ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему
обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план и презентация | 45.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Ургала
Учитель: Муратгалина И.А
Предмет : Русский язык
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
Оборудование: ИКТ, учебник Гольцовой Н.Г., Шамшиной М. А. «Русский язык », 10-11 класс
Тема урока:
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. (§ 39)
Цель урока: обобщение знаний учащихся, связанных с написанием суффиксов имен прилагательных, правил правописания сложных имен прилагательных; совершенствование навыков аналитического разбора; развитие монологической речи учащихся. Круг рассматриваемых вопросов: суффиксы -к-/-ск-, -ее-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овиш-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефис-ные написания сложных имен прилагательных.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания.
1. Повторение теоретического материала.1 — 2 ученика работают у доски.
2. Творческая работа (15 минут).
Составить сочинение-описание (пейзажная зарисовка) «Посмотри за окно...», включив в него прилагательные разных типов. Определить их разряды. Какова роль прилагательных в создании образности и выразительности получившегося текста?
3. Знакомство с теоретическим материалом.
Тема 1: Правописание суффиксов имен прилагательных (§ 39).
1. Самостоятельная работа с учебником. (работа по слайдам с 1 по 44)
Можно предложить учащимся составить алгоритм написания суффиксов имен прилагательных.
2. Первичное закрепление материала.
Задание на конструирование. Образуйте прилагательные, употребив суффиксы: упр. 227, 228, 229, 230, 231 (по 5 слов на выбор).
Дополнительное задание. Словообразовательный разбор. Разберите 2 слова на выбор (из любого упражнения). Выделите производную и производящую основы, укажите способ словообразования.
Упражнение 232 (I часть). Самостоятельная работа. Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните
Тема 2: Правописание Н и ННв суффиксах имен прилагательных (§40). (работа по слайдам с 41 по 49)
I Работа с учебником. Вопросы на первичное восприятие.
От каких частей речи могут быть образованы имена прилагательные при помощи суффикса, содержащего н или нн? [От имен существительных или глаголов.]
Вспомните, как пишутся прилагательные, образованные от имен существительных. Материал может быть обобщен в форме таблицы.
-нн- | исключение | -н- |
Сущ. н+ -н- Сущ +-онн- Сущ+ -енн- | ветреный (но безветренный) стеклянный оловянный деревянный | Сущ +-ян- Сущ +-ан- Сущ = -ин- |
2. Первичное закрепление материала.
Упражнение 233. Записать полученные прилагательные, выделить суффиксы, объяснить наличие -и- и -нн- в слове. Более слабым учащимся можно предложить составить словообразовательные модели с подробным комментарием: выделить производящую основу, записать словообразующий суффикс, полученное слово. Дать возможность учащимся прокомментировать орфограмму.
Образец рассуждения:
|Солома,+ -енн- = соломенный (не на -н, не на -мя, не исключение);
длина + -'н- = Длинный (с основой на -н) и т. д.
Упражнение 234. Дифференцированное задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание суффиксов прилагательных. Задание выполняется по вариантам: I в. — I часть, II в. — II часть.
Дополнительное задание. Сделайте разбор слов по составу. 1 вариант — запечные, шумели, паводок, девичий, журавлиного. 2 вариант — ошейник, деревянный, задремавший, каменное, старинном.
Дополнительное задание. Сделайте морфологический разбор слов. бетонные
Упражнение 237 {1-й абзац). Прочитайте текст выразительно, ответьте на вопрос. Выделите главную мысль. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните выбор -н- и -нн-. Определите разряд выписанных прилагательных.
Дополнительное задание. Выпишите последнее предложение 1-го абзаца, сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку знаков препинания.
IV. Домашнее задание.
§ 39. Упр. 235 (по заданию), упр. 236 (устно). Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 154—155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание суффиксов прилагательных и причастий
Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...
Тренировочные упражнения по правописанию окончаний прилагательных
Автор: Зайцева Ираида Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Байгильдинская СОШ"...
Тема урока русского языка в 6 классе «Повторение и обобщение по теме «Правописание суффиксов прилагательных»
Закрепление и отработка навыков написания в интересной форме. Использована быстрая форма проверки отработанного материала...
Урок русского языка в 6 классе с использованием ЭОР "Правописание сложных прилагательных"
Урок-введение новых знаний с помощью ЭОР при ведущей роли учителя...
Тест по теме "Правописание суффиксов прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"
Тест по теме: "Правописание суффиксов прилагательных .Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"...
Маршрутный лист по теме "Правописание не с прилагательными. Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки."
Изучение темы "Правописание не с именами прилагательными". Просмотр видеоурока....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"
Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...