Статья.Результаты изучения отношения подростков к концепту "патриотизм"
статья по обществознанию по теме

Грищенко Юлия Андреевна

Результаты исследования показались мне очень интересными.Они помогут во многом по новому взглянуть на аспекты патриотического воспитания школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К КОНЦЕПТУ « ПАТРИОТИЗМ».

Понятия «Отчизна», «Отечество», «Родина» по своей сути глубоко нравственные, формируются одними из первых. Их, наряду с такими как «отец», «мать», принято называть святыми, священными. С точки зрения социальных норм, ребенок по отношению к родителям должен испытывать чувство любви, проявлять уважение: в старости, болезни и в трудный час взять на себя заботу об отце и матери. По аналогии можно сконструировать отношения гражданина и родной страны.

Содержание данных понятий инвариантно и всегда представляет для человека непреходящую, высшую ценность, могут меняться политические режимы и правительства, идеологии, но смысл понятий «Отечество», «Родина» всегда остаётся неизменным.

      Поэтому, наиболее приемлемым является целостное определение патриотизма. Это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни человека, общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

1, Методика для выявления отношения к Родине реальной и Родине идеальной. (методика называется семантический дифференциал). Родина оценивалась по 3 параметрам: общая оценка, сила и активность.

Следует отметить, что при работе над методикой «Семантический дифференциал» обе группы испытывали некоторые затруднения. Самым распространенным вопросом был: «А что считать Родиной реальной и идеальной?» В ходе тестирования выяснилось, что зачастую у людей это могут быть несколько различных понятий, пониманий и даже месторасположений. Люди, всю жизнь живущие в одном и том же городе, своей Родиной его не считают. Что вкладывает каждый человек в понятие Родина? Дом, квартира, город, государство. Молодежь называет российское государство опасным, безответственным, аморальным, не заслуживающим  доверия и зависимым.

По фактору «Оценки» реальная Родина оценивается как: безответственная, непривлекательная, эгоистичная, черствая, несправедливая,  неискренняя.  По фактору «Силы» в младшей группе получены более высокие значения, чем у старшей (45-50 лет), которая низко оценивает силу «реальной Родины». «Сила реальной Родины» получила определения: слабой, зависимой, нерешительной, несамостоятельной. «Активность реальной Родины» выше оценивает старшая группа, но определения активности отнюдь не кажутся позитивными: разговорчивая, суетливая, раздражительная.

  Обратим внимание на значения фактора «активность» для «Родины идеальной» – они достаточно низкие. Возможно, это говорит о том, что для этих людей желательна тихая, молчаливая, пассивная, дающая и безусловно принимающая Родина - какая-то часть природы, край леса, берег реки и т.д. С этим местом они связаны душой, и совсем не обязательно там родиться или жить постоянно. Просто это место выбрано, а не назначено. Люди старшего поколения также не могут определиться, они в растерянности: что же считать своей Родиной? К примеру, родился и жил в СССР, в Казахстане, а теперь – это заграница.

2. Для исследования отношения и понимания патриотизма у испытуемых, принимающих участие в исследовании, применялся метод контент-анализа высказываний полученных в ходе опроса. Проводился сравнительный анализ между возрастными группами: младшей и старшей.

В младшей группе испытуемых были получены следующие результаты. В количественном отношении негативные и позитивные высказывания представлены в пропорциях: 41% - негативных , 40% -позитивных и 19% - нейтральных, которые не могут быть оценены ни положительно, ни отрицательно. В частности, среди негативных высказываний наиболее часто встречаются: война (11% от общего), немец (9%), старость (6%), бедность (5%), ужас (3%), разруха, развал (2%), страдания (2%). Среди высказываний, которые автор отнес к нейтральным,  встречаются следующие: черная машина, люди в черном, черный кожаный плащ, очки в толстой роговой оправе и т.д. Вероятно, такие  ассоциации также могут быть оценены знаком «минус».                                      

Дедушка, авоська, талоны (карточки), болезни, пионеры, коммунисты, ЦК КПСС, спецодежда – такие высказывания обнаруживают связь патриотизма с прошлым, давно ушедшим.  12% от общего числа опрошенных вместо высказываний написали: «У меня нет такого чувства». Среди высказываний, которые отнесены к позитивным,  наиболее часто встречаются: дом (20%), победа (10%), родная природа (9%), родной язык (7%), мать (6%), любовь (5%), сострадание, сочувствие (3%), память (3%). Ряд высказываний, которые отнесены к нейтральным, например: лес, береза, озеро, ветер, звезда, хлеб – тоже могут быть отнесены к положительным.

. Конечно, память – это очень хорошо и необходимо, но одной памяти не достаточно. Сегодня о патриотизме вспоминают лишь в связи с Великой Отечественной войной, на День защитника отечества и при крупных международных спортивных мероприятиях. Неудивительно, что современная молодежь ассоциирует патриотизм с войной, немцами и ужасом. Еще хуже выглядит искусственное возбуждение патриотических настроений на почве массовых спортивных событий.  Почти не изучается патриотизм на уровне отношений самих граждан: межличностных, семейных, патриотизм поколений, социальных групп и слоев российского общества в прошлом и настоящем. Остается вне исследований патриотизм   обыденно-практического,   житейского   уровня.    Возможно, он не менее богат и возвышен, чем   осознанный,   теоретически  оформленный  и      рационально – идеологически обоснованный патриотизм. Почему наша молодежь никак не связывает патриотизм с нашей повседневной жизнью, с будущим? Недавно в Московской области прошла массовая акция по посадке 100000 саженцев деревьев на местах прошлогодних пожаров. Настоящая патриотическая акция, но ни одно СМИ не сделало акцент именно на этом. А это и есть патриотизм поколений,  обыденно-практический, житейский патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка отношений подростка с классом

Расписание уроковпонедельниквторник          среда              четверг        ...

Тест "Поведение родителей и отношение подростков к ним"

назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте....

Оценка отношений подростка с классом

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимаю...

Технология проведения социометрического исследования для определения уровня межличностных отношений подростков

Технология проведения социометрического исследования для определения  уровня межличностных отношений учащихся на примере 7-го класса....

Исследовательский проект на тему: "Отношение подростков Архангельской Санаторной школы – интернат №2 к проблемам курения" Часть 2

Исследовательский проект проводился на базе  Архангельской Санаторной школы интернат №2 с целью изучения отношения подростков  к проблемам курения....

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

В процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.Целью данной работы является разработка реко...