Урок развития речи."Вежливость". 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи на тему "Вежливость" с использованием материалов из книги татарского-просветителя Ризаэддина Фахреддина  "Воспитанный ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. «Вежливость» 5класс

Тема урока  «Вежливость»

На уроке  использованы материалы из книги   Ризаэддина Фахреддина «Воспитанный ребенок»)

Цели урока:

    Обучающие:

1)научить правильному, уместному употреблению этикетных слов: формул приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.п. в зависимости от речевой ситуации.

2)научить правильному произношению и написанию этикетных слов.

    Развивающие:

1) развитие кругозора и речи учащихся.

2)знакомство с трудом Ризы Фахреддина «Воспитанный ребенок»;

    Воспитательные:  

 1)воспитание у учащихся культуры поведения;

 2) воспитывать чувство уважения к своим товарищам.

Виды деятельности учащихся:

  1. Сопоставленный анализ речевых ситуаций.
  2. Создание собственных высказываний, мнений.

Оборудование урока:

  1) проектор

  2)портрет Ризы Фахреддина; выставка книг Ризы Фахреддина;

  3)на доске написаны  вежливые слова;    высказывания о вежливости(слова Р.Фахреддина)

         1. Организационный момент:

        - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе. Желаю на уроке  всем нам успехов!

2. Новая тема.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему.

 - Отгадаем  загадки ( учащиеся  закончивают фразу)

                Говорить друзьям не лень,

                Улыбаясь…(добрый день)

                Друг другу на прощание

                 Мы скажем…(до свидания)

                Друг друга не стоит винить,

               Лучше скорее…(извинить).

                До чего ж оно красиво

                Слово доброе…(спасибо).

                Когда виноваты, сказать спешите

                Прошу вас, пожалуйста-( извините).

                В чужой разговор никогда не встревай,

                И взрослых ты лучше …(не перебивай).

                 Растает даже ледяная глыба

                 От слова теплого…( спасибо).

                 Зазеленеет старый пень,

                 Когда услышит…(добрый день).

                 Мальчик вежливый и развитый

                 Говорит, встречаясь…(здравствуйте).

                 Когда нас бранят за шалости,

                  Говорим…(простите, пожалуйста)

                  И во Франции, и в Дании

                  На прощанье говорят…(до свидания).

- Итак, ребята, определим  тему нашего разговора. Ученики сами сформулируют тему: «Вежливость».

 - Какие задачи ставим перед собой?

 Ученики перечисляют задачи урока вместе с учителем.

      Проводится беседа.

-Итак, какого человека мы можем назвать вежливым человеком?

-Какие слова он использует в разговоре?

-Да, то, что вы сказали правильно. Вежливые люди очень деликатно разговаривают со всеми людьми и друг с другом. Они никогда не кричат, не произносят грубых, некрасивых слов.

-А какие вежливые слова вы знаете? ( ответы учащихся)

- Как понимаете эти слова? (ответы учащихся)

   - Ребята, у нас очень много великих людей и одним из них является Ризаэддин Фахреддин – известный писатель, ученый, журналист, педагог, просветитель. Послушаем об этом замечательном человеке. (это было домашнее задание. Ученики по одному говорят о биографии и о творчестве Фахреддина)

- Ризаэддин Фахреддин - автор обширных исторических и культурных трудов родился 16 (4) января 1859 года в деревне Кичучатово Бугульминского уезда Самарской губернии (сейчас Альметьевский район Республики Татарстан). В семье имама этой деревни. Учится в медресе города Чистополя, затем в Шалчалинском медресе. Он всегда сожалел о том, что не может обучаться в столичных учебных заведениях. В 1884 году сам начинает преподпвать, создает свое методику преподавания. Всю жизнь собирает личную библиотеку, пишет множество (около 50 томов) научных трудов, которые многие из них были потеряны. Уже при жизни к Ризе Фахреддину приходит мировое признание: его приглашают на Всемирный конгресс мусульман в Аравию. Многие ученые Швеции, Турции, Индии считают за честь познакомиться и пообщаться с ним. Умер Ризаэддин Фахреддин 12 апреля 1936 года, похоронен на Уфимском кладбище. К сожалению, многие труды Ризы Фахреддина не сохранились, но в архивах Башкирского филиала академии наук хранятся 40 томов рукописей великого ученого. Очень надеемся, что мудрое слово замечательного татарского ученого дойдет и до современного читателя.

          Слово учителя сопровождается с презентацией.

  -  Ребята, известный татарский просветитель, педагог Риза Фахредин написал послание детям «Воспитанный ребёнок». Я хочу прочитать вам отрывок из этого наставления:

            «Воспитанный ребенок, направляющийся в школу, сразу заметен: он ведёт себя прилично и вежливо, шагает степенно, подобно взрослому человеку, и идет прямой дорогой к своей цели. Если по пути ему встретятся люди, то непременно поздоровается с ними, а если встретит родственников и близких, поздоровается за руки.

         А вот неблаговоспитанные дети- не замечают никого. Воспитанный ребёнок идёт прямо, не озирается по сторонам, зря не остановится возле магазина или иных увеселительных заведений. Да камни и палки не будет кидать прохожим собакам и кошкам, не будет никого дразнить, затевать драку, а лужи обойдёт стороной, никого не обрызгав. Со своими одноклассниками и не скажет скверного слова. Словом, даже прохожие, увидев милое создание, про себя подумают, какой славный малыш».

        Вопросы учащимся:

        1.Чем ж отличается воспитанный ребенок от невоспитанного?

         2.Как ведет себя воспитанный ребенок?

      Слов учителя.- Ризаэддин Фахреддин сказал:

«Воспитанный ребёнок ценнее золота и дороже райских благ. Нет для родителей большего богатства, нежели воспитанный ребёнок»

- Ребята вы будете не только вежливыми, но и воспитанными, не будете стесняться произносить нужных слов.В русском языке очень много вежливых слов.

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне,

Я »здравствуйте » первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-

За помощь поблагодарить,

Обычное слово »спасибо»

Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все »до свидания»

Друг другу всегда говорим,

Пожалуйста-если желанье

Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым-обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

          Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

         Домашнее задание : Написать сказку: «Вежливые слова»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....