Система блоков и алгоритмов при обучении русскому языку
статья по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Е.В.Корчагина, учитель ГОУ СОШ № 376,
Система блоков и алгоритмов
при обучении русскому языку
(Методика преподавания русского языка)
Сегодняшний абитуриент, поступающий в различные вузы России, демонстрирует печально низкий уровень знаний по русскому языку. В чем же причина их неподготовленности по русскому языку? Очевидно, корни неуспеваемости следует искать
в школьной программе.
Курс русского языка, предлагаемый учащимся в настоящее момент в средней школе, рассчитан на традиционные формы работы. Соответствуют ему и учебники, состоящие из отдельных параграфов с довольно большим и трудным для запоминания текстовым материалом. Ни в них, ни в методических пособиях нет и попытки изложения материала блоками, объединенными общей темой. Но самый главный недостаток нынешней программы и учебников по русскому языку в том, что материал подается частями и растягивается на несколько лет.
Так, тема «Правописание приставок» изучается в течение двух лет. Ко второму году обучения учащиеся забывают то, что хорошо знали раньше. Отсюда возникает необходимость при изучении нового программного материала одновременно вспоминать и повторять прежний, что приводит к нерациональному использованию времени. Следовательно, у учащихся отсутствует система знаний, теряется логика восприятия языка как системы.
На наш взгляд, начиная повторение орфографии русского языка в старших классах, материал целесообразно преподносить единым блоком. Например, рассматривая тему
«Правописание гласных и согласных в приставках».
Предлагаем следующую систему операций, направленных на сознательное восприятие и закрепление ранее изученного материала.
Учащимися составляются под руководством преподавателя опорные карточки – алгоритмы, которые способствуют целостному восприятию темы.
- Приставка является частью слова, поэтому пишется слитно!
- Гласные в приставках:
а) всегда ударные, неизменяемые:
па-, пра- пасынок, прадед
роз-, рос- розвальни, роспись
б) неизменяемые безударные:
Приставки с буквой О | о, об, обо, от, ото, по, про, под, подо, во, со |
Приставки с буквой А | за, на, над, раз, рас |
в) изменяемые безударные:
Пре – в значении:
- «очень» - (прекрасный, премудрый)
- = пере - (прервать, преобразовать)
- «пре» - часть корня (большинство из них заимствованные):
превалировать преамбула
препозиция прецедент
пренебрегать претензия
прелестный престиж
прерогатива претендент
прелюдия президент
предел президиум
При –
- при – ( в значении «близость»)
прибежать, приклеить, приморский;
- при – ( в значении «неполнота действия», т.е. чуть – чуть):
прикоснуться, приоткрыть, прилечь;
- при – часть корня:
приятный приключение
привет причина
прибор приказ
примадонна приоритет
причастный прима - балерина
примета прибаутка
природа прилежный
привилегия привычка
- слова, в которых написание пре- и при- зависит от смысла:
пре- при –
пребывать в городе прибывать в город
претворить в жизнь притворить дверь
преемник (наследник) приемник (радио)
преклонить колено приклонить голову
презирать врага призреть сироту
предать друга придать вид
- Согласные в приставках:
а) неизменяемые согласные: под-, об-, над-, пред-, от-, в-, с-, кроме слов: здесь, здание, здоровье, зги- и производных : здешний, здравствуйте – з - в этих словах – часть корня;
б) изменяемые согласные:
приставка | последующий звук | пример |
раз-, без-, из-, воз-, низ-, через- | звонкий согласный либо гласный | разбег, безупречный, известный, воззвание |
Рас-, бес-, черес-, ис-, нис- | глухой согласный | рассказ, бессловесный, чересполосица, чересчур |
Наряду с этим целесообразно предложить старшеклассникам еще один блок, составляющий часть предыдущего.
- Разделительный Ъ пишется:
а) после приставок, заканчивающихся на согласный:
приставка | разделительный знак | последующая буква | пример |
под-, над-, пред-, от-, об-, раз-, рас-, роз-, рос-, в-, с- | Ъ | Е, Е, Ю, Я | подъезд объявление предъюбилейный |
б) в иностранных приставках, оканчивающихся на согласный,
приставка | разделительный знак | Е, Е, Ю, Я | пример |
аб-, ад-,диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-, частица «ПАН-» | Ъ | Е, Е, Ю, Я | адъютант, инъекция, объект, субъект, конъюнктивит, контръякобинский |
в) в сложных словах, первой частью которых является числительное двух-, трех-, перед буквами Е , Е, Ю, Я пишется Ъ, например: двухъярусный. трехъярусный
Следующая тема: «Правописание разделительного Ь»:
- внутри корня: вьюга карьера, курьезный -– перед Е, Е, Ю, Я, И, О
- после корня: вью, пью, лью, шью – перед окончанием на Е, Е, Ю, Я, И, О
- перед суффиксом на Е, Е, Ю, Я, И, О,: воробьиный
Необходимо также акцентировать внимание на случаях ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ:
- в конце слова: конь, день, пень
- после мягкого Л в середине слова: большой, сельдь
- после мягкого звука перед твердым: меньше, больше, Кузьма
Ь знак НЕ пишется:
- перед мягкими согласными Ч и Щ в сочетаниях: -чк-,- чн-, -нч-,-нщ-, -рщ-
- между двумя мягкими согласными: иллюзия, иллюминация.
С правописанием приставок логично связана другая тема: « Правописание И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».
После приставок, оканчивающихся на Д,Т,З,С,В, последующая буква И заменяется на Ы, за исключением приставок: СВЕРХ-, МЕЖ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПАН-, СУБ-, ДЕЗ-, ПОСТ-, например: предыстория, подытожить, НО сверхизысканный, межирригационный, контригра, трансиорданский, панисламизм, субинспектор, дезинфекция, постинфарктный.
В составе сложносокращенных слов И на Ы не изменяется (спортинвентарь, пединститут. мединститут).
Имеет смысл рекомендовать учащимся завести папку для карточек – блоков. Не стоит запрещать пользоваться ими даже при ответе у доски или работе в тетради. Постепенно, по мере запоминания и понимания, у учащегося сама собой отпадает необходимость заглядывать в шпаргалки, так как в их памяти остается весь «блок» правил.
Таким же блоком целесообразно представить и тему: «Правописание гласных и согласных в корне слова».
Например, систематизировать материал о правописании О и Е после шипящихможет быть включен в следующий алгоритм:
- в корне слов Е всегда соответствует безударной Е, например:
челка – чело, шепот – шепчет
- в суффиксах и окончаниях глаголов и слов, образованных от глаголов, всегда пишется Е:
- в глаголе окончание - ЕТ (течет, печет, бережет)
- в суффиксах:
- глаголов - ЕВЫВА - затушевывать
- причастий – ЕНН - испеченный
- отглагольных прилагательных – ЕН- тушеный
- отглагольных существительных –ЕВК-, -ЕР- ночевка, ретушер
- в глаголах: ожег руку, поджег хворост
В корне существительных О пишется под ударением в исключениях, а вот в суффиксах и окончаниях именных частей речи: существительного и прилагательного – и наречиях на О
под ударением всегда О, без ударения Е. Слова - исключения удобно заучить стихом:
Жокей, жонглер, шотландец,
Шорник с обжорой и шофером
Сидели в капюшоне и кушали крыжовник.
Шоколадом шов шуршал, шомпол в шоке убежал.
Кроме указанных слов, нужно запомнить и другие, например: шорох, трущоба, чащоба, чопорный, мажорный, шовинизм. В этом же ряду и правописание имен существительных:
ожог руки, поджог сарая.
Помимо применения алгоритма, важно объяснить значение слова: «шорник – тот, кто выделывает кожу», « шомпол – приспособление для чистки оружия», привести интересный пример из литературы- из повести Лескова «Левша» история слова шомпол.
Запоминанию будет способствовать обращение к окружающим предметам: рука – наша помощница- ладонь расправлена –ручонка, сжата – кулачок.
Алгоритм – это формула (буква, цифра, краткое графическое обозначение), отражающая структуру и содержание как орфографических правил, так и приемов, образцов их применения.
Приведем еще один пример такого алгоритма.
Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных
падеж | 1 – е склонение | 2 – е склонение | 3 – е склонение | как 3-е скл. | |||||
м.р., ж.р. | окончание -А, - Я | м.р | нулевое окончание | с.р. | окончание -О, - Е | ж.р. | нулевое окончание | сущ. на -ий, -ия, -ие 10 на –мя и сущ. путь | |
Р | И | - | И | И | |||||
Д | Е | - | |||||||
П | Е |
Формула правила проста и доступна, она легко выводится и запоминается. Это и есть первая опора для переноса знаний на все случаи практического применения.
Работа по принципу «сначала объясни, а потом запомни» имеет значение имеено при первичном изучении материала, так как формирует у ученика определенный стиль мышления, заставляет его думать в процессе письма, предупреждает формальное выполнение заданий и упражнений.
Ввод обобщенных моделей алгоритмов – формул – это второе звено в системе обобщения материала. Кроме того. Эти модели сами по себе адекватно отражают логику обоснования определенного написания.
Вот образец блоковой карточки по более узкой теме.
Правописание Ь после шипящих
ПИШИ Ь | НЕТ Ь |
ГЛАГОЛ | Краткое прилагательное |
- инфинитив (жечь, печь, беречь) - изъявит. накл., наст., буд.вр., 2-е лицо,ед.ч. ( ты читаешь, молчишь) - повелительное наклонение (режь, мажь, ешь) | (свеж, горяч, пахуч, могуч) |
имя существительное ж.р.,ед.ч.,3 –го скл. | Имена существительные |
(мышь, дочь, печь) | Мужского рода (меч, мяч, плащ, плющ) Женский род, родительный падеж , мн.число (луж, лыж, крыш, дач, радиопередач) |
НАРЕЧИЯ на –Ч, -Ш, -Ж | Наречия - исключения |
(настежь, навзничь, вскачь, наотмашь) | (уж, замуж, невтерпеж) |
ЧАСТИЦЫ | ЧАСТИЦА |
лишь, бишь, вишь, ишь | Ж (однако ж) |
Мы использовали модели алгоритмов, тесно связанные как со структурными моделями обобщенных правил, так и с образцами рассуждения. В дальнейшем, по мере закрепления орфографических навыков . особенно при обобщении и повторении материала, необходимость в устном обосновании и графическом обозначении постепенно отпадает. При этом учитель сам должен определить тот этап, на котором уже можно переводить учащихся от фиксации (как полной, так и свернутой) на более высокую ступень самостоятельности. Однако в этом случае необходимо выдержать определенную последовательность:
- учащиеся выделяют изученные орфограммы (сигнал о том, что орфограммы замечены),
- после чего пишут любую письменную работу без каких – либо средств фиксации.
Главное здесь то, что учитель заранее на основе графических моделей прогнозирует весь процесс формирования обобщений, он может контролировать его на каждом этапе тренировки и своевременно на затруднения или ошибки отдельных учащихся, вести сними индивидуальную работу.
В процессе закрепления материала ( с целью лучшего его осмысления) полезно практиковать задания на составление (самостоятельно или с помощью учителя) различных вариантов описания обобщенных правил и предписаний.
Наблюдения автора показали, что описанная методика работы с обобщенными алгоритмами значительно облегчает процесс усвоения знаний и обобщенных способов деятельности. Позволяет формировать у учащихся правильные и полные обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Однако нельзя забывать, что работа по формированию обобщенных умений и навыков не может быть ограничена использованием графических средств. При переходе к тренировочным упражнениям необходимо включать такой дидактический материал, который ориентирует ученика на сопоставление смешиваемых написаний, например, правописание падежных окончаний. Только отработка всех необходимых и достаточных признаков сложного правила в комплексе может обеспечить формирование полных, четко дифференцированных обобщений.
Если преподаватель даст еще и интересную дополнительную информацию, то восприятие материала будет более эффективным. Так, частицы лишь, бишь, вишь, ишь раньше были прошедшей формой глагола – аористом. Получается, что глаголы и глагольные формы стремятся к наличию Ь- именные формы, наоборот, обходятся без Ь. В 60 – ые годы ХХ столетия была сделана попытка реформировать правописание частей речи: краткие прилагательные и все имена существительные, оканчивающиеся на шипящие, должны были писать без Ь, так как никакой формообразующей функции он не выполняет. Но в итоге Ь был сохранен, так как людям, для которых русский язык не является родным, трудно различить именные формы мужского и женского рода, поскольку категория рода не имеет грамматического выражения в некоторых языках.
Русский язык, безусловно, сложен как школьный предмет: в нем много правил, исключений из них, трудных для запоминания. Если же представить в виде алгоритма – формулы, целым блоком орфограмм, то ленче будет восприятие правила, очевидной станет логика, взаимосвязь частей сложного.
Самое главное – любая тема должна осознаваться школьником в процессе обучения как часть целого, а целое – как многоплановое единство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...
Реферат На тему: «Тематический зачет как одна из форм комбинированной системы обучения русскому языку»
Муниципальное общеобразовательное учреждениеНовобрянская общеобразовательная школа_______________________________________________________...
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Методические разработки из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку «Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку"
Цель: разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс....
Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.
В статье представлен теоретический и практический материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....
Использование алгоритмов в обучении русскому языку
Данный материал построен на исследовании научного материала и использовании методических наработок. Поможет коллегам доступно и грамотно обучать обучающихся грамотному письму....
Алгоритм на уроках русского языка как один из приемов обучения ребенка с ОВЗ
Алгоритм на уроках русского языка как один из приемов обучения ребенка с ОВЗ может использоваться учителем при обучении на дому....