Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
(Выступление на методическом заседании подготовлено учителем русского языка и литературы Яремовской Н.М. )
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности стараюсь использовать такие приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов (получаются пока мини-проекты, запланированные на один-два урока). На таких занятиях предъявляю школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо знаю ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
В ходе работы по реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы обучаю учащихся:
- формулированию целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся или постановка целей урока обучающимися самостоятельно;
-оцениванию своей готовности, обнаруживанию незнания, нахождению причины затруднений и т.п.);
- владея технологией диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы;
- различным видам деятельности обучающихся (слушанию, чтению, письму, говорению, аудированию, моделированию, прогнозированию, проектированию, исследованию, обобщению, анализу, синтезу, сравнению, классификации, сопоставлению, проведению аналогии, и др.);
- к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания;
- сочетая репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.
Стараюсь
-оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряя и поддерживая минимальные успехи;
- строить уроки с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- выбирать разные формы урока ( урок – мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др., через изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определённой технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальную, индивидуальную, парную, коллективную);
- создавать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения.
Принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучая корректным формам их выражения.
Использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; свободное высказывание, смайлики.
Курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности. Поэтому большую помощь при формировании УУД на уроках русского языка и литературы играет УМК.
Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на мой взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей заданий к ЕГЭ. Работаю по этому учебнику второй год.
Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку. В пояснительной записке «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» (автор-составитель С.И.Львова) подчёркивается: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей».
Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение: «Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён». В процессе работы по УМК Львовой С.И. развиваются не только навыки чтения - понимания текстов разных стилей, но и совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, развиваются умения развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года.
В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы: работа с разными видами словарей; редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
Хорошим подспорьем на уроках русского языка и литературы, особенно для самостоятельной работы, играют рабочие тетради.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях. “Учимся читать, слушать, говорить, писать”, авторы: И.П.Васильевых, С. И. Львова.
Главная задача данного пособия — развитие речевых способностей учащихся, работающих по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова “Русский язык. 5 класс”. В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут шестиклассникам вдумчиво читать теоретический материал учебника, писать сочинения и выполнять другие задания творческого характера. Большое подспорье для создания сочинения по картине, где даются шаблоны вступления, заключения, отдельных предметов описания. Кроме того, в тетрадь включены сочинения сверстников, которые могут служить образцом, либо, которые нуждаются в корректировании.
На протяжении двух лет я использую для самостоятельной работы учащихся рабочую тетрадь по русскому языку “Проверь себя” 5 класс, автор: Прохватилина Л.В., в которой ученик может после выполнения заданий проверить себя, выставить себе оценку.
УМК Львовой С.И отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса русского языка и полностью соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к современной учебной книге. Этот учебник отражает образовательные потребности современной школы.
Учебник по литературе, 6 класс, / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац.
Представленные в учебнике для 6-го класса более сложные (по сравнению с 5-м классом) художественные тексты разных жанров, учебные статьи, вопросы и задания преимущественно творческого характера способствуют дальнейшему освоению литературоведческих знаний учащимися, формированию необходимых читательских качеств и умений, развитию читательской самостоятельности, интереса к художественной литературе, совершенствованию духовного мира подростков.
К сожалению, нет рабочих тетрадей, приходится использовать отдельные варианты контроля, заимствуя у других авторов, других УМК или создавать самой.
Проблемы обеспечения введения ФГОС общего образования.
В части материально-технического обеспечения:
- нет оснащения ( электронных учебных пособий для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС, что осложняет работу, требуя много времени на подготовку).
В части информационно-методического обеспечения:
- требуется совершенствование ресурсного потенциала: программно-методического ( нет рабочих тетрадей по литературе, методической помощи и т.д.)
В части оценочной деятельности и диагностики:
- проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов.
Трудности:
- в связи с малочисленностью детей в классе в основном получается работа в парах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы
Выступление на семинаре завучей...
Доклад на педагогическом совете «Проблемы и перспективы реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
Доклад и презентация...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы....
Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы...
Доклад "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."
Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...