Рабочая программа по русскому языку для 5 кл. VIII вида
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской учебной программы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
Программа для 5 класса определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_rya_5_kl.docx | 38.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………3
- Общая характеристика учебного предмета ……………………………...3
- Описание места учебного предмета в учебном плане…………………...4
- Формы и средства контроля …………………………………………..…..8
- Учебно- тематический план ………………………………………………8
- Содержание учебного курса ………………………………………………8
- Общие требования к знаниям и умениям обучающихся………………..10
- Перечень учебно-методических средств обучения………………………11
- Приложение №1. Календарно – тематический план……………………12
- Приложение №2. График контрольных работ……………………….. ..21
- Приложение №3. Оценочные материалы ……………………………....21
- Приложение №4. Контрольные работы…………………………………24
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской учебной программы «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2012 г.
Программа для 5 класса определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель: формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы
Задачи:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
3. Повысить уровень общего развития учащихся;
4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
5. Развивать нравственные качества школьников
Общая характеристика учебного предмета
В зависимости от возможности усвоения программного материала все учащиеся распределяются на группы по уровням обучаемости. По базовому уровню обучаются дети с наиболее сохранным интеллектом и высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями учебной программы в полном объёме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ они правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется незначительная активизирующая помощь. Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне, характеризуются менее сохранным интеллектом или инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и активизации деятельности, усваивают учебный материал со сниженным уровнем требований к знаниям и умениям.
Содержание обучения имеет практическую направленность: подготовить учащихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом.
Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Курс русского языка обеспечивает формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета.
Курс грамматики не является лингвотеоретическим, нацелен не на усвоение языковой системы, а на развитие и коррекцию речи. Практическая грамматика призвана научить учащихся понимать и порождать высказывания. Программа отбирает теоретические сведения с учётом частотности употребления грамматических форм и структур предложений, а также степени их практической значимости для обучения умственно отсталых детей речевой деятельности. Даёт учащимся хотя и элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания, некоторую ориентировку в творчестве русских и советских писателей.
Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому программа обучения построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Расположение материала даёт возможность разделять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и отрабатывать их отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе любого понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков. Концентрическое построение программы создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе более последовательно выдерживается принцип перехода от лёгкого к трудному. Это относится как к материалу упражнений , так и к формулировке заданий. Как правило, детей сначала учат применять приобретённые знания к отдельным словам, благодаря чему их внимание не отвлекается необходимостью понять содержание текста, вычленить из цепочки связанных друг с другом слов нужную для разбора языковую единицу. Отработанные слова включаются в различные виды предложений, в текст. При этом материалом для грамматических и орфографических упражнений может служить только то, что уже использовалось в речевой практике. Такой же подход наблюдается и при составлении заданий к упражнениям. Каждое новое задание отрабатывается отдельно, лишь после этого его сочетают с заданиями, встречающимися ранее.
В процессе обучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Так как умственно отсталым учащимся недоступны абстрактные понятия, в которых отражены многоаспектные языковые признаки( берутся в ознакомительной форме), то программа включает только те грамматические сведения, которые обладают малой научной дифференцированностью. Не по всем темам курса грамматики даются теоретические обобщения и соответствующая терминология. Например, при изучении темы « Второстепенные члены предложения» в 5 классе не вводятся понятия «дополнение», « определение», « обстоятельство». В ознакомительной форме вводится тема: « Самостоятельные и служебные части речи», « Словосочетание»
В 5 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются «Состав слова» и «Части речи».
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся . В процессе упражнений формируются навыки правописания( единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи- обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. В 5 классе даётся общее понятие о частях речи: « Имя существительное» , « Имя прилагательное», « Глагол»; ключевым материалом является изучение темы «Имя существительное».Учащиеся должны различать части речи по вопросам и значению. При изучении грамматики характерно концентрическое введение грамматических категорий. Грамматические признаки имени прилагательного изучаются в 6 классе, глагола- в 7 классе.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В 5 классе необходимо в процессе упражнений сформировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. С 5 класса виды работ, направленных на развитие связной письменной речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида, усложняются. Школьники в 5 классе пишут изложения по готовому или коллективно составленному плану объёмом 20-45 слов, сочинения на разные темы с использованием картинок, изучаемого литературного материала, по опорным словам , на основе наблюдений, практической деятельности. В 5 классе рекомендуются сочинения повествовательного( сочинение по картине; сочинение по картине, близкой по тематике прочитанному произведению; сочинение по данному началу и концу; сочинение по опорным словам ), описательного характера. Время для специальных уроков развития письменной речи выделяется из общего количества часов, отведённых на раздел « Грамматика и правописание». Количество изложений и сочинений, написанных учащимися самостоятельно, составляет 8-10 для каждого года обучения. Такого количества упражнений с творческим заданием явно не достаточно; необходимо на всех уроках грамматики и правописания вводить в качестве отдельного этапа письменные задания по развитию речи. С 5 класса школьникам прививаются навыки делового письма. В программу 5 класса включены виды делового письма: написание адреса на открытке и конверте, составление текста поздравительной открытки, письма родителям.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. Количество часов в неделю – 4.
Программа обеспечивается УМК: Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Учебник по русскому языку для 5 класса.-М.: Просвещение, 2013.
Формы и средства контроля
Текущий контроль производиться на каждом уроке. Так же предусмотрен стартовый, рубежный и итоговый контроль.
Учебно- тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
2 | Повторение | 9 |
3 | Звуки и буквы | 10 |
4 | Слово. Состав слова | 27 |
5 | Части речи | 4 |
6 | Имя существительное | 69 |
7 | Предложение | 11 |
8 | Повторение за год | 6 |
Всего | 136 |
Содержание учебного курса
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е,Ё,И,Ю,Я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова
Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных , звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.
Части речи
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые. Изменение имён существительных по числам(единственное и множественное число). Род имён существительных, умение различать род( мужской, женский, средний).Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение имён существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1,2,3 –м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных1-го склонения. Окончания –И,-Ы в родительном падеже, окончание- Е в дательном и предложном падежах, окончания -ЕЙ, -ОЙ в творительном падеже.
Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Окончания- А, -Я в родительном падеже, окончания -У, -Ю в дательном падеже, -Е в предложном падеже, окончания ОМ,-ЕМ в творительном падеже.
Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных третьего склонения. Окончание –И в родительном, дательном и предложном падежах, окончание –ЬЮ в творительном падеже.
Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям.
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах .
Связная речь
( Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).
Заполнение дневника учащимися. Работа с деформированным текстом. Изложение по предложенному учителем плану( примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся)
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем( примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой)
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям
Повторение пройденного за год
Словарь
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, верёвка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, защита, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, стамеска, станок, столица, творог, физкультура.
Требования к уровню подготовки
Обучающиеся должны уметь:
-различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; -подбирать группы родственных слов (несложные случаи); -проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; -обозначать мягкость согласных буквой Ь; -разбирать слово по составу; -выделять имена существительные как части речи; -строить простое распространенное предложение; -связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); -пользоваться школьным орфографическим словарём.
Обучающиеся должны знать:
-алфавит; -способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).
*Иметь представление:
-о единицах языка, о речи письменной и устной, монологической и диалогической
- о различии единиц языка: словосочетания и предложения
- о синонимах , антонимах, омонимах, фразеологизмах
-о многозначности и однозначности слов, о прямом и переносном значении слов
- о самостоятельных и служебных частях речи.
Учебно-методические средства обучения
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник №1 под редакцией В.В. Воронковой.
Допущено Министерством образования Российской Федерации. -М.: Владос, 2013г.
2. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования(Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"
Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....
Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"
Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
Словарная работа на уроках русского языка в СКОШ VIII вида
В презентации представлены этапы изучения словарного слова на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида....
Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...
Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»
На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...
Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида.
Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида....