: Концепт «Семья»
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7 класс) на тему
Показать особое значение семьи в духовной жизни человека, познакомить с концептом семья в языковой картине мира народов России, в том числе в русской литературе, углубить знания о концепте, безэквивалентной лексике, культурной реалии и т. д., развивать умение анализировать художественный текст, воспитывать уважение к родителям, к семейным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план и презентация | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Муратгалина И.А., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с.Ургала
Тема: Концепт «Семья» (2ч)
Цель: Показать особое значение семьи в духовной жизни человека, познакомить с концептом семья в языковой картине мира народов России, в том числе в русской литературе, углубить знания о концепте, безэквивалентной лексике, культурной реалии и т. д., развивать умение анализировать художественный текст, воспитывать уважение к родителям, к семейным традициям.
В семье и каша гуще
Оборудование: словари толковые («Толковый словарь русского языка» С. Ожегова, Н. Шведовой; В. Даля и др.), фразеологические, сборники пословиц и поговорок (любое издание); Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. - М., 2003. - С. 38; художественные тексты, произведения живописи, изображающие семью, семейные традиции.
Ход урока
► Учитель. Этимология слова семья прозрачна: «семья» — «семь — я», ясно, что семья исконно мыслилась как большая, дружная.
Здесь может прозвучать стихотворение татарского поэта Габдуллы Тукая, в котором раскрывается этимология слова «семья - семь я».
Безнен, гаилэ
Эткэй, энкэй, мин, апай, эби, бабай Ьэм бер песи -Безнен, ейдэ без жидэу: безнен, песи - жиденчесе. Бергэ ашый, чай эчэ, безнен, белэн бергэ йоклый ул, Хезмэте дэ бар: ейне тычкан явыздан саклый ул.
Наша семья
Папа с мамой, баба с дедом, кошка, и сестра, и я –
Семь нас в доме, и седьмая - кошка славная моя.
Кошка с нами ест и пьёт, с нами вместе спать идёт.
И работа есть у кошки - дом от мышек стережёт.
(Перевод В. Лунина)
Обратимся к наследию народов России и нравственным ценностям их культур и проанализируем особенности восприятия концепта семья представителями разных
этносов.
► Учитель. Авторитет семьи в народе был необычайно
высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у людей подозрение. Только две причины считались уважительными - болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат - не человек», «В семье и каша гуще» у «Семье в куче не страшна и туча».
*? Объясните выражение ни роду, ни племени.
► Учитель. В далёком Средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками - три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка «В тесноте, да не в обиде»? г Прочитайте словарную статью «Семья» по словарю В. Даля.
43
й1 Семейство ср., семья ж. - вообще: совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих; семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников. Семейщина -совокупность всего семейного быта. Семейно - всей семьей; в кругу своей семьи; людно, многолюдно. Семейныйчеловек - у кого своя семья. Семейственные связи -семейные, родственные. (В. Даль)
? 1. Какие два значения слова семья приводит В. Даль? Можно ли назвать это слово многозначным? Безэквивалентным? Культурной реалией? Обоснуйте свой ответ. 2. Составьте словообразовательное гнездо слова семья, объясните способ образования входящих в него слов. Проверьте себя по «Школьному словообразовательному словарю» А. Тихонова. 3. Составьте словосочетания со словом семья по схемам: сущ. + прил. (например, большая семья), сущ. + сущ. (например, семья друга), сущ. + глаг. (например, заботиться о семье) и т. д. Проверьте себя по «Словарю сочетаемости слов русского языка» под ред. П. Денисова, В. Морковкина. 4. Придумайте предложения со словом семья и одноко-ренными словами. 5. Какое слово из словарной статьи устарело?
- Как вы понимаете значение пословицы, приводимой Далем?
- Вспомните другие пословицы о семье в русской и родной культуре. Знаете ли вы пословицы о семье в фольклоре других народов России? 8. Объясните значение данных пословиц.
- Семейная ссора, что весенний дождь. Семейный горшок всегда кипит. Семьею и горох молотят. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Дома и стены помогают. Дома всё споро, а в чуже житьё хуже.
Велико разнообразие пословиц о семье народов России и других стран.
- Дерево держится корнями, а человек родственниками. Родители - для детей, а дети - для себя. Обидеть родича - опозориться на весь край. Предания предков - глаза мудрости (каракалпак.). Семья - ключ к счастью (азерб.). Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников (калмыц.). Кого любишь, тот и родственник (осет.). Говорящий правду родне не нравится. Дом, где дети - базар, дом без детей - могила (тат.). В недружной семье добра не бывает (ингуш.). Дружба - с другом, родство - с родом. Пока родители живы, не уезжай далеко. Почтительный голубь садится на три ветки ниже своих родителей (япон.).
9 В чём общность восприятия семьи народами разных стран?
В творчестве тюркоязычного поэта Урало-Поволжья Ма-вля Колыя есть стихотворение о семье, о родственниках. Наших близких любовь, коль оценишь её, Слаще сахара наше сластит бытие. Нет родни - вверить некому тайну свою, Пред врагом нет соратников рядом в строю, А в делах нет опоры в своём же краю. Кто родни не имеет — грустит без неё.
9 1. В чём спасительная сила любви родственников для человека? 2. Почему жизнь без родни тяжела и трудна? 3. Какие чувства испытываете вы, разлучившись со своей семьей и родными?
Из гимназии Никитин шёл на частные уроки, и когда, наконец, в шестом часу возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год. Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал её, целовал и клялся, что любит её, жить без неё не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал её, здорова ли она и отчего у неё такое невесёлое лицо. Потом вдвоём обедали. После обеда он ложился в кабинете на диван и курил, а она садилась возле и рассказывала вполголоса.
Самыми счастливыми днями у него теперь были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему пастушеские идиллии. Он, не переставая, наблюдал, как его разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что-нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех сторон. Манюся завела от трёх коров настоящее молочное хозяйство, и у неё в погребе и на погребице было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А. Чехов. Учитель словесности)
*? 1. Каков эмоциональный пафос фрагмента? Выделите ключевые слова текста. Объясните значение выражения пастушеская идиллия. В каком значении употреблено в тексте слово гнездо (устраивает гнездо)? 2. Каковы взаимоотношения Манюси и Никитина? 3. Как разделяются их обязанности?
Супруги Маниловы были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них всё ещё каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Само собой разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно. Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. И весьма часто, сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один, оставивши свою трубку, а другая работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку. Словом, они были, то что говорится, счастливы. Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? Зачем довольно пусто в кладовой? Зачем воровка-ключница? Зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? Зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время? (Н. Гоголь. Мёртвые души)
1. Озаглавьте текст. Определите основную мысль. 2. На какие смысловые части можно разделить текст? Какие отношения между ними (антитеза)? Назовите ключевые слова текста. 3. Понравилась ли вам семья Маниловых? Какая атмосфера царит в этой семье? Каковы взаимоотношения между мужем и женой? Как автор относится к своим героям? За что он их осуждает? Сравните взаимоотношения супругов Никитиных (текст Чехова) и Маниловых. 4. Объясните значение слов грациозно, повесничает, томный. 5. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и определите их роль в создании образности текста. 6. Определите роль риторических вопросов в тексте, их смысловую нагрузку.
► Учитель. В настоящей доброй семье любовь между супругами сохраняется долгие - долгие годы. И вот уже бабушка и дедушка по-прежнему заботливы друг к другу и нежны.
Прочитайте тексты о добрых взаимоотношениях старших членов семьи.
Щ Через четверть часа стоял у крыльца стол, накрытый белою скатеркой домашнего изделъя, кипел самовар в виде огромного медного чайника, суетилась около него Аксютка, и здоровалась старая барыня, Арина Власьевна, со Степаном Михайловичем, не охая и не стоная, что было
нужно в иное утро, а весело и громко спрашивала о его здоровье: «Как почивал и что во сне видел?» Ласково поздоровался дедушка со своей супругой и назвал её Аришей: онникогда не целовал её руки, а свою давал целовать в знак милости. Арина Васильевна расцвела и помолодела: куда девалась её тучность и неуклюжесть! Сейчас принесла скамеечку и уселась возле дедушки на крыльце, чего никогда не смела делать, если он неласково встречал её. «Напьёмся-ка вместе чайку, Ариша! - заговорил Степан Михайлович, - покуда не жарко. Хотя спать было душно, а спал я крепко, так что и сны все заспал. Ну, а ты? » Такой вопрос был необыкновенная ласка, и бабушка поспешно отвечала, что которую ночь Степан Михайлович хорошо почивает, ту и она хорошо спит; но что Танюша всю ночь металась. Танюша была меньшая дочь, и старик любил её больше других дочерей, как это случается; он обеспокоился такими словами и не приказал будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся. (С. Аксаков. Семейная хроника)
1. Выпишите слова, обозначающие реалии традиционного русского быта, сгруппировав их по тематическим группам (реалии быта: стол, скатерть, самовар; обозначение членов семьи: дедушка, бабушка, супруга, дочь, русские имена: Арина, Татьяна, Степан...).
2. Каково эмоциональное состояние членов семьи Степана Ми
хайловича? Какие взаимоотношения в семье описывает С. Т. Ак
саков? Какие определения при их описании можно подобрать?
3. Как слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и вы-
деленные в тексте слова передают общую атмосферу происходя
щего? 4. Выпишите устаревшие слова и объясните их значение.
5. Объясните правописание НЕ с глаголами и другими частями
речи.
► Учитель. Основа семьи - это старшее поколение, родители.Даль так определяет слово родители:
1 Родители - отец и мать; предки, старики, деды и прадеды. Родительская забота, любовь, благословение. Родительская суббота - поминальная. ? 1. Как вы понимаете выражение поминальные дни? 2. Когда они
отмечаются?
► В родительскую субботу поминаются предки, посещаются кладбища.
В России в Радоницу приносят на кладбище лепёшки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают покойников. Женщины причитают и плачут. Потом, оставив на могиле два-три наполовину очищенных красных яйца и кусок пирога или другого чего-нибудь на долю покойника, уходят. Класть яйца на могилу было в обычае римлян, у которых было глубокое уважение к памяти усопших.
Совершение поминовений в Димитровскую субботу установлено после Куликовской битвы по совету преподобного Сергия Радонежского великим князем Дмитрием Донским и ежегодно отправляется в память воинов, погибших в этой битве.
Интересны русские пословицы о родителях.
? Прочитайте пословицы и объясните их значение.
О Родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы. Родительское сердце в детях, а детское - в камешке. Отца и матери на всю жизнь не хватит. Три друга: отец, да мать, да верная жена.
► Учитель. История семьи традиционно отражалась в родословных книгах.
Родословные - это книги, в которых пишется родословие дворян. Родословные люди стар. - дворяне, бояре, знать; неродословные - чернь, народ, простолюдины. Родословец стар., родословник - родословная, или книга родословий. (В. Даль, с. 566)
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему нужно знать свою родословную, чтить память своих предков, не забывать историю своего рода и страны?»
У каждого из нас ДВА родителя (отец и мать), ЧЕТЫРЕ (2 + 2) деда плюс бабушки, ВОСЕМЬ пра... ШЕСТНАДЦАТЬ прапра... ТРИДЦАТЬ ДВА прапрапра... и так далее. Поняли, куда я гну? Я гну в землю, стремясь напомнить, что корни человека заведомо больше его кроны хотя бы потому, что в кроне своей он волен, а в корнях нет. Он может не иметь детей, если не хочет, но ему некуда деться от дедов и прадедов, бабок и прабабок. А это значит, что из всех живых существ только человек есть фактор исторического развития, исторического отбора, исторического прогресса или регресса — это уж кому как повезёт. И когда я всё осознал, меня оглушило, и я понял, что не могу начать рассказ иначе, чем начал, то есть от времён пра...
Ведь человек связан с прошлым, как корневой зуб. И связан, естественно, кровью и плотью, а не только памятью, потому-то невольно думается и думается о нём -о прошлом, о собственных корнях, о миллионах личных предков, которые взрастили тебя, удобрив собою почву, на которой и проросло твоё собственное «я». Если существует история у твоего народа, ты не случайный каприз судьбы; ты фокус поколений, что жили до тебя, самим своим существованием обеспечив именно твоё появление. Ты сумма всего лучшего, что скопили они, их осознанный или неосознанный идеал, мечта, вера и надежда. Ты мечта ушедших поколений, зелёный листок на древе жизни, а не мёртвое свидетельство о рождении. И давайте вспоминать, иначе мы просто так и не поймём, кто же такие -мы... (Б. Васильев. И был вечер, и было утро)
1. Какие слова в тексте вам непонятны? Как вы понимаете слова прогресс, регресс'? Выясните их значение по толковому словарю. 2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Человек - это зелёный листок на древе жизни». 3. Попробуйте и вы составить свою родословную.
Для этого:
1. Узнав у самого старшего родственника имена своих предков, запишите их. 2. Затем проверьте разветвления каждого поколения. Возможно, вы окажетесь родственниками даже с вашим другом. 3. Из собранных сведений нужно нарисовать дерево. Корень этого дерева - зачинатель вашего рода, ствол показывает рост рода. А ветки и листья, направленные в разные стороны, составляют отдельную семью. Если к рисунку напишете и историю вашей семьи или села, тогда будет ещё интересней. (Из журнала «Акбузат»)
После анализа текста может прозвучать стихотворение А. С. Пушкина «Моя родословная».
Интересны башкирские пословицы о родословной: О Дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется. Незнание своей родословной до седьмого колена - признак сиротства.
► В башкирской культуре созданы целые письменные памятники - родословные шежере.
Познакомьтесь со словарём Л. Самситовой «Реалии башкирской культуры», прочитайте словарную статью шежере.
й3 Шежере - родословная, родословие; генеалогическое древо.
Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к ХУ1-Х1Х вв., а некоторые из них - и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, наряду с перечнем имён включали и сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о фактах из жизни родов и племён.
Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения по истории и быту народа в целом и отдельных народов, описание нравов, обычаев, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.
Почему слово шежере относится к безэквивалентной лексике?
Итоги по уроку
9 1. Каково значение семьи в жизни человека? Каково представление о семье в русской культуре, культуре других народов России? 2. Напишите сочинение-миниатюру о своей семье, семейных праздниках и традициях. Подберите заголовок, составьте план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место и структура концепта в современной лингвистике
В свете сегодняшних событий, современная лингвистика считает важной задачей определить когнитивную функцию языка. Когнитивная лингвистика — это направление, в рамках которого язык рассматриваетс...
Концепт “деньги” в бытовых приметах алтайского и русского народов
Началом всех начал является устное поэтическое творчество. Зародившись в глубокой древности, устное народное творчество является исторической основой всей мировой художественной культуры, источником н...
Научно-исследовательская работа по теме: "Сравнительный анализ концепта "друг" в русском и английском языках
С самого рождения человек приучается оценивать действительность и выра...
Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.
Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...
Статья.Результаты изучения отношения подростков к концепту "патриотизм"
Результаты исследования показались мне очень интересными.Они помогут во многом по новому взглянуть на аспекты патриотического воспитания школьника...
Реферат на НПК: Концепт «черт» в рассказах Н.В.Гоголя
Творческая работа для выступления на НПК, состоящая из доклада, отзыва, рецензии, презентации...
Конспект урока развития речи по концепту корень
Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка...