Урок развития речи."Вежливость". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи на тему "Вежливость" с использованием материалов из книги татарского-просветителя Ризаэддина Фахреддина "Воспитанный ребенок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи. «Вежливость» 5класс
Тема урока «Вежливость»
На уроке использованы материалы из книги Ризаэддина Фахреддина «Воспитанный ребенок»)
Цели урока:
Обучающие:
1)научить правильному, уместному употреблению этикетных слов: формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.п. в зависимости от речевой ситуации.
2)научить правильному произношению и написанию этикетных слов.
Развивающие:
1) развитие кругозора и речи учащихся.
2)знакомство с трудом Ризы Фахреддина «Воспитанный ребенок»;
Воспитательные:
1)воспитание у учащихся культуры поведения;
2) воспитывать чувство уважения к своим товарищам.
Виды деятельности учащихся:
- Сопоставленный анализ речевых ситуаций.
- Создание собственных высказываний, мнений.
Оборудование урока:
1) проектор
2)портрет Ризы Фахреддина; выставка книг Ризы Фахреддина;
3)на доске написаны вежливые слова; высказывания о вежливости(слова Р.Фахреддина)
1. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе. Желаю на уроке всем нам успехов!
2. Новая тема.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему.
- Отгадаем загадки ( учащиеся закончивают фразу)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(до свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
Прошу вас, пожалуйста-( извините).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…( спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания).
- Итак, ребята, определим тему нашего разговора. Ученики сами сформулируют тему: «Вежливость».
- Какие задачи ставим перед собой?
Ученики перечисляют задачи урока вместе с учителем.
Проводится беседа.
-Итак, какого человека мы можем назвать вежливым человеком?
-Какие слова он использует в разговоре?
-Да, то, что вы сказали правильно. Вежливые люди очень деликатно разговаривают со всеми людьми и друг с другом. Они никогда не кричат, не произносят грубых, некрасивых слов.
-А какие вежливые слова вы знаете? ( ответы учащихся)
- Как понимаете эти слова? (ответы учащихся)
- Ребята, у нас очень много великих людей и одним из них является Ризаэддин Фахреддин – известный писатель, ученый, журналист, педагог, просветитель. Послушаем об этом замечательном человеке. (это было домашнее задание. Ученики по одному говорят о биографии и о творчестве Фахреддина)
- Ризаэддин Фахреддин - автор обширных исторических и культурных трудов родился 16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район Республики Татарстан). В семье имама этой деревни. Учится в медресе города Чистополя, затем в Шалчалинском медресе. Он всегда сожалел о том, что не может обучаться в столичных учебных заведениях. В 1884 году сам начинает преподпвать, создает свое методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет множество (около 50 томов) научных трудов, которые многие из них были потеряны. Уже при жизни к Ризе Фахреддину приходит мировое признание: его приглашают на Всемирный конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии считают за честь познакомиться и пообщаться с ним. Умер Ризаэддин Фахреддин 12 апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды Ризы Фахреддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала академии наук хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что мудрое слово замечательного татарского ученого дойдет и до современного читателя.
Слово учителя сопровождается с презентацией.
- Ребята, известный татарский просветитель, педагог Риза Фахредин написал послание детям «Воспитанный ребёнок». Я хочу прочитать вам отрывок из этого наставления:
«Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен: он ведёт себя прилично и вежливо, шагает степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к своей цели. Если по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с ними, а если встретит родственников и близких, поздоровается за руки.
А вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный ребёнок идёт прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится возле магазина или иных увеселительных заведений. Да камни и палки не будет кидать прохожим собакам и кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку, а лужи обойдёт стороной, никого не обрызгав. Со своими одноклассниками и не скажет скверного слова. Словом, даже прохожие, увидев милое создание, про себя подумают, какой славный малыш».
Вопросы учащимся:
1.Чем ж отличается воспитанный ребенок от невоспитанного?
2.Как ведет себя воспитанный ребенок?
Слов учителя.- Ризаэддин Фахреддин сказал:
«Воспитанный ребёнок ценнее золота и дороже райских благ. Нет для родителей большего богатства, нежели воспитанный ребёнок»
- Ребята вы будете не только вежливыми, но и воспитанными, не будете стесняться произносить нужных слов.В русском языке очень много вежливых слов.
Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я »здравствуйте » первым скажу.
Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово »спасибо»
Нельзя забывать говорить.
Прощаясь, мы все »до свидания»
Друг другу всегда говорим,
Пожалуйста-если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым-обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание : Написать сказку: «Вежливые слова»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...
Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....