Алгоритм на уроках русского языка как один из приемов обучения ребенка с ОВЗ
статья (8 класс)

Стальмак Нина Анатольевна

Алгоритм на уроках русского языка как один из приемов  обучения ребенка с ОВЗ может использоваться учителем при обучении на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_na_urokah.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм на уроках русского языка как один из приемов  обучения ребенка с ОВЗ

(из опыта работы Стальмак Н.А. учителя русского языка)

    Изучив литературу о физических и умственных  особенностях детей с ОВЗ, я стала пробовать разные приемы при обучении  русскому языку. Практический опыт убедил меня  в том, что  целесообразнее вместо нескольких  разрозненных  правил предложить ученику  одно обобщённое правило и давать его сразу, не опасаясь, что оно окажется слишком сложным для восприятия. Как справедливо замечала М. М. Разумовская, «проблема

состоит ещё и в том, что правил  много и все их удержать в памяти не просто». Однако знание правила – не самоцель. Гораздо важнее -  уметь его применять. Этому учит алгоритм, использование  которого очень удобно и оправдано, потому что на одном уроке можно изучить правило, запомнить и научить практически применять, ведь, как правило, у учителя по учебному плану 2 часа в неделю на изучение предмета. Известный психолог Л.А.Венгер, исследования которого в области диагностики умственного развития детей с ОВЗ, стали основой для теории и практики развития познавательных способностей ребенка, утверждал, что алгоритмы, помогают наиболее эффективно преобразовать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, а также помогают научить планировать свою деятельность. А это уже метапредметный результат, достижению которого сегодня в рамках ФГОС также уделяется большое внимание. Алгоритмы на уроках можно использовать по-разному:

1.Работа с готовым алгоритмом

Такая работа помогает обобщить, систематизировать изученный материал, помогает отработать порядок действий при объяснении

2.Дополнение алгоритма

Это возможно, когда часть алгоритма уже составлена и появляется новое правило, которым необходимо дополнить уже существующий алгоритм.

3.Составление алгоритма совместно с учителем

Совместное с учителем составление алгоритма после изучения правила.

4.Самостоятельное составление алгоритма.

Такую работу сначала лучше проводить по группам, а затем можно предлагать и индивидуальные задания

Ранее изученные правила закрепляются в сознании учащегося в виде определенной системы, которая может быть представлена с помощью алгоритмов, т. е. последовательности действий учащихся в соответствии с правилами орфографии. Алгоритмы позволяют не только лучше осмыслить теоретический материал, но и применить его для выполнения конкретных заданий. Алгоритмы могут быть представлены как графическая наглядность, могут – в виде списка действий учащегося, т. е. описательного характера. Алгоритмы можно использовать на уроках, которые завершают тему. Это будет не повторение или копирование, а дополнение и обобщение материала, изложенного в учебнике. Я убедилась, что используя алгоритмы на уроках русского языка у надомника, достигаю  высокой результативности, так как выполнение предписанных действий ,несомненно, приводит к правильному выбору орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил. Перед началом такой работы нужно прежде всего объяснить, что алгоритм – это ход рассуждения, записанный в виде наглядной схемы. Как показывает практика работы, алгоритмы могут с успехом применяться на уроках русского языка для решения ряда орфографических и пунктуационных задач. Одним из преимуществ этого способа усвоения орфограмм является то, что если известен путь решения проблемы, то пошагово ее может решить каждый учащийся. Ещё одним преимуществом работы с алгоритмом является то, что даже самое сложное правило можно преобразовать в достаточно простой алгоритм. Всё это способствует повышению уровня грамотности учащихся. Алгоритмический подход к решению орфографических и пунктуационных задач на уроках русского языка способствует также формированию умения подходить с точки зрения этого метода к решению и жизненных ситуаций. На первых уроках повторения составляется обобщенный алгоритм выбора орфографических правил, пригодный для подавляющего большинства орфограмм:

  1. Выделить орфограммы.
  2. Установить, в какой части слова находится каждая орфограмма:

в приставке                  в корне                           в суффиксе                        в окончании

  1. Выбрать правило и применить его.
  2. Определить часть речи.
  3. Выбрать правило и применить его

    Каждый алгоритм направляет мысль по нужному пути; он может служить и схемой орфографического разбора, и во время работы над ошибками. Он помогает выбрать нужное правило, сужает круг самих правил. Выделить условно можно несколько этапов:

первый этап – объяснить назначение алгоритма доступно и не перегружая терминами;

  второй этап – рассуждение по алгоритму. Глядя на запись алгоритма, ученик рассуждает по нему вслух и кратко записывают ход своего рассуждения. Первый образец объяснения даю сама. Письменное объяснение проводится точно так, как даны в учебнике образцы графического обозначения орфограммы. Алгоритмы способствуют развитию у учащегося логического мышления, способствуют формированию навыков самоконтроля при решении орфографического задания.. Задача работы с алгоритмом – предупредить ошибку на начальном этапе работы по теме и не допускать повторения ее. Целенаправленная систематическая работа по применению на уроках алгоритмов дала положительные результаты. У обучающегося повысилась орфографическая грамотность, интерес к изучению русского языка, появился интерес к предмету, улучшилось качество знаний по русскому языку, о чем свидетельствуют итоговые проверочные работы.

Таким образом, на практике я убедилась в эффективности применения алгоритмов на уроках при работе с учеником-надомником, у которого ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль обобщающих схем, таблиц, алгоритмов на уроках русского языка»

Вопрос использования таблиц, схем, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности  учащихся. Как показали исследования психологов Д.Н. Богоявленск...

Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

Нетрадиционные формы урока -  одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов здоровьесбережения учащихся

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Исполь...

«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский.      Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...

Методическая разработка "Освоение алгоритма на уроках русского языка в 5 классе (формирование знаково-символических УУД)"

Для решения учебных задач на уроках русского языка можно использовать алгоритм. Алгоритм  относят к особой группе УУД – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Л. А. ...

Статья " Работа с алгоритмами на уроках русского языка"

В данной статье вниманию учителей русского языка предлагается такой вид работы над орфографическим правилом, как составление алгоритма работы с ним....

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации позна вательной деятельности обучающихся 5–9-х классов

Материал содержит различные грамматические игры и упражнения по русскому языку, которые можно использовать как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке...