Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема " Описание природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку
Филиал МБОУ Шахунской СОШ № 1
имени Дм.Комарова
«Туманинская ООШ»
Учитель Половинкина Людмила Николаевна
Класс: 6 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: Описание природы.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, аудиозапись произведений П.И.Чайковского «Времена года. Январь» и А.Вивальди «Времена года. Зима. Ч.2», словарь русского языка С.И.Ожегова, видеоролик, тетради, учебники для 6 класса (авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и другие)
Образовательный продукт: модель, открытие обучающимися способа написания сочинения о природе
Цели урока для учителя:
Образовательная: создать условия для подготовки обучающихся к сочинению-описанию по личным впечатлениям;
Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы;
Развивающая: развивать устную и письменную речь обучающихся, их творческие способности; развивать наблюдательность, воображение на основе восприятия образов художественных произведений, картин, музыкальных произведений;
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения, создавать пейзажные зарисовки
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Виды контроля: самопроверка, взаимопроверка
Ход урока:
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Посмотрите, какое сегодня замечательное зимнее утро. Так давайте улыбнемся друг другу в это удивительное утро, и хорошо поработаем на уроке. Надеюсь, наше общение на уроке будет успешным и интересным.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Откроем тетради, запишем число, классную работу, оставим место для темы. А начнём мы наш урок с загадки.
Если видишь: на картине
Нарисована река, (Слайд 2)
Или ель и белый иней, (Слайд 3)
Или сад и облака,
Или снежная равнина, (Слайд 4)
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется…..(пейзаж)
- Как вы можете объяснить, что такое пейзаж?
- Перед вами словарь С.И.Ожегова, можно обратиться к нему за помощью.
Работа со словарём С.С. Ожегова. (Один из обучающихся находит это слово в словаре и читает объяснение)
(Пейзаж – вид какой – нибудь местности, рисунок, картина, изображающая природу).
- Пейзаж есть и в литературном произведении. Как вы думаете, что это?
- Давайте проверим, правильно ли мы думаем. Откройте учебник на странице 114.
Работа с учебником. (Один из обучающихся находит это слово в учебнике и читает объяснение)
(Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы (гор, морей, степей, полей, леса, грозы, снегопада и так далее) и местности – сельской, городской, на фоне которой происходят изображаемые события)
- Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему нашего урока. (Описание природы) (Слайд 5)
- Как можно описать природу? (При помощи красок, звуков музыки, слов).
- Мы сегодня попытаемся изобразить природу с помощью слов. Сегодня от вас потребуются ваши знания, сообразительность, творческое воображение.
- Чему вы хотите научиться на этом уроке?
(Описывать природу, научиться создавать пейзажные зарисовки)
- Вспомните, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение?
(Нужно сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение).
- Этому мы и будем учиться на уроке
3. Актуализация знаний.
Отгадайте, какое время года мы будем описывать?
Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (зима) (Слайд 6)
- А вы любите зиму? Какие слова возникают у вас в воображении при слове « зима»? Давайте подберём прилагательные и существительные, которые отражают ваше отношение к зиме. (Зима – сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, жестокая, грозная, волшебница, чародейка, красавица, фея и т.д.)
- Какие интересные ассоциации с зимой у вас возникли? (Снег, холод, мороз, снежинки, снеговик, Дед Мороз, снегири, метель, вьюга, сугробы, каток, иней, Новый год и т.д.)
- Сравните, почти как у писателей.
- Прочитайте текст. (Слайд 7)
Зима - чародейка! Она настоящая красавица в белоснежном платье с небольшими складками – сугробами. Глаза у неё цвета небесной синевы, а лицо разрумянил сам Дед Мороз. Он надел на её голову корону, усыпанную необыкновенными драгоценностями. Когда люди встречаются с чародейкой в погожую пору, она добрая и ласковая. Но бывало и так: вдруг рассердившись, она начинала хлестать вас по щекам своей белой, но теперь уже нелегкой рукой, сыпала за ворот колючие снежинки, заметала дорогу, вьюжила так, что света белого не видно. А кому пожалуешься? Никому - ведь это своя, родная зима – чародейка!
- Я предлагаю вам поработать в группах, прежде чем вы начнете отвечать на вопросы, обратитесь к памятке «Как организовать работу в группе».
- Результаты своей работы вы будете фиксировать в Листе контроля.
- Итак, в течение 3 минут попробуйте ответить на вопросы:
1 группа:
- Какой образ использует автор для описания русской зимы?
- Какими эпитетами сопровождает автор свое описание зимы?
2 группа:
- Какие образы созданы на основе сравнений?
- Найдите олицетворения
- Ребята, время вышло, подумайте, кто будет отвечать на вопросы (1 минута)
(Слайд 8)
Отчёт 1группы.
- Ребята, как вы считаете, 1 группа справилась с заданием? Прокомментируйте их ответ.
Отчёт 2 группы.
- А 2 группа справилась с заданием? Дайте оценку их ответа.
- Ребята, отметьте свой результат в Листе контроля.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с текстом. Фронтальный опрос. Вопросы:
- К какому типу речи относится данный текст? (Описание).
- В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, так как автор создает образ природы).
- Каково назначение текста, написанного в художественном стиле? (Назначение текста - создать художественный образ (картину), пробудить у читателей различного рода чувства, эмоции).
- Сделайте вывод, по какому плану работал автор текста. (Обдумал, что он хотел нарисовать словом, какие чувства хотел вызвать у читателя, какие изобразительно-выразительные средства для этого необходимо использовать)
5.Первичная проверка понимания.
- Ребята, недавно мы с вами ходили на прогулку, чтобы полюбоваться картинами зимней природы деревни Туманино. Посмотрите видеоролик.
Просмотр видеоролика «Зимняя прогулка»
- Что вы увидели на прогулке? Слайды 9,10,11,12,13
(Мы увидели зимнюю природу. Расстилающийся безгранично во все стороны белый снег. Красавицы – ели, склонившись под тяжестью снега, повесили свои ветви. Тронешь их, и на тебя посыплется снежный дождь. Слабый ветерок раскачивает ветви одиночной берёзы. На рябинке висят алые гроздья ягод. Справа от памятника стоят деревья, покрытые снегом.)
- Попробуем составить алгоритм, как вы делали это описание.
- С чего начать описание? (С представления того предмета, который будем описывать)
1.Дать общее представление предмета описания.
- На что необходимо обратить внимание, чтобы представление о том, что описывается, было полным? (На описание его деталей)
2. Описать детали.
- Описание должно быть взволнованным, изображение – красочным. В этой части нет действия, движения.
- Понравилось ли вам описание? (Ответы)
- Что ещё должно быть в описании? (Отношение к тому, что описываешь, что привлекло внимание, поразило, удивило.)
3.Выразить личное отношение к тому, что описываешь. (Слайд 14)
- Отметьте результат в Листе контроля
- Давайте вспомним, в произведениях каких писателей можно встретиться с описанием природы? (В произведениях Тургенева, Пушкина, Пришвина, Паустовского)
6.Первичное закрепление.
- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли писателей. Сейчас давайте попробуем написать сочинение – описание зимней природы.
Инструкция.
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
- Какова будет главная мысль сочинения - описания? Какие чувства хотите вызвать у читателя?
- Какие изобразительно - выразительные средства языка используете в своей работе?
- Придумайте заголовок для своего сочинения.
Самостоятельная работа в группах. (Обучающиеся пишут сочинения, потом читают друг у друга, выбирают лучшее.)
- Послушаем, что удалось в ваших миниатюрах, а над чем нужно будет еще поработать.
Чтение сочинений.
- Каждый из вас побывал в роли писателя. У кого-то получилось лучше, кто-то еще будет над этим работать и стараться.
- Ребята, отметьте свои результаты в Листе контроля и сдайте.
7. Информация о домашнем задании. (Слайд 15 )
Свое творчество я вам предлагаю проявить в домашней работе.
1) Напишите сочинение-описание на одну из тем: «Зима – волшебница», «Яркий зимний день», «Зимний лес», «Морозный вечер».
2) Выписать из художественного произведения описание зимней природы.
3) Выполните упражнение № 279
8.Итоги урока, рефлексия. (Слайд16)
- А теперь давайте подведём итоги урока.
- Какова была тема урока? (Описание природы)
- Соответствовала ли наша работа теме урока? (Да, соответствовала)
- Чему вы хотели научиться? (Описывать природу, научиться создавать пейзажные зарисовки, собственные описания природы)
- Достигли ли мы своей цели? (Да, достигли)
- Подводя итоги урока , хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда. (Слайд 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....