Роль ансамблевого музицирования в реализации принципов развивающего музыкального обучения
статья по теме

Ковалева Ольга Евгеньевна

В работе рассматривается ансамблевое музицирование как сроедство всестороннего развития учащихся

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №6 г. ХАБАРОВСКА

  Доклад на тему:

РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Преподаватель.ДШИ№6

Ковалёва О.Е.

ХАБАРОВСК -2012

РОЛЬ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ансамблевое музицирование как метод всестороннего развития учащихся

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музцирования  которым занимались во все времена  при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом  занимаются и поныне.  Педагогическая ценность этого вида совместного музицирования недостаточно познана  и поэтому он слишком редко используется при преподавании.  Хотя о пользе ансамблевой игры для развития учащихся известно с давних пор.

Повышенный интерес к разнообразным камерным ансамблям сделал особенно актуальной задачу воспитания музыкантов-ансамблистов.  Эта задача  решать которую необходимо на всех стадиях обучения  начиная с самой ранней  заставляет по новому взглянуть на возможность дуэтного музицирования

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования?  В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся?

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности  открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой.  Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей  исторических эпох.  Заметим  что ансамблист находится при этом в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром  адресованным собственно роялю  он может пользоваться также оперными клавирами  аранжировками симфонических  камерно - инструментальных и вокальных опусов.  Иными словами  ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых восприятий  впечатлений  «открытий»  интенсивный приток богатой  и разнохарактерной музыкальной информации.  Значение ансамблевой игры: раздувшая горизонты познанного учащимися в музыке  пополняя фонд его слуховых впечатлений  обогащая профессиональный опыт  увеличивая багаж специфических сведений и т.д.  оно способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания.

Ансамблевое музицирование создает максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств учащегося.  Почему же  в силу каких обстоятельств?  Прежде всего потому  что ансамблевая игра - внутриклассная форма работы  в основном она не доводится до эстрады.  Учащийся имеет дело с материалом  говоря словами В.А. Сухомлинского  «не для запоминания  не для заучивания  а прости из потребности мыслить  узнавать  открывать  постигать  наконец  изумляться»   Потому-то и особый психологический настрой при занятиях в ансамбле. Музыкальное мышление заметно улучшается  восприятие становится более ярким  живым  обострённым  цепким.

Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений  переживаний  ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности» - эмоциональной отзывчивости на музыку.  Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха  художественного воображения.  С расширением объема постигаемой и анализируемой музыки  увеличиваются и возможности музыкального мышления ( обобщение существенных признаков большого количества музыкальных фактов стимулирует образование системы понятий).

На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий.  Из этого следует  что занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений - эти занятия способствуют качественному улучшению процессов музыкального мышления.  Итак  игра в четыре руки - один из кратчайших  наиболее перспективных путей общемузыкального развития учащихся.  Именно в процессе ансамблевой игры со всей полнотой и отчётливостью выявляют себе те основные дидактические принципы развивающего обучения  о которых говорилось ранее: а) увеличение объема исполняемого в учении музыкального материала  и б) ускорение темпов его прохождения.  Таким образом  ансамблевая игра - есть ничто иное  как усвоение максимума информации в минимум времени.

Развитие профессионального музыкального интеллекта получает полный просмотр только в том случае  если оно основывается на способности учиться активно  самостоятельно добывать необходимые знания и умения  без посторонней помощи ориентироваться во всем многообразии явлений музыкального искусства.  В процессах формирования музыкального мышления не только то играет роль  что и сколько приобретено учащимися - исполнителями в ходе занятий на инструменте  но и как  каким образом совершались эти приобретения  какими путями были достигнуты результаты.  В требовании инициативности и самостоятельности мыслительных действий ученика находит отражение четвёртый из принципов развивающего обучения вообще.

Особо яркое звучание приобрела проблема формирования активности и самостоятельности мышления учащегося в наши дни; её актуальность тесно связана с задачей интенсификации обучения  усиления его развивающего эффекта. Самостоятельность мыслительных операций - фактор  обеспечивающий стабильное развитие интеллекта обучающегося.  Интеллектуальная активность на основе самостоятельного подхода - важная цель для преподавателя любой специальности.  Чем больше учебные действия питомца исполнительского класса сближаются с практическими действиями музыканта-интерпретатора   тем более благоприятны условия  складывающиеся для формирования самостоятельности  художественного создания обучающегося.  Интерпретация музыки  осмысление и исполнительское раскрытие ее образно-поэтического содержания - эффективный путь становления профессионального интеллекта музыканта.

Развивающий эффект ансамблевого музицирования проявляется только тогда  когда оно базируется на рациональной методической основе.  Сюда входят и репертуарная политика  и соответствующая организации работы над произведением  и продуманные способы педагогического руководства.  Составим разработанную «технологию» ансамблевого музицирования и методические находки педагогов-новаторов  работающих в системе общеобразовательной подготовки учащихся.  Обратимся для примера к вопросам подбора репертуара.  Их решением определяется организация репертуара  процесса обучения  т.к. работа над произведением - основной вид учебной деятельности в классах музыкально-исполнительских дисциплин. Её развивающий потенциал растёт  если подбор ансамблевого репертуара ведётся на основе сходства произведений по ряду важнейших признаков (стиля  отдельных средств музыкальной выразительности  вида фортепианной фактуры и технических приемов)  своеобразными блоками.  Наличие в работе однотипных музыкальных явлений  фактов  навыков создаст условия для их активного осмысления и обобщения  что способствует развитию музыкального интеллекта.  Особенно нагляден данный процесс при усвоении учащимся  стиля в музыке.  Большинство видных педагогов-музыкантов  например  Г.Г. Нейгауз  Н.Н. Шумнов указывают на необходимость широкого ознакомления с творчеством автора изучаемого произведения.  Это требование отвечает принципу опоры на теоретическое содержание изучаемого предмета  связывая фортепианное обучение с происхождением курса музыкально-теоретических дисциплин.

«Блочная» организация музыкального материала используется и для усвоения определённых форм и жанров музыкальных произведений  средств исполнительской выразительности.  Этот принцип можно рассматривать как равнозначный принципов исполнения крупных блоков представителями педагогики сотрудничества.  Ансамблевая форма наиболее целесообразна в работе над тем материалом  который необходим учащемуся для полноценного музыкального развития.  Одно из условий работы по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку - опора на музыкальные интересы учащегося.  Желательно самое активное участие учащегося в выборе репертуара  учёт его индивидуальных художественных вкусов.  Подъем творческой энергии учащегося помогает справиться со многими трудностями пианистического роста.  В репертуар для ансамблевого музицирования могут войти фортепианные переложения и транскрипции камерной и оперно-симфонической музыки  и популярные в любительской аудитории сочинения.  Выбор произведений подчиняется как перспективе развития учащегося  так и задачам обучения.  Преподаватель учитывает степень музыкально-пианистического развития учащегося  его достижения и недостатки  пройденный репертуар.  По трудности каждое произведение должно соответствовать дальнейшему развитию его музыкально-пианистических навыков  с учётом их обязательной разносторонности.  Таким образом  ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества  опережения  целепостановки  свободного выбора  обучения без принуждения.  Данная форма работы предполагает более гибкую и смелую репертуарную политику  направленную на всестороннее гармоничное развитие учащегося.

Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество.  В сотворческом процессе работы над художественном произведением возникают условия для осуществления основных идей педагогики сотрудничества: изменения отношений между учителем м учеником  принципов целепостановки и творческого воспитания.  Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование - идеальное средство.  С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка  постановка рук  изучение клавиатуры  способы звукоизвлечения  ноты  счёт  паузы  ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке  но и развить интерес к музыкальным занятиям.  Это зависит от многих условий  среди которых немаловажную роль играет личность педагога  а его контакты с учеником.  Ведь в течение какого-то времени учитель становится олицетворением идеального музыканта и человека.  Исполняя самую простую песенку  педагог воодушевляется её настроением  и ему легче передать это настроение и воодушевление ученику.   Такое совместное переживание музыки наиважнейший контакт  который часто бывает решающим для успехов ученика.  Таким образом. педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений  для работы над художественным образом.  И что особенно важно  этот музыкальный контакт обычно способствует появлению большей инициативы у ученика.  Это пробуждение инициативы  активного стремления к исполнению является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику.  «В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими  но и что ещё более важно  гармоническое воздействие между учеником и композитором при посредстве педагога» - указывает Нейгауз Г.Г.  Игра ученика в ансамбле с педагогом заключает в себе возможность передачи музыкального и жизненного опыта  исполнительского кредо и эстетических взглядов учителя ученику непосредственно в процессе исполнения музыкального произведения.

Следует отметить также своеобразие переклички с методическими находками педагогики сотрудничества.  Данные теоретического анализа произведения (сопоставление особенностей тонального плана  гармоничного языка  фактуры  мелодии  акта) являются настоящими опорными сигналами.  Эмоционально-эстетический анализ произведений находит сигнальное отражение в словесной или графической фиксации субъективной  эмоциональной программы - цепочки переживаемых исполнителем настроений (В. Медушевский  В. Ратников  К. Цатурян  Ц. Насырова).  Таким образом  принципы опорных сигналов нашел в фортепианной педагогике разнообразные методические решения.

При данной форме работы меняется принцип оценивания деятельности учащегося.  Снимается риск негативной оценки выступления и возникает возможность других форм оценивания  направленных на развитие чувства уверенности  защищенности.  Форма ансамблевого музицирования позволяет найти наиболее оптимальные характер и формы оценка.  Как правило  этот вид работы не выносится на зачёты  экзамены  не облагается жестким оценочным критерием.  И поэтому дети  занимаясь подобным видом работы в классе  выступая на концертах  получают положительный эмоциональный заряд от совместного музицирования.  Ансамблевое музицирование предполагает и такие формы контроля  кК «беседы у рояля»  коллективные встречи по заранее определенной тематике.  Последний вариант является воплощением идеи педагогике сотрудничества о коллективном творчестве учащихся.  Фортепианная педагогика и в этой сфере имеет свои традиции  идущие от А.Г. и Н.Г. Рубенштейнов  В.Н. Сафонова  Н.К. Метнера  Г.Г. Нейгауза.  Форма ансамблевого музицирования является областью наиболее наглядного и активного действия принципов педагогики сотрудничества и  вместе с тем  примером их творческого преломления в соответствии с задачами и особенностями музыкальной педагогики.  Ансамблевая игра - благодатная почва для рождения коллективного продукта в атмосфере сотрудничества.  Она восполняет недостаток индивидуального обучения  а ансамблевое музицирование  в процессе которого происходит совместное создание образа  и есть путь для решения данной проблемы.

Неоценима роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения игре на фортепиано.  Она является лучшим средством заинтересовать ребенка  помогает эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап обучения.  Начальное обучение игре на фортепиано - область работы с учеником  имеющая свои специфические особенности  Наглядно выступает принципы учёта возрастающих особенностей учащегося.  Дети начинают своё знакомство с музыкой и инструментом в возрасте 0 - 0 лет. Это переход от игровой деятельности к учебно-познавательной.  Получив ряд подготовительных знаний и навыков  ученик приступает к усвоению основ особенно фортепианной игры.  И сразу появляется масса новых задач: посадки  постановки рук  нот  счёта и т.д. Нередко это отпугивает ребёнка от дальнейших занятий.  Важно  чтобы более плавно и безболезненно прошёл переход от игровой к учебно-подготовительной деятельности.  И в этой ситуации идеальной формой работы с учащимся будет ансамблевое музицирование.  С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование.  Совместно с учителем он играет простые  но уже имеющие художественное значение пьесы.  Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия хотя и крупицы  но искусства.  «Совместное исполнение учителя и ученика приобщает слух детей к тому  то Бузони называл «лунным светом  льющимся на пейзаж».  Имеется в виду педаль фортепиано.  Воссоздаваемое с помощью педали звучание становится богаче и содействует более интенсивному развитию звукового образа». (00  с.000)

Ансамблевое музицирование как коллективная форма исполнительской и творческой деятельности учащихся

С первых шагов необходимо рассматривать ансамблевую игру как форму творческого музицирования  форму созидания в области музыки.

«Если ребёнок перескакивает ступени развития  не музицирует  а только «интерпретирует» … не удаётся заложить у широкой массы детей фундамент музыкальности» - замечает К. Орф.  Можно сравнить ансамблевое музицирование с другими коллективными видами исполнительской деятельности (театральные и хоровые коллективы  вокально-хоровые и фольклорные ансамбли  ансамбли детских музыкальных инструментов)  среди которых в первую очередь выделяется знаменитый «Шульверк» К. Орфа.

Методика детского и юношеского музыкального воспитания  разработанная К. Орфом  опирается на широкое развитие творческой инициативы учащихся «Шульверк» содержит материал для практического музицирования.  Эта своего рода общая начальная школа музыкальности  предшествующая специальному обучению музыке  обязательно для всех детей.  Задача музыкального воспитания  по мнению Орфак  стимулировать и направлять творческую фантазию  умение импровизировать  сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.  Музыкальное воспитание К. Орф советует начинать ещё в дошкольном возрасте с коллективного музицирования на инструментах  почти не требующих специальной выучки.  Это служит важным фактором в воспитании эстетического вкуса детей.

Фортепианный ансамбль - можно считать переходной формой от простого типа детского оркестра К. Орфа к сольной форме исполнителя на рояле.  Он позволяет обходиться упрощёнными видами фортепианной техники и сосредоточить  внимание педагога на овладении основ музыки.

К. Орф считает  что если ребёнок и не станет музыкантом  то творческая инициатива  заложенная на музыкальных занятиях  скажется во всём  что он будет делать в дальнейшей жизни.  Принцип  положенный в основу работы по «Шульверку»  сводится к тому  чтобы на каждом этапе развивать самостоятельность учащихся  наталкивать их на творческие поиски.

«Шульверк» К. Орфа принято считать пособием для детей дошкольного возраста.  В действительности же его сборники предназначены для детей от 0 до 00 лет  т.к. Орф считал  что элементарное музицирование возможно и необходимо в любом возрасте.  Поэтому аналогия с целесообразностью коллективных форм музицирования между методикой музыкального воспитания и фортепианного обучения справедлива и по отношению к учащимся фортепианных кружков.

Ещё больше сближает ансамбль как форму творческого музицирования с другими коллективными формами использование совместной импровизации  подбор по слуху  сочинение.  Эти формы преобладают  т.к. они отвечают психологическим особенностям младшего школьного возраста.  Своеобразие эмоционального развития особенно активно выражается в стремлении к общению  в желании приблизиться к духовной жизни сверстников.  У детей резко возрастает потребность соотнести свои переживаниями других людей.  Коллективные формы занятий отвечают потребностям младших школьников  их потребности в художественном выражении  вносит в урок игровое начало  способствует созданию атмосферы увлечённости  интереса к музыкальным занятиям.

Исследование теории музыкального воспитания младшего школьного возраста считают  что наиболее распространенная форма детского музицирования - действие небольшой группы учащихся.  Музыкальные занятия с небольшой группой имеют огромные преимущества в том случае  если педагог имеет дело с детьми  у которых недостаточно развиты музыкально-слуховые представления  музыкально-ритмическое чувство  с застенчивыми детьми  которые смогут проявлять себя творчески  но бояться действовать в больших коллективах сверстников или проявляют замкнутость и отчужденность наедине с педагогом (в индивидуальных занятиях).

Таким образом  ансамблевое музицирование  наряду с другими коллективными формами музыкальных занятий  позволяет более полно учесть как возрастные особенности значительного контингента учащихся  так и индивидуальные психические свойства отдельных детей.  Так в работе с ученицей Катей К. Мы столкнулись с большое деятельностью  замкнутостью  молчаливостью девочки  которая не «расставила» и после нескольких занятий.  Но когда включили ученицу в фортепианный дует со сверстницей более подвинутого уровня и активного характера  картина изменилась. Катя стала более раскованно чувствовать себя.

Ансамблевое музицирование позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду.  Они получают возможность уже в первые месяцы занятий выступать с небольшими фортепианными ансамблевыми пьесами перед сверстниками.  Кроме того  не забудем об интересной форме музыкальных занятий - игровое четырехручье  введённой Д.Б. Кабальским.  Задача таких занятий - привлечь учащихся к исполнению вместе с учителем не сложных и небольших по объёму  но ярких образных произведений  а также познакомит их с самым богатым по звучанию  универсальным инструментом - фортепиано.

Отсюда можно сделать вывод  фортепианный ансамбль является коллективной формой профессионального воспитания музыканта на основе индивидуально-группового метода обучения.  У ребенка развивается чувство коллективизма.  Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое.  Возможность постоянно слушать друг друга  слить звучание своей партии с другой  возможность объединить усилия для достижения общей цели  а также атмосфера групповых занятий создают благоприятные возможности для развития способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  1990
  2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианного исполнительства и педагогики. Л.  1973
  3. Баренбойм Л. Путь к музицированию.  М.  1980
  4. Вопросы фортепианной педагогики в. III. М.  1992
  5. Готлиб А.  Основы ансамблевой техники. М.  2005
  6. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.  1988
  7. Нейгауз Г.Г. Ребёнок за роялем. М.  1985.
  8. Ребёнок за роялем // сост. Ян Достал. М.  1998
  9. Сорокина Е.  Фортепианный дуэт. История жанра. М.  2007
  10. Тимакин Е.М.  Воспитание пианиста. М.  1997
  11. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.  2006
  12. Фридман Л.М.  Пушкина Т.А.  Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.  2005
  13. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.  2009
  14. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.  М.  2007
  15. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.  2007.
  16. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего фортепианного обучения

Статья о роли ансамблевого музицирования в развитии творческих способностей и углублении музыкального опыта учащихся....

Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене

Опыт реализации  принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства".  Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...

Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения

Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...

«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»

Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....

Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения

Методическая разработка, посвященная проблеме роли ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения.  Игра в ансамбле  является прекрасным средством воспитания...