгий учитель в школе.

А11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Вспоминая о прошедшем лете,

1) его губы трогала невольная улыбка.

2) меня мучило сожаление о бесполезно проведенном времени.

3) встают картины беззаботной, радостной жизни.

4) дети рисовали цветы, морской берег, домик в лесу.

А12. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить определением, выраженным причастным оборотом?

1) По легенде, за тысячи лет до нашей эры на месте Эгейского моря лежала греческая земля Эгида с зелеными солнечными долинами и глубокими ущельями, над которыми вздымались к небу суровые скалы.

2) Воздух насыщался ароматом деревьев и кустарников, которые цветут круглый год.

3) Берега рек скрывались в тени платанов, которые спускали свои кроны в воду.

4) На горизонте искрились снега Олимпа, которые были окрашены румянцем восходящего солнца.

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е? 

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернется, а первый сам н(3) с кем н(4) уживется.

1) 1,3                          2) 2,3,4                  3) 1,4                          4) 2,3

А14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое(3)а как настоящий русский терем.

1) 1                          2) 1,2                          3) 3                                    4) 1,2,3

А15. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО?

1) С утра до утра шёл (не)переставая мелкий, как водяная пыль, дождик.

2) Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем (не)жданно переменилась.

3) Вера, (не)принимавшая участия в игре, хотела выйти на террасу, где накрывали к чаю.

4) Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета (не)надевал.

А16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нагруженный грибами и букетами (1) долго я бродил по осеннему лесу (2) с удовольствием вдыхая (3) знакомые с детства (4) запахи.

1) 2                        2) 3, 4                                   3) 1, 2, 3, 4                         4) 1, 2

А17. Укажите предложения с пунктуационными ошибками.

1) В тишине раздалось: «За мной, в атаку!»

2) «Как хорошо, - подумал Павел, - что я спрятал револьвер в вороньем гнезде».

3) «Ирина, ты опять плачешь», начал с беспокойством Литвинов.

4) «Саша! – обратился он ко мне, - Передай, пожалуйста книгу в библиотеку».

А18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) помидоров                                                3) баклажанов

2) макаронов                                                4) патиссонов

А19. Определите стиль речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю искреннюю благодарность сотрудникам ООО «Пример», в частности, сотрудникам Сидорову С.С. и Петрову В.П. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование  всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример».

1) официально-деловой

2) публицистический

3) научный
4) художественный

А.20  В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.

1) 1, 2, 3                        2) 2, 3                        3)1                        4) 1, 3

Часть II

Максимальное количество баллов за каждое задание – 3 балла

Минимальное количество баллов за каждое задание – 0,5 балла

В1.  Определите количество букв и звуков в словах.

1) неуютно

2) неприязнь

3) песчинка

4) взволнованный

5) лестница

6) январь

В2. Расставьте ударения в словах.

1) нефтепровод

2) обеспечение

3) облегчить

4) положить

5) поднялась

6) хвоя

В3. Как называются следующие пары слов:

1) война и мир

2) поласкать и полоскать

3) белый и светлый

4) оговорить и обговорить

5) зАмок и замОк

6) против течения и голосовал против 

В4. Определите, какие выразительные средства использованы:

1) Солнце смеется.

2) Сорок тысяч братьев, любовь которых не превзойдет его, Гамлета, любви к Офелии.

3) Этот запах сосновых стволов. Из протяжных, мучительных слов.

4) Я празден, я без дела, а ты бездельник деловой!

5) Он молнией бросился на землю.

6) Вы, с квадратными окошками, невысокие дома.

Часть III

Максимальное количество баллов за каждое задание – 3 балла

Минимальное количество баллов за каждое задание – 0,5 балла

С1.Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки.  Запишите.

1) делать из комара слона

2) выносить сор из избы

3) два валенка пара

4) заблудиться в трех осинах

5) кошку съел

6) комар носа не подточит

С2. Замените одним словом  фразеологизмы:

1) мышиная возня                                                4) рукой подать

2) разделать под орех                                        5) навострить уши

3) ни свет ни заря                                                6) морочить голову

С3. Составьте словосочетания со связью управление со следующими словами:

1) недоволен/ разочарован (результат)

2) вера/ уверенность (победа)

3) вслушиваться/ прислушиваться (природа)

4) избегать/ уклоняться (ответ)

5) беспокоиться/ тревожиться (сестра)

6) предупреждать/ предостерегать (опасность)

С4. Найдите грамматические ошибки в предложениях, исправьте, правильный вариант запишите.

1)  За свой поступок ты будешь просить извинение.

2)  Школьники были привлечены на борьбу с вредителями садов.

3)  Озабоченность о поведении подростков высказал участковый милиционер.

4)  Сразу же по приезду в деревню мы пошли на реку.

5)  Мы разочаровались твоими увлечениями.

6)  Благодаря маму я научилась читать.

С5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

1) Посмотрев фильм, писатель стал мне ещё ближе и дороже.

2) Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.

3) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию.

4) В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами.

5) Убежав из дома, мальчик был найден полицией.

6) После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

С6. Найдите речевые шибки в сочинении, исправленный текст запишите.

Новый год – мой самый лучший праздник. Он более любимее других, потому что он самый весёлый. На елке горит много свеч, висит много яблок, мандарин, апельсин. Под ёлку нам ложат подарки. Утром я просыпаюсь, вымоюсь, вытираюсь и сразу бегу смотреть, что туда положили. Мне подарили в этот раз книжку «Мир приключений», в ней более шестьсот страниц. А сестре подарили пару сапог и пару туфлей на каблуках. Рассмотря их, она даже запрыгала. И я тоже радовался вместе с ней. У нас с ней прекрасное отношение. Мы никогда не завидоваем, если кому-то достался подарок дороже.

Максимальное количество баллов: 50

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ (2016 год)

№ задания

Ключ

Кол-во

прав ответов

Кол-во баллов за каждое задание

1 часть

Задания А

1

3

1

1

2

2

1

1

3

2

1

1

4

4

1

1

5

4

1

1

6

2,3,4

1

1

7

3

1

1

8

1,3

1

1

9

3

1

1

10

1,2

1

1

11

4

1

1

12

1

1

1

13

3

1

1

14

3

1

1

15

2

1

1

16

4

1

1

17

3,4

1

1

18

2

1

1

19

1

1

1

20

4

1

1

2 часть

Задания В

1

1)7 букв, 8звуков            2) 9 букв, 9 звуков          3) 8 букв, 7 звуков

4) 13 букв, 12 звуков      5) 8 букв, 7 звуков          6) 6 букв, 6 звуков

6

0,5

Всего: 3 балла

2

1) нефтепровОд               2) обеспЕчение                 3) облегчИть

4) положИть                     5) поднялАсь                    6) хвОя

6

0,5

Всего: 3 балла

3

1) антонимы                     2) омофоны                       3) синонимы

4) паронимы                     5) омографы                     6) омоформы

6

0,5

Всего: 3 балла

4

1) олицетворение             2) гипербола                     3) эпитет

4) оксюморон                   5) сравнение                     6) метонимия

6

0,5

Всего: 3 балла

3 часть

Задания С

1

1) делать из мухи слона    2) выносить сор из избы    3) два сапога пара

4) заблудиться в трех соснах     5) собаку съел          6) комар носа не подточит

6

0,5

Всего: 3 балла

2

1)  суета             2) раскритиковать (победить)                3) рано

4) близко      5) насторожиться (прислушаться)      6) обманывать ( запутывать)

6

0,5

Всего: 3 балла

3

1) недоволен результатом – разочарован в результате

2) вера в победу – уверенность в победе

3) вслушиваться в природу – прислушиваться к природе

4) избегать ответа – уклоняться от ответа

5) беспокоиться о сестре – тревожиться за сестру

6) предупреждать об опасности – предостерегать от опасности

6

0,5

Всего: 3 балла

4

1)  За свой поступок ты будешь извиняться (просить прощения).

2)  Школьники были привлечены к борьбе с вредителями садов.

3)  Озабоченность поведением подростков высказал участковый милиционер.

4)  Сразу же по приезде в деревню мы пошли на реку.

5)  Мы разочаровались в твоих увлечениях.

6)  Благодаря маме я научилась читать.

6

0,5

Всего: 3 балла

5

1) Когда я посмотрел фильм (после просмотра фильма), писатель стал мне ещё ближе и дороже.

2) Приведённые в докладе факты свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.

3) Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и оставшейся без средств к существованию (которую взяла по надзор полиция и которую он оставил без средств к существованию).

4) В мастерскую привезли табуретки, сделанные столярами.

5) Убежавший из дома мальчик был найден полицией.

6) После суда писатель был отправлен в Сибирь на долгие годы.

6

0,5

Всего: 3 балла

6

Новый год – мой самый лучший праздник. Он более любимее других, потому что он самый весёлый. На елке горит много свечей, висит много яблок, мандаринов, апельсинов. Под ёлку нам кладут подарки. Утром я просыпаюсь, умываюсь, вытираюсь и сразу бегу смотреть, что туда положили. Мне подарили в этот раз книжку «Мир приключений», в ней более шестисот страниц. А сестре подарили пару сапог и пару туфель на каблуках. Рассмотрев их, она даже запрыгала. И я тоже радовался вместе с ней. У нас с ней прекрасные отношения. Мы никогда не завидуем, если кому-то достался подарок дороже.

6

0,5 балла за 2 исправленные ошибки

Всего: 3 балла

Максимальное количество баллов: 1 часть – 20 баллов

                                                                 2 часть – 12 баллов

                                                                 3 часть – 18 баллов

 

Всего

50 баллов

приведенные в докладе факты

которую взяла по надзор полиция и которую он оставил без всяких средств....
Либо: оставленной без всяких средств к существованию и взятой под надзор полицией.

С2. В каком предложении нет речевой ошибки?

(1) Если из-за плохого настроения нет сил взяться за нелюбимый предмет и исчезает уверенность за малейшую пользу занятий, надо попробовать просто заглянуть в учебник и направить свою волю не на себя, а на работу.

(2) Употребление этих оборотов может быть уяснено с помощью наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественных текстов.

(3) В романе «Обломов» Гончаров не только объясняет, «что такое обломовщина», но и показывает духовные богатства человека.

(4) Русские народники XIX века рьяно отстаивали взгляд об особом пути России, которая должна миновать стадию капиталистического пути развития.

1) Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов.

2) Все, о чем говорил докладчик, – моменты одной концепции.

3) В дипломной работе рассматриваются проблемы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством города, происходит теоретическое осмысление такого опыта.

4) В переходный период многие предприятия не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство.

С3. Замените одним словом  фразеологизмы:

1) мышиная возня                                        4) рукой подать

2) разделать под орех                                5) навострить уши

3) ни свет ни заря                                        6) морочить голову

С4. Составьте словосочетания со связью управление со следующими словами

1) Сообщить – известить

2) Восхищаться – радоваться

3) Упрекать – порицать

4) Упорствовать – настаивать

5) Беспокоиться – тревожиться

6) Увлекать – вовлекать

Сожалеть - сочувствовать

С5.

  1. 2. За свой поступок ты будешь просить извинение.
  2. 3. Школьники были привлечены на борьбу с вредителями садов.
  3. 4. Озабоченность о поведении подростков высказал участковый милиционер.
  4.  5. Сразу же по приезду в деревню мы пошли на реку.
  5. 6. Мы разочаровались твоими увлечениями.
  6. 7. Благодаря маму я научилась читать.
  7. 8. Клиент дал расписку о получении товара.

С5 Исправьте речевые ошибки

Я … его в правильности решения.

(1) убежу (2) убеждю (3) смогу убедить (4) убедю

(1) береговые катера (2) скоро выздоровеет

(3) трое братьев (4) у новых туфлей

(1) тревожиться за ребёнка (2) предупредить об опасности

(3) интересоваться о результатах (4) рассердиться на него

Мы вышли к лесистому озеру.

(3) Возьмите оплату за проезд.

1) памятливое событие, вкусное иваси;

2) памятный сувенир, освещенная авеню;

1) В этом движении важную скрипку играют христианские демократы.

Автор песен заслужил известность своим творчеством.

Мне очень нравится своя подруга.

Хищное истребление лесов привело к образованию оврагов.

(1) тревожиться за ребёнка (2) предупредить об опасности

(3) интересоваться о результатах (4) рассердиться на него

25. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Великие учители оставили богатое творческое наследство.

2) Поезд отправился согласно расписания.

3) Шелковый тюль украшал окно.

4) К двумстам сорока пяти прибавить триста десять.

Беспокоиться/ тревожиться (сестра);

вера/ уверенность (победа);

вслушиваться/ прислушиваться (природа);

дать оценку/ оценить (игра);

жаловаться/обжаловать (решение);

препятствовать/ тормозить (развитие);

избегать/ уклоняться (ответ);

надеть/ одеть (дочь, пальто);

недоволен/ разочарован (результат);

предупреждать/ предостерегать (опасность);

сказать вопреки (желание);

гордиться (достижения);

оплатить/ заплатить (проезд);

рецензия/отзыв (книга);

благодаря/ из-за (неудача).

1) недоволен/ разочарован (результат)

2) вера/ уверенность (победа)

3) вслушиваться/ прислушиваться (природа)

4) избегать/ уклоняться (ответ)

5) беспокоиться/ тревожиться (сестра)

6) предупреждать/ предостерегать (опасность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...