Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы
методическая разработка по литературе на тему
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bondarenko_prezentatsiya.ppt | 471.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: Мобилизация (включение ученика в интеллектуальную деятельность) Целеполагание («вспомнить → узнать → научиться»)\ Проблемная ситуация Поиск новых знаний Взаимопроверка; взаимоконтроль Рефлексия
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС: Учитель должен четко спланировать цели и задачи урока для себя и для учащихся; Урок должен быть проблемным и развивающим; В центре внимания урока – дети; Минимум репродукции, максимум творчества; Здоровьесбережение; Организация обратной связи; Вывод делают сами учащиеся; Учет уровня и особенностей учащихся
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. Изменение схемы урока: От объяснительно-иллюстративного метода работы К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы - это проблемно – диалогический урок Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Конструирование проблемной ситуации. Планирование действий. Планирование решений. Планирование результата Планирование заданий для применения нового знания
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Традиционная деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов: Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Взаимодействие с родителями Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном Результа-ты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Создание проблемных ситуаций 1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ? 2) НАПИСАТЬ – I спряжения 3) НАПИШЕТЕ – будущее время 4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба 5) определить морфемный состав форм глагола: напи´ш - ЕТЕ напиш – и´- ТЕ
Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Инсерт ( чтение с пометами) Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.
Кластер Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Составление кластера На уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Му-му» создается такой кластер: Герасим Портрет Описание каморки Отношение к Му-му Отношение к барыне Отношение с дворовыми Отношение к Татьяне
Синквейн Один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн - это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн (пять строк) Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы
Выступление на семинаре завучей...
Доклад на педагогическом совете «Проблемы и перспективы реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
Доклад и презентация...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
Выступление на методическом заседаниии...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы....
Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....
Доклад "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."
Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...