Конспект урока по русскому языку в 9 классе "СПП с несколькими придаточными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи урока: обучающие: учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике, а также выявление пробелов по
данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;
развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);
умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
воспитательные: воспитать учащихся к стремлению счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
Тип урока: закрепление изученного.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Ресурсы: компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами, алгоритм, схема.
Межпредметные связи: литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_s_neskoltkimi_pridatochnymi.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Закрепление изученного о СПП с несколькими придаточными».
Цели: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Задачи урока: обучающие: учить применять полученные знания о СПП с несколькими придаточными на практике, а также выявление пробелов по
данной теме; закрепить знания о ССП и СПП;
развивающие: развивать мыслительные процессы (речь (устную и письменную), умение обобщать, анализировать, умение распознавать ССП от СПП);
умение самостоятельно определять уровень своих знаний по изучаемой теме;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
воспитательные: воспитать учащихся к стремлению счастья; способствовать формированию положительной учебной мотивации, чувств взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.
Тип урока: закрепление изученного.
Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля и взаимоконтроля.
Форма работы: индивидуальная, парная, фронтальная, групповая.
Ресурсы: компьютер, учебник (русского языка и литературы), карточки с предложениями, карточки с текстами, алгоритм, схема.
Межпредметные связи: литература.
Планируемые результаты
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
| Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний; личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в реальное действие и его результаты; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Ход урока
Блоки - этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала занятия | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; | Включение детей в деятельность. - Школьный прозвенел звонок. Начинается урок. - Здравствуйте ребята! | Включение в работу, самоопределение готовности к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности | коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | - Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Поэтому я предлагаю: - Давайте сочиним урок!? | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: осознание себя в классе; регулятивные: целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль знаний. | - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать и говорить грамотно? Обоснуйте свой ответ. - Вы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными, узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. - Перед вами текст. Ваша задача поработать с текстом, найти сложные предложения и определить вид, расставить недостающие знаки препинания, сделать схемы, определить виды придаточных и виды подчинения. 1.Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. 2.И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. 3.Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге… (Д.Писарёв). Ответ: 1) ССП .[…], а […]. 2) СПП с последовательным подчинением. […], (чтобы), (которая). 3) СПП с параллельным подчинением. (Когда), [тогда], (хотя). - С какими предложениями вы работали? - На какие две группы разделили предложения? - Что вы знаете о ССП и СПП ? В чем их сходство и отличие? | Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык. Обучающиеся работают индивидуально, после чего сверяют с эталоном на доске (выводится через проектор). Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей. Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Контроль, коррекция, оценка. Отвечают теорию о ССП и СПП. Называют сходные и отличительные признаки. Оценивание усваиваемого содержания . |
Постановка цели деятельности. | личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом, проявлять интерес к изучению темы; регулятивные: контролировать правильность ответов сверстников; познавательные: применение методов информационного поиска; постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока. | - Ребята, основываясь на выполненное вами задание, постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока. | Формулируют тему и цели урока. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений. |
Самостоятельная работа в парах репродуктивного характера с самопроверкой по эталону. | коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, у управление поведением партнера, мение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний; регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; оценка результатов работы; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи. | - «На практике проверить можно точно, (эпиграф) - Откройте учебники на странице 110. Найдите упр. 173 (работа в парах со взаимопроверкой между парами ). (каждой паре дается по одному предложению из упражнения. Учащиеся должны расставить запятые, сделать схему предложения, определить виды придаточных и виды подчинения). Ответ: 1)СПП с последовательным и однородным подчинением. 1-е придаточное изъяснительное, 2-е – обстоятельственное условия, 3-е и 4-е – определительные, однородные, соединены сочинительным союзом и. → что? →при каком условии? →какой? [1 …], (2 какое…), (3 если…), (4 в котором…) и (5 которого…). 3)СПП с неоднородным соподчинением. 1-е придаточное обстоятельственное условия, 2-е – изъяснительное. ←при каком условии? →о чем? (1 что…), [2 …], (3 что…). 4) СПП с однородным соподчинением. Оба придаточные изъяснительные. → что? [1 то …], (2 что … ) и (3 что …). - Какими знаниями пользовались при выполнении данного задания? | Оценивание усваиваемого материала Контроль, коррекция, оценка. Ответ: - знаниями теории о СПП, алгоритмом разбора СПП (1-доказать, что предложение сложное, т.е. найти грамматические основы; 2- найти союзы и определить их роль; 3- расставить запятые; 4- найти главную часть и зависимые; 5- определить виды придаточных; 6- определить вид связи простых предложений в составе сложного); - схемами СПП с несколькими придаточными (1- СПП с соподчинением: однородным и неоднородным; 2- СПП с последовательным подчинением). |
Физминутка | |||
Включение в систему знаний и повторение (работа в группах, состав групп в ходе урока меняется) | - Теперь объединитесь в группы для выполнения следующего задания. У вас на парте лежат карточки со схемами. Ваша задача составить предложения и дать им характеристику. (количество предложений на карточке совпадает с количеством учащихся в группе, каждый участник группы должен охарактеризовать одно из предложений. Предложения между собой учащиеся в группе распределяют сами ). Карточка № 1 (в группе 5 ученика). 1) (Когда ), […], (что). 2)[…], (что), (что) . 3) […],( когда), (когда),(который). Карточка № 2 ( в группе 4 учеников). 1)[…],( что), (где). 2)[…], (где), (где). 3)(Если), [… ], (что) - На каком этапе работы испытывали трудности? Примеры предложений (на случай, если учащиеся не справятся с заданием, дать готовый вариант предложения). Карточка № 1. 1)Когда на руках у меня новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное (СПП с неоднородным подчинением. 1-е придаточное времени, однородные соединены сочинит. 2-ое главное. 3-е - изъяснительное). 2)Он понимал, что такой огонь нельзя остановить, что это стихия. (СПП с однородным подчинением. Придаточные изъясн.. 3)Грустно видеть, когда юноша теряет свои надежды, когда перед ним отдёргивается розовый флёр, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие. (СПП с однородным и последовательным подчинением.). Карточка № 2. 1)Каждый человек сознаёт, что он гражданин могучей станы, где находится его дом, его близкие, его родной край. (СПП с последовательным подчинением). 2)Мы родились в стране, где каждый может получить образование, где каждый может получить бесплатное образование. (СПП с однородным соподчинением. Все три придаточные места). 3)Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь, это значит, что она выдержала все проверки и испытания.. (СПП с неоднородным соподчинением. Придаточное обстоятельственное условия , придаточное изъяснительное). - Я раздаю вам карточки с текстами (у каждой группы свой текст. См. приложение №1). Ваша задача найти СПП с разными видами связи и определить виды подчинения . Текст можете выбрать любой . (взаимопроверка между группами). | ребята каждой группы отвечают на задания, позволяющие проверить, насколько поняли учебный материал; затем меняются работами, проверяют ответы ребят из другой группы и отмечают «+» (согласны), «-» (не согласны). Определяют причины своих трудностей и способы их устранения. | |
Подведение итогов. Рефлексия. | познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли. регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. | -Какие цели мы ставили перед собой? - Достигли ли мы желаемых результатов? - Какие задания вызвали у вас затруднения? - Какой вывод вы сделали для себя? Выставляю оценки. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |
Домашнее задание | - Каждый из вас я предлагаю составить по 2 карточки. На 1-ой вы должны написать СПП с несколькими придаточными, а на второй составить схемы этих предложений и определить виды придаточных и виды связи в СПП. На следующем уроке вы обменяетесь карточками с предложениями, а после выполнения работы сверите со своим вариантом ответа. | Умение слушать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
Цель данного урока - закрепить знания о сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"
Первый урок по теме "СПП с несколькими придаточными"...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема урока «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания...
План- конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными", 9 класс
Разработка урока по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными".
Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием современных образовательных технологий: проблемно-диалогических, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих. Учебник Русский язык:...
Конспект урока по русскому языку (9 класс) «CПП с придаточными определительными. Обобщение».
Цель урока: 1. Обучающая цель: обобщение знаний о СПП с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их ...
конспект урока по русскому языку "СПП с несколькими придаточными"
конспект урока...