Доклад на НПК учителей по теме: "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"
материал по русскому языку на тему

В докладе кратко обобщён опыт работы, даны рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_npk_uchit.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

        Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в педагогической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; мы, педагоги, хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

        Интеллектуальному развитию учащихся посвятили свои разработки такие ученые, как: М.В. Зуева, Н.Е. Кузнецова, А.А. Макарени, Т.С. Назарова П.А. Оржековский. Среди учителей весомый вклад внесли О. А. Михеева, О.В. Двоенко, В.Е. Алексеева, О.М. Соседова.

        В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся не

усваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом ребенка. Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.

     Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации,

систематизации.

Поэтому объектом исследования  стал  процесс интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, литературы.

Предмет исследования − средства русского языка, литературы,  влияющие на развитие интеллектуальных способностей школьников.

Цель исследования − выявить и обосновать эффективность применения методики (технологии) развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка.

Актуальность проблемы. Практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования таким образом, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы интеллектуальная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов, разработчиков образовательных программ, средств обучения, т.е. чтобы главным стал процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это связано с тем, что сегодня гораздо важнее, чтобы в  профессию приходили молодые люди, умеющие самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить технологии, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.

3. Обобщить педагогический опыт.

 Гипотеза. Уровень интеллектуального развития учащихся будет повышаться, если систематически применять технологии, способствующие мыслительной деятельности.

Новизна этой работы в том, что формирование интеллектуальных качеств личности достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения.

Глава 1. Теоретическая база опыта

      - принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие:

  • восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания;
  • стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к самосовершенствованию;

- теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,

- технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;

- принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;

- технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо», РКМЧП, (critical thinking) (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленная на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

        По мнению Г.Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем:

- не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Глава 2. Технология опыта

Цель опыта:

- развивать  индивидуальные интеллектуальные способности учащихся  на уроках русского языка и литературы через использование разных технологий, особенно игрового, проектного обучения и  ИКТ.

Задачи:

- создание условий для развития аналитического мышления школьников;

- содействие формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Организация уроков русского языка (литературы) в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1.      Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, задания, в процессе выполнения которых у учащихся формируются  лингвистические знания, умения и навыки, вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.      Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.      Принцип  обоснованного ответа.      Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения.

4.      Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.   Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

        Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как привить ученикам  разумное отношение к предмету? Как выполнить социальный заказ, где  доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формировать интересы и  осознавать возможности. Продиктовано  это тем, что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.

 

Глава 3. Игровые технологии

     Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов,  интеллектуальному развитию, активизации деятельности.

     Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.

      Я  как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность учащихся на уроке. Игра на уроках русского языка обладает  исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.

        В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.

        Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал.  В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке. Чему же учатся дети, играя в такие игры?

        В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.   В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

     Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии и др., викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике»   по самым разным ее разделам («Веселая грамматика»), а также  ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.

На уроках русского языка используются самые различные интерактивные методы и приёмы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о суффиксах причастий). Уроки - КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Так, один из моих уроков по теме «Вопросительные и относительные местоимения» в 6 классе проходил в форме игры-путешествия с привлечением ребят-старшеклассников и родителей, были использованы инсценировки, подготовленные учителем во время внеклассной работы по предмету (Приложение№1). При систематизации и обобщении материала по теме  «Ед. и мн. число сущ.» (Приложение №2) провела урок – игру по русскому языку в 5 классе по теме «Загадки единственного и множественного числа».

При групповой форме работы делю класс на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает задание, выполняющееся  таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Разновидностями групповых технологий являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, диспут. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, которые я широко применяю в своей практике (например, урок – суд «Суд над Обломовым»).

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.

 Глава 4.  Технология «Метод проектов». 

Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором учащиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, разработка плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее  рациональных способов действия.

     Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. («Моя Пушкин», «Путешествие по литературным местам» и др).

     Как найти место в предмете для использования метода проектов? Организацией проектной деятельности я занимаюсь несколько лет.         Учащимися самостоятельно разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе. На своих уроках я применяю этот метод, так как он эффективен тем, что передает ученикам сумму тех иных знаний и обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий у учащихся, умения проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, тематические, нравственные и прочие) и находить выход из них, анализировать, представлять и обобщать.

     С чего начать? Прежде всего, познакомить учащихся с классификацией проектов.

     На уроках русского языка и литературы ученики выполняют часто  проекты творческого характера. Например, оформление сборника стихов любого поэта Серебряного века с использованием технологий обработки информации,  составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа,  художника), которые требуют от школьников умения владеть способами интеллектуальной деятельности.

       Вывод: метод проектов демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации интеллектуальных компетенций каждого ученика.

 Глава 5. Информационные технологии

При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов:

1) определение специфической методической цели урока и выбор формы урока, приемов деятельности учителя;

2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам;

3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы;

4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем;

5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми средствами обучения;

6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке;

Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету, наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности.

Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником всегда возникают вопросы о целесообразности  использования компьютера на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени он может заменить учителя и на каких этапах урока.

Итоги использования компьютерных технологий таковы:

- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников);

- осуществление индивидуального подхода в обучении;

- обеспечение гибкости управления учебным процессом;

- улучшение организации урока;

- повышение качества контроля знаний учащихся;

- включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;

- повышение интереса ребенка к изучению предмета.

   Достигнутый образовательный результат:

1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем.

2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности.

3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к саморазвитию и самообразованию.

4. При подготовке домашнего задания учащиеся создают свои презентации.

5. Средний балл учащихся, сдававших ЕГЭ по русскому языку  – 66,5. (11 «Б»), по области – 59,5.

6. Ученики стали победителями и призёрами районных и участниками региональных олимпиад школьников. 

      Опыт работы   был неоднократно представлен на педсоветах и семинарах в форме выступлений, а также на двенадцатой территориальной Ярмарке образовательных ресурсов «Новое образование - Поволжскому округу» (2015г.).

 Глава 6. Заключение

      Свой доклад хочу закончить словами Н.А. Рубакина (русского книговеда, библиографа, писателя, который разработал проблемы пропаганды книги, руководства чтением и самообразования): “Никогда не прекращайте вашей образовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет границ, нет пределов”.

     Современный учитель – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. Я желаю, чтобы каждый из Вас был таким учителем.

         Использование всех этих технологий  в системе, разумное  сочетание  их является эффективным способом формирования не только коммуникативной  компетентности обучающихся, но и познавательной, и социальной компетентности, которая, прежде всего, проявляется в желании и умении вступать в коммуникативный  контакт с  другими людьми, в способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею.  

          Предполагается более высокий уровень выполнения блока С на ОГЭ и ЕГЭ. Но формирование коммуникативной компетенции   невозможно измерить привычными только КИМами.   На сегодняшний день главным «измерителем» становится успешность личности в социуме. Учащиеся должны успешно адаптироваться в жизни, не только приспосабливаться к ней, но и становиться активными ее преобразователями.

Использованная литература.

  1. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы. В.Н. Пташкина и др. 2009.
  2. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний).5-9 классы. Т.А. Курушина и др. 2009.
  3. И учеба, и игра: Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. 2003.
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с.
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  6. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  7. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  8. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"

 Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Презентация "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал будет полезен учителям русского языка и литературы на педсовете, НПК учителей...

Развитие профессиональной компетентности педагогов и учащихся на уроках русского языка и литературы (доклад на городской научно-практической конференции)

В докладе раскрывается понятие профессиональной компетенции педагогов и учащихся  и и предложены способы её развития на уроках русского языка и литературы...

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...