Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
материал по русскому языку на тему


Выступление  на методическом заседаниии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.

(Выступление на методическом заседании подготовлено учителем русского языка и литературы Яремовской Н.М. )

    Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •  анализировать свои действия;

 •  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •  отличаться мобильностью;

 •  быть способными к сотрудничеству;

 •  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

      Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к уроку как основной форме организации учебного процесса.  

       Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

       Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

      Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций,  потребующих импровизации.   Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.

      Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности стараюсь  использовать такие  приемы и формы ее организации:

1. Использование дифференцированных заданий.

2. Включение в образовательный процесс ИКТ.

3. Использование метода проектов (получаются пока мини-проекты, запланированные на один-два урока).  На таких занятиях  предъявляю школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо знаю ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.

В ходе работы по реализации  ФГОС  на уроках русского языка и литературы обучаю учащихся:

- формулированию целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно;

-оцениванию  своей  готовности, обнаруживанию незнания, нахождению  причины затруднений и т.п.);

-  владея технологией диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы;

- различным видам  деятельности обучающихся (слушанию, чтению, письму, говорению, аудированию, моделированию, прогнозированию, проектированию, исследованию, обобщению, анализу, синтезу, сравнению, классификации, сопоставлению, проведению аналогии, и др.);

-  к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания;

- сочетая репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.

Стараюсь

-оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряя  и поддерживая минимальные успехи;

- строить   уроки с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- выбирать разные  формы урока ( урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., через  изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальную, индивидуальную, парную, коллективную);

- создавать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.

 Принимаю  и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучая корректным формам их выражения.

    Использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики.

     Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Поэтому  большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет УМК.

      Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на мой взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей заданий к ЕГЭ. Работаю по этому учебнику второй год.

        Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.  В пояснительной записке «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» (автор-составитель С.И.Львова) подчёркивается: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей».

   Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение: «Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён». В процессе работы  по УМК Львовой С.И. развиваются не только навыки  чтения - понимания текстов разных стилей, но и  совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, развиваются умения развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года.
     В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
     Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы:  работа с разными видами словарей;  редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
     Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

     Хорошим подспорьем на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.

   Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях. “Учимся читать, слушать, говорить, писать”, авторы: И.П.Васильевых, С. И. Львова.

   Главная задача данного пособия — развитие речевых способностей учащихся, работающих по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова “Русский язык. 5 класс”. В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут шестиклассникам вдумчиво читать теоретический материал учебника, писать сочинения и выполнять другие задания творческого характера. Большое подспорье для создания сочинения по картине, где даются шаблоны вступления, заключения, отдельных предметов описания. Кроме того, в тетрадь включены сочинения сверстников, которые могут служить образцом, либо, которые нуждаются в корректировании.

   На протяжении двух  лет я использую для самостоятельной работы учащихся рабочую тетрадь по русскому языку “Проверь себя” 5 класс, автор: Прохватилина Л.В., в которой ученик может после выполнения заданий проверить себя, выставить себе оценку.

     УМК  Львовой С.И  отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса русского языка и полностью соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к современной учебной книге. Этот  учебник  отражает образовательные потребности современной школы.

     Учебник по литературе, 6 класс,  / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац.

 Представленные в учебнике для 6-го класса более сложные (по сравнению с 5-м классом) художественные тексты разных жанров, учебные статьи, вопросы и задания преимущественно творческого характера способствуют дальнейшему освоению литературоведческих знаний учащимися, формированию необходимых читательских качеств и умений, развитию читательской самостоятельности, интереса к художественной литературе, совершенствованию духовного мира подростков.

    К сожалению, нет рабочих тетрадей, приходится использовать  отдельные  варианты контроля, заимствуя у других авторов, других УМК или создавать самой.

Проблемы обеспечения введения ФГОС  общего образования.

В части материально-технического обеспечения:

- нет оснащения (  электронных учебных пособий для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС, что осложняет работу, требуя много времени на подготовку).

В части информационно-методического обеспечения:

 - требуется совершенствование ресурсного потенциала: программно-методического ( нет рабочих тетрадей по литературе, методической помощи  и т.д.)

В части оценочной деятельности и диагностики:

- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.

   Трудности:

- в связи с малочисленностью детей в классе в основном получается работа в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы....

Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы...

Доклад "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...