Исследовательский проект "Словарь фамилий класса"
проект по русскому языку (6 класс) на тему
Почему у человека та или иная фамилия, когда и как образовались фамилии - это интересно. Создан словарь фамилий учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_familiy_uchashchihsya_potapova_t.rar | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита проекта.
Добрый день. Я Потапова Татьяна, ученица 6 класса. Мне всегда было интересно, почему у человека та или иная фамилия, когда и как образовались фамилии, поэтому, когда мне предложили создать словарь фамилий учащихся школы, я с удовольствием взялась за эту работу. Ведь я могла и удовлетворить свою любознательность, и сделать полезное дело для многих ребят.
Цель моего проекта такова: исследовать значение каждой фамилии учащихся МОУ Городищенской СОШ и создать словарь.
Мною были поставлены следующие задачи:
- узнать у учащихся, что им известно о значении и происхождении своих фамилий,
- выяснить, когда появились фамилии у русских людей, как они образовались, и написать вводную статью словаря,
- составить список фамилий учащихся школы, выяснить значения фамилий учащихся и оформить в виде словаря.
Планируемый результат: Создать «Словарь фамилий учащихся МОУ Городищенской СОШ», чтобы каждому учащемуся можно было узнать значение своей фамилии.
Мной проведено исследование, знают ли ребята, откуда взялась и что означает их фамилия, каково ее происхождение? Было опрошено 59 человек из 5-11 классов и получились такие результаты:
время появления русских фамилий известно только 18 опрошенных (34%), значение своей фамилии знают 15 человек, то есть 25%, национальную принадлежность своей фамилии смогли назвать 31 человек, т. е 53% респондентов, от чего образовалась фамилия, смогли ответить 21 человек, или 36%.
Таким образом, большинство опрошенных учащихся не знают ни времени возникновения фамилий, ни значения собственной фамилии, ни способа образования семейного имени. Результаты исследования показали, что мое решение создать «Словарь фамилий уч-ся школы» поможет ребятам получить необходимую информацию.
Само слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово «фамилия» поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее основным: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени". Так что фамилия - это наследственное имя семьи, а нередко и ее живая история.
Значение фамилий учащихся я узнавала в сети Интернет. Оказывается, там существует много платных сайтов, на которых желающие могут получить фамильный диплом. Специалисты проведут научное исследование происхождения и значения конкретной фамилии. В своей работе я использовала информация с бесплатных сайтов. К сожалению, не удалось узнать значение 11 фамилий: Бесогонов, Вареница, Ерженков, Золоткин, Лахин, Пайцан, Прищепов, Проханов, Разживин, Струин, Шпаченко. Мною высказаны предположения, как возникли эти фамилии. При этом я использовала словари сайта «Яндекс. Словари». В результате составлен Словарь фамилий учащихся школы. Желающие могут с ним познакомиться.
Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имён.
Мною проанализирован происхождение фамилий уч-ся нашей школы.
- Фамилии, образованные от церковных канонических имён и их различных народных форм и фамилии, образованные от мирских имён, дошедших до нас из дохристианских времён или от соседних народов. Таких в школе – 25
- Фамилии, образованные от прозвищ предков, обозначающих их внешность или черты характера - 34
- Фамилии, образованные от профессий предков, и ставшие их прозвищами – 3.
- Фамилии, образованные от названий птиц, животных, растений - 2
- Фамилии, образованные от топонимов (географических названий), названий мест проживания, рождения - 2
- Фамилии, образованные от названия племени – 1.
- Неизвестно от чего образованы – 5фамилий.
Результат этого исследования представлен в диаграмме.
Также я исследовала способ образования фамилий учащихся школы:
-ов - русский фамильный суффикс встречается у 27фамилий,
ев, -ёв - русский фамильный суффикс – у 9,
-ович, -евич - белорусская, реже русская фамильная модель – у 2 (Буланович, Лукашевич)
-ин - русская фамильная модель – у 22 фамилий,
-цев - русская фамильная модель – одна (Мальцев)
-ко, -хо - обычно, украинские фамильные модели – 2 (Прядко, Шпаченко)
енков, -ёнков, -ков - русские фамильные модели, образованные от украинских фамилий на -енко, -ко – одна (Ерженков)
-нок, -нак - белорусские фамильные модели – одна (Рыжонок)
-вский, -нский - искусственные фамильные модели, принадлежавшие русскому духовенству – у 2 (Чернавский, Ванидовский)
их, -ых - русские фамильные модели – у 5 фамилий,
- ский польская, украинская фамильная модель – одна (Рублёвский)
Таким образом, по русской фамильной модели образовано 66 фамилий учащихся школы, что составляет 88%, по украинской – 4 (5%), по белорусской – 3 (4%), по другим – 2 (3%).
Работая над проектом, я пришла к следующим выводам:
1 большая часть фамилий сохранила свои исторические корни до сегодняшнего дня. Их значение легко определить. Часть фамилий изменило свой внешний облик, и найти их толкование сложно. Для этого требуются научные изыскания в архивах.
2. Составление словаря фамилий нужное дело, он поможет ребятам узнать происхождение и значение своего семейного имени.
3. Работу можно продолжить, например: составить словарь фамилий жителей села Городище. Этим и хочу заняться в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный исследовательский проект 5-го класса ТСШИ по теме: "Во имя Победы" под руководством классного руководителя Анасенко Татьяны Семеновны.
В связи с приближением знаменательной даты - 66 - летие Победы в Великой Отечественной войне в нашей школе проводится много мероприятий. Мы провели поисковую работу по сбору ма...
Исследовательский проект учащихся 7 класса "Женщины, ковавшие победу"
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходит...
Исследовательский проект 6 "Б" класса
В своей исследовательской работе ребята обращаются к одной из самых интересных тем "Наши фамилии" и проблеме "Отношение человека к своей фамилии». В наше время многие...
IV Международная олимпиада «Интеллектуал» (Познание агенство исследовательских проектов) (6-7 класс)
Победители IV Международной олимпиады «Интеллектуал» (Познание агенство исследовательских проектов). 1. Матвеева Анна Андреевна 2.Глабец Софья Алексеевна 3. Швецов...
Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»
На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...
Исследовательский проект-презентация 5 класс.
Исследовательский проект-презентация 5 класс....
Исследовательский проект "Словарь Победы"
Конечный продукт проекта...