Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
статья на тему

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ps.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы

в 5 классе: проблемы и перспективы.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

 •  анализировать свои действия;

 •  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

 •  отличаться мобильностью;

 •  быть способными к сотрудничеству;

 • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Новые требования ФГОС к результатам образовательной деятельности диктуют новые формы разработки и проведения  урока. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения  должен включать  следующие шесть  основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить →  узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск  новых знаний  в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке)

Какие же  требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 •    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

       •    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•    планирование обратной связи.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию  русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия - необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме: упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемн–диалогический урок с тщательно продуманными действиями  на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.   Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке (правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования).

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может возникнуть и сама  собой, но для достижения поставленной цели учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, привести ее разрешение к нужному результату. Поэтому необходимо, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию  проблемы урока в виде темы или цели.  Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов (мнений, предположений), при нем  учитель добивается осознания учениками противоречия, которое должно вызвать у них удивление  и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока сформулирована, начинается его основная часть – коммуникация, предполагающая самостоятельную  работу учащихся.  При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты  «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует  спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или  выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использованием элементов  технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4–й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: сформулировать свой вывод по проблеме (правило, алгоритм, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

выбрать такие источники  получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания (наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание). Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть  работа с текстом (таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки;

спроектировать диалог (подводящий или побуждающий) по поиску решения проблемы. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные  варианты ответа. Побуждающий диалог  направлен на развитие творчества;

составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5–й шаг. Планирование результата. Учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6–й шаг.  Планирование заданий для применения нового знания.  Следует помнить, что задания  должны  носить  проблемный характер,  нацеливать ученика на  поисковую или  исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

          Если сравнить традиционную деятельность учителя  и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий.

1.Создание проблемной ситуации.

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку пятиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого пятиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

2. Работа с текстом

«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

         Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

          Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.

4. Составление кластера. Кластер – объединение нескольких однородных элементов в единую самостоятельную единицу, имеющую уникальные свойства. Понятие «кластер» применяется в разных отраслях. Пример задания по литературе: объясните смысл названия рассказа, составив кластер.

5. Использование синквейна как эффективного метода  развития образной речи,  позволяющего  быстро получить результат.

Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.

Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика;  выработке умения проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты; формированию всех видов речевой деятельности.

Таким образом, сравнив деятельность учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня, учиться по–новому готовиться к уроку,  по–новому его проводить, по–новому оценивать достижения обучающихся, по–новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Никакие  методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы...

Доклад "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...