«Проблема текста (подготовка к написанию сочинения-рассуждения) (на примере рассказа Эдуарда Шима «Объявление в газете»)».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок развития речи с использованием информационных и медиативных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_papka.rar | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Эдуард Шим «Объявление в газете» (в сокращении)
В редакцию районной газеты «Красная Заря» пришел мальчишка лет десяти. Он был длиннорукий, одетый в желтую майку и синие китайские штаны. Штаны много раз стиранные, висели на нем мешочками: на коленях, сзади, на месте карманов. Мальчик был наголо стрижен, веснушчат, глядел вокруг той застывшей, оторопелой улыбкой, какая бывает у конфузливых детей, вдруг очутившихся в незнакомом и опасном месте.
А в редакции был день выпуска, вернее, этот день заканчивался. Наступали самые хлопотные часы перед сдачей номера. В комнате сотрудников все галдели и суетились.
Мальчик тихо ждал возле пустого стола; ему и страшно было обратить на себя внимание, и обидно было, что никто его не замечает.
Мальчику интересны были эти разговоры, хоть и не до конца понятные; он поворачивал голову от одного говорившего к другому; смеялся, когда все смеялись, но все-таки ощущалось, что ему не терпится сказать о своем деле, наверное, более важном и серьезном, чем все эти разговоры, и он еще подвинулся к середине комнаты.
Вдруг один человек увидел мальчика.
- А тебе кого, парень?
- Мне … Мне объявление!.... – обрадовавшись и перепугавшись, проговорил мальчик.
- Объявления секретарь принимает. По коридору налево, - и выдвинул мальчика в коридор, даже не оглянулся, тяжело и быстро ушел.
Мальчик стоял с напряженной улыбкой. Затем вошел в комнату, где было совсем тихо и безлюдно. Наверное, ему почудилось, что секретарь на минуту исчез. Секретарь играл в крестики-нолики, пока все кругом работали. Но, застеснявшись, не успев подхватить сигарету и очки, секретарь выбежал.
Тут мальчик решил подойти к секретарскому напарнику по игре и рассказать о своей беде. А этот дяденька попросил не морочить ему голову, так как ёжик - это не лошадь, не корова, и даже не свинья, о которых принято было писать в то время в советских газетах про рабочие будни народа. И он отправил его к Зое Васильевне, которая собирала в этот момент урожай с другими ребятами, и посоветовал ему заняться полезным делом.
Мальчик заметил еще одну дверь и чуть приоткрыл ее. «Закрой!!» - рявкнуло из тьмы. Это был фотограф, который прогнал его со словами: «Шагай и сюда больше не лезь. Ёжик-пыжик!»
Герой увидел в конце коридора еще одну дверь, осторожно приблизился и открыл ее. Там деревянная лестница вела в подвал. Мальчик боязливо пробирался вдоль стены и на какое-то время, наверное, забыл, зачем он здесь. Он увидел растрепанного молодого человека в расстегнутой рубахе с закатанными рукавами, всего небрежного, неприбранного, который собирал буквы в золотые слова, в блистающие строчки. Мальчик понял, что этот человек был секретарем, тем самым секретарем, который ОДИН ВО ВСЕЙ ГАЗАТЕ принимает объявления.
- Кто? Что там? Что такое?!
- Дяденька, - тихо, улыбаясь от страха, сказал мальчик, - мне объявление… Я хочу… объявление в газету. Дяденька, это очень нужно! Честное слово!..
Тут появился Марк Иваныч, который взял мальчика за плечо и повел к выходу, говоря:
- Слушай, объявления стоят денег. И мы не берем всякие объявления. Не берем от мальчишек. Даже про собаку мы не взяли бы, не только про ёжика. Иди домой.
- Вы не знаете, - сказал мальчик. – Я ведь хотел рассказать…
- Что рассказать?
- Про него. Какой это ёжик.
- Я знаю, - сказал Марк Иваныч терпеливо. - Только все равно.
- Он всем верит! – сбивчиво зашептал мальчик, догадываясь, что Марк Иваныч вот-вот перестанет слушать. – Он всем доверяет! Он доверяет! Он побежит к любому человеку, понимаете? Он думает, что все люди добрые!
Лицо мальчика было по-взрослому наполненным силой; оно умоляло, требовало, чтобы окружающие поняли. И Марк Иваныч ощутил за словами мальчика что-то значительное, важное, чего мальчик не умел и не мог высказать.
Марк Иваныч подхватил мальчика за подмышки, усадил на покатый лоснившийся стол между ящиков.
- Я его привез из Москвы, - сказал мальчик и глубоко вздохнул, успокаиваясь после внутреннего плача. – Отнял на бульваре у ребят. Ну, они этим ёжиком в футбол играли.
- Как в футбол?
- Ну, так. Сапогами. Забивали в ворота.
- Фу, - сказал Марк Иванович. – Гадость. Пакость!
- У него лапа была сломана. И весь он побитый был, и всех боялся… Даже кушать боялся, хоть и голодный. Я не мог его в лес выпустить, он бы сразу умер. И я попросил, чтобы дома оставить, и сделали ему такую будку из картона, травы положили… Знаете, он очень долго боялся! Наверно, месяц! Я шевельнусь – и он сразу свернется. И дрожит так, дрожит! Весь дрожит, и все больную лапу хочет спрятать. А потом стал кушать немножко, а еще потом уже и не боялся. Все забыл, понимаете? Я на руки брал и гладил его. За хвостик трогал. Потом в саду выпущу погулять, а он меня увидит и ко мне бежит. Ну, как собачка маленькая, бежит и мордочку кверху поднимает… Он все, все забыл.
- Ясно, - сказал Марк Иваныч.
- А теперь надо в Москву ехать, в школу. И нельзя больше держать было, я отнес ёжика в лес, вот тут, где Лосиный заповедник. И выпустил. Он не хотел один оставаться, за мной бежал, я уж кое-как спрятался. Но теперь-то как? Что же теперь будет?
- А что? – спросил Марк Иваныч и вдруг додумался, сообразил, и кровь прихлынула к его заросшему лицу.
- Ведь там людей много ходит, - сказал мальчик. – За грибами ходят и просто так. А ежик ведь не знает. Он думает, что все люди добрые. И сразу побежит навстречу, когда увидит… Вот я и придумал. Мне сказали… можно объявление в газете. Написать, что здесь живет ёжик, который людей не боится. Тогда его бы не тронули…
Марк Иваныч смотрел на мальчика, и мальчик поразился перемене в темном грубом лице его – лицо было виноватым, покрасневшим, и небритая щека подергивалась.
- Чичельницкий! – вдруг закричал Марк Иваныч туда, за линотип. – Чичельницкий! Слушай, иди на минутку!
Проход выглянул растрепанный секретарь с подшивкой газет в руке.
- Что такое? Что еще?
- Иди сюда.
- Ты что – издеваешься?! Я передовицу диктую, я просил не мешать! Это невыносимо, в конце концов!
- Иди, - сказал Марк Иваныч, сердясь. – Иди, тебе говорят. Мальчик, расскажи снова. Вот так, как рассказывал. А ты слушай, Чичельницкий, я тебя прошу.
Секретарь плюнул, морщась, подошел и, пока мальчик вновь рассказывал все, нетерпеливо переминался, отвернул лицо вбок, сохраняя все то же выражение больного, мучающегося человека, которого не хотят пожалеть.
- И все? – спросил секретарь, когда мальчик умолк.
- Ты подумай, - сказал ему Марк Иваныч. – Подумай хорошенько. Ведь тут что-то есть.
- Ну?
- Ведь берет за сердце-то.
- Ну?
- Может, сообразим? Повернем как-нибудь?
- Про ежиков печатать? – сказал секретарь и сделал наивные блестящие глаза.
- Нет, ты погоди ёрничать.
- Ладно, - весело сказал секретарь и развернул подшивку. – Вот, малыш, смотри. Ты умный, сам разберешься. Вот сводка о полевых работах. Передовица. Выступление героев уборки. Тут критическая статья о магазинах. Тут зарубежные материалы – обзор событий. Америка, Индия…
- Чего ты ему прошлогоднюю газету суешь? – в сердцах проговорил Марк Иваныч. – Чего суешь-то?
- А какая разница? – сказал секретарь. И вдруг смутился. Марк Иваныч смотрел на него с отвращением.
- Слушай, Чичельницкий. А зачем? Зачем все это?
- Восемьдесят восьмого марта, - весело сказал секретарь, - ты будешь печатать про ёжиков. Но не раньше.
- Трепло. Я серьезно.
- И я.
- Разве дело в ёжике? Когда ты слышал, за сердце не скребло? Не совестно было?
- Он ведь не понимает, - сказал мальчик, всё улыбаясь, смотря на Марка Иваныча и секретаря с надеждой, хотя понимал уже, что ничего не получится, и все-таки надеясь, надеясь. – Он к любому человеку побежит. Если бы хоть немного напечатать… просто, что он верит и не боится людей…
- Ну?! – закричал Марк Иваныч на секретаря, багровея и трясясь. – Не дошло?! Не совестно?! Ч-черт, журналисты! Инженеры душ!
- Марк Иваныч, дорогой, - сказал секретарь серьезно. – Не надо. И ты понимаешь, и я понимаю. Мы ж не дураки, психологические раздумья и нюансы печатать. Нельзя нам.
- Пойдем, мальчик, - сказал Марк Иваныч.
Он взял мальчика за руку и указал, где выйти наружу.
Мальчик стал удаляться по коридору.
- Слушай! – кричал он. – А будешь в Москве, сходи в «Пионерскую правду»! На всякий случай, а?
Мальчик сошел во двор. Ничто не говорило, что здесь редакция, что продолжается суматоха в комнатах, бренчат телефоны…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...
Урок "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по данному тексту....
Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".
Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...
- Мне нравится (1)