Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Половинкина Людмила Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-_konspekt_uroka.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

 Филиал МБОУ Шахунской  СОШ № 1

имени Дм.Комарова
«Туманинская ООШ»

Учитель Половинкина Людмила Николаевна

Класс: 6 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: 
Описание природы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация,  аудиозапись произведений П.И.Чайковского «Времена года. Январь» и А.Вивальди «Времена года. Зима. Ч.2», словарь русского языка С.И.Ожегова, видеоролик, тетради, учебники для 6 класса (авторы: Баранов М.Т.,  Ладыженская Т.А. и другие)

Образовательный продукт: модель, открытие обучающимися способа написания сочинения о природе

Цели урока для учителя: 

Образовательная: создать условия для подготовки обучающихся  к сочинению-описанию по личным впечатлениям;

Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы;

Развивающая: развивать устную и письменную речь обучающихся, их  творческие способности; развивать наблюдательность, воображение на основе восприятия  образов художественных  произведений, картин, музыкальных произведений;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, создавать пейзажные зарисовки

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Виды контроля: самопроверка, взаимопроверка

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Откроем тетради, запишем  число, классную работу, оставим место для темы. А начнём мы наш урок с загадки.

Если видишь: на картине
Нарисована река,          
(Слайд 2)
Или ель и белый иней,  
(Слайд 3)
Или сад и облака,
Или снежная равнина,    
(Слайд 4)
Или поле и шалаш,
Обязательно картина 
Называется…..(пейзаж)  

- Как вы можете объяснить, что такое пейзаж?

- Перед вами  словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.

Работа со словарём С.С. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение)

(Пейзаж – вид  какой – нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).

- Пейзаж есть и в литературном произведении. Как вы думаете, что это?

- Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Откройте учебник на странице  114.

Работа с учебником. (Один из обучающихся находит это слово в учебнике и читает объяснение)

(Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и так далее) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события)

- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему нашего урока. (Описание природы) (Слайд 5)

- Как можно описать природу? (При помощи красок, звуков музыки, слов).

- Мы сегодня попытаемся изобразить природу  с помощью слов. Сегодня от вас потребуются ваши знания,   сообразительность,  творческое воображение.

- Чему  вы хотите научиться на этом уроке?  

(Описывать природу,  научиться создавать  пейзажные зарисовки)

- Вспомните, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение?

(Нужно сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение).

- Этому мы и будем учиться на уроке

3. Актуализация знаний.

Отгадайте, какое время года мы будем описывать?

Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима)      
(Слайд 6)

- А вы любите зиму? Какие слова возникают у вас в воображении при слове « зима»?  Давайте подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме.  (Зима – сказочная, волшебная, удивительная, чудесная,  жестокая, грозная, волшебница, чародейка, красавица,  фея и т.д.)

- Какие интересные ассоциации с зимой у вас возникли? (Снег, холод, мороз, снежинки, снеговик, Дед Мороз, снегири, метель, вьюга, сугробы,  каток, иней, Новый год и т.д.)

- Сравните, почти как у писателей.

- Прочитайте текст.   (Слайд 7)

Зима - чародейка! Она настоящая красавица в белоснежном платье с небольшими складками – сугробами. Глаза у неё цвета небесной синевы, а лицо разрумянил сам Дед Мороз. Он  надел на её голову корону, усыпанную необыкновенными драгоценностями.  Когда люди встречаются с чародейкой в погожую пору, она добрая и ласковая. Но бывало и так: вдруг рассердившись, она начинала хлестать вас по щекам своей белой, но теперь уже нелегкой рукой, сыпала за ворот колючие снежинки, заметала дорогу, вьюжила так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому - ведь это своя, родная зима – чародейка!

- Я предлагаю вам поработать в группах, прежде чем вы начнете отвечать на вопросы, обратитесь к памятке «Как организовать работу в группе».

- Результаты своей работы вы будете фиксировать в Листе контроля.

- Итак,  в течение 3 минут попробуйте ответить на вопросы:

1 группа:

-  Какой образ использует автор для описания русской зимы?

-  Какими эпитетами сопровождает автор свое описание зимы?

2 группа:

- Какие образы созданы на основе сравнений?

- Найдите олицетворения

- Ребята, время вышло, подумайте, кто будет отвечать на вопросы (1 минута)

(Слайд 8)

Отчёт 1группы.

- Ребята, как вы считаете, 1 группа справилась с заданием? Прокомментируйте их ответ.

Отчёт 2 группы.

- А 2 группа справилась с заданием? Дайте оценку их ответа.

- Ребята, отметьте свой результат в Листе контроля.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с текстом. Фронтальный опрос. Вопросы:

- К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
- В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, так как  автор создает образ природы).
- Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
- Сделайте вывод, по какому плану работал автор текста. (Обдумал, что он хотел нарисовать словом, какие чувства  хотел вызвать  у читателя, какие изобразительно-выразительные средства для этого необходимо использовать)

5.Первичная проверка понимания.

- Ребята, недавно мы с вами ходили на прогулку, чтобы полюбоваться картинами зимней  природы деревни Туманино. Посмотрите  видеоролик.  

Просмотр видеоролика «Зимняя прогулка»

 - Что вы увидели  на  прогулке? Слайды 9,10,11,12,13

(Мы увидели зимнюю природу. Расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Красавицы – ели, склонившись под тяжестью снега,  повесили свои ветви. Тронешь их, и на тебя посыплется снежный дождь. Слабый ветерок раскачивает ветви одиночной берёзы. На рябинке висят алые гроздья ягод. Справа от памятника стоят деревья, покрытые снегом.)  

- Попробуем составить алгоритм, как   вы делали  это описание.

- С чего начать описание? (С представления того предмета, который  будем описывать)

 1.Дать общее представление предмета описания. 

- На что необходимо обратить внимание, чтобы представление о том, что описывается, было полным? (На описание его деталей)

2. Описать детали.

- Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным. В этой части нет действия, движения.

- Понравилось ли вам описание? (Ответы)

- Что ещё должно быть в описании? (Отношение к тому, что описываешь, что привлекло внимание, поразило, удивило.)

3.Выразить личное отношение к тому,  что описываешь. (Слайд 14)

- Отметьте результат в Листе контроля

- Давайте вспомним, в произведениях каких писателей можно встретиться с описанием природы? (В произведениях Тургенева, Пушкина, Пришвина, Паустовского)

6.Первичное закрепление.

- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли писателей. Сейчас давайте попробуем написать сочинение – описание зимней природы.

Инструкция.

  1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
  2. Какова будет главная мысль  сочинения - описания? Какие чувства  хотите вызвать  у читателя?
  3. Какие изобразительно - выразительные средства языка  используете в своей работе?

- Придумайте заголовок для своего сочинения.

Самостоятельная работа в группах. (Обучающиеся  пишут  сочинения, потом читают друг у друга,   выбирают лучшее.)

- Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.

Чтение сочинений.

- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать и стараться.

- Ребята, отметьте свои результаты в Листе контроля и сдайте.

7. Информация о домашнем задании. (Слайд 15 )
Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.

1)  Напишите  сочинение-описание на одну из тем: «Зима – волшебница», «Яркий зимний день», «Зимний лес», «Морозный вечер».

2) Выписать из художественного произведения описание зимней природы.

3)  Выполните упражнение № 279

8.Итоги урока, рефлексия. (Слайд16)

- А теперь давайте подведём итоги   урока.

-  Какова была тема урока? (Описание природы)

-  Соответствовала ли наша работа теме урока?  (Да, соответствовала)

-  Чему вы хотели научиться? (Описывать природу,  научиться создавать  пейзажные зарисовки, собственные описания природы)

- Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)

- Подводя итоги урока ,  хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда. (Слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...