«Роль имен прилагательных в языке и речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Морозова И.Е.,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Роль имен прилагательных в языке и речи»
Художественная тема: «Зима».
Цели:
- учить учащихся правильно и полно использовать прилагательные для повышения выразительности, точности, меткости, образности речи; продолжить работу по развитию речи, уточнить особенности текста;
- работать над развитием творческих речевых способностей; вырабатывать умения создавать собственные тексты-описания с использованием прилагательных; совершенствовать навыки диалогической речи;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного; прививать любовь к природе; воспитывать вкус к правильной, красиво звучащей речи;
- показать роль прилагательных в языке и речи; работать над орфограммами в прилагательных:
- правописание суффиксов;
- сложные прилагательные;
- не с прилагательными;
- безударные гласные в корне;
- о-е после шипящих и ц;
- краткие прилагательные с основой на ж, ч., ш, щ.
Оборудование:
- отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»;
- отрывок из произведения К.Паустовского «Русский лес»;
- репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»;
- словарик синонимов;
- необходимые записи на доске (название урока, эпиграф, цели урока, стихотворение без прилагательных, стихотворение с прилагательными, текст физкульминутки);
- карточки;
- демонстрационная карточка;
- магнитофон;
- аудиозаписи (романс Г.Свиридова из к/ф «Метель», Нино Ротто);
- ёлка (на ватмане);
- шары со словами для украшения ёлки;
- ёлочки для подарков.
Эпиграф: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». (К.Паустовский)
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Я рада, что сегодня вы все такие красивые и добрые. Вам приятно то, что я сказала?
А как вы думаете, какие слова в моей фразе сделали её приятной для вас?
Фразу сделали приятной замечательные слова «красивые» «добрые». К. Паустовский сказал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
II.Сообщение темы и цели урока.
-И сегодня мы будем работать именно с такими прекрасными словами. К какой части речи относятся слова «красивые» и «добрые»? (Это имена прилагательные.)
-Мы постараемся искать и находить самые подходящие слова, которые обладают свойством воздействовать на чувства и мысли людей и ответим на вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи? Самыми лучшими будем украшать то, что все будете украшать дома. Что? (Ёлку.)
(учитель открывает ёлку)
-И увидим, как она засверкает. Я вывешиваю на ёлку слова «красивые», «добрые», «приятная», «замечательные», «драгоценные», «таинственный», «прекрасные».
(учитель прикрепляет слова «красивые», «добрые», «приятная», «замечательные», «драгоценные», «таинственный», «прекрасные»)
-Запишите дату, «классная работа», тему урока: «Роль имен прилагательных в языке и речи».
III.Актуализация учебных знаний.
1.Экспресс-диктант.
-Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы в прилагательных. У доски работают 2 человека.
- Холодная зима, пушистый снег, мохнатые снежинки, воздух свеж и чист, русский лес хорош, белоснежные шапки, недвижные сосны, темно-зеленые тяжелые ветви.
-Орфограммы объясняют поочередно. Молодцы. Садитесь
-Чем отличаются прилагательные «хорош» и «хороший»? (Краткие и полные прилагательные.)
-Найдите полные и краткие прилагательные.
(Полные: холодная, пушистый, мохнатые, русский, белоснежные,недвижные, темно-зеленые, тяжелые; краткие: свеж, чист, хорош.)
-Ещё 2 человека идут к доске, составляют предложения: один ученик у доски и ребята, сидящие на первом варианте, - с краткими прилагательными; второй ученик у доски и ребята, сидящие на втором варианте, - с полными прилагательными;
- Ясный зимний день хорош. (Прозрачный воздух свеж и чист.)
Пушистый снег ровным слоем покрыл землю. (Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе.)
-Определите роль полных и кратких прилагательных. Одинакова ли функция полных и кратких прилагательных?
(Нет, не одинакова. Полные прилагательные, в основном, определения и делают нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной, а краткие входят в состав сказуемого, поэтому речь более торжественная, четкая.)
2.Вывод: нашу речь делают выразительной, точной, меткой, образной полные прилагательные, а торжественной, четкой – краткие прилагательные.
-Украсим ёлку прекрасными словами: «мохнатые, белоснежный, пушистый, выразительный, точный, образный».
(учитель прикрепляет слова на ёлку)
IV.Работа с художественными текстами.
1.Работа со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»
-Посмотрите на доску. Знакомо ли вам, ребята, это произведение? Прочтите.
Ученик (читает):
Под небесами
Коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленее,
И речка подо льдом блестит.
(Знакомо, это стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»)
-А всё ли в нём точно? (Нет, не всё.)
-А вот так? (открываю стихотворение) Прочтите.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленее,
И речка подо льдом блестит.
-Чем отличаются записи?
(В первом варианте опущены прилагательные, во втором варианте они есть.)
-Какой текст полнее передает картину зимнего утра? Почему?
(Второй текст полнее передает картину зимнего утра, потому что прилагательные рисуют образную картину.)
-Как эти выразительные средства называются?
(Эпитеты.)
-Важно ли подобрать нудные эпитеты? Попробуем заменить прилагательное «великолепные» подходящим по смыслу. Используя словарик синонимов, попытаемся на место прилагательного поставить другие. Перед вами словарик синонимов. Пожалуйста,…
Словарик синонимов (на доске)
Изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, упоительный, чудный, дивный, сказочный, бесподобный, замечательный, исключительный, роскошный, божественный.
(изумрудными коврами,…)
-Подойдут ли другие прилагательные? (Нет, не подойдут.)
-Смысл нарушается? Но почему Пушкин написал «великолепными коврами?
(Потому, что «великолепные» - это отличающиеся пышной красотой, роскошью.)
2.Вывод: выбранные А.С.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашёл наиболее подходящие слова.
-Этими словами украсим нашу ёлку.
(учитель вывешивает слова из словарика синонимов на ёлку)
3.Работа с отрывком из произведения К.Паустовского «Русский лес».
-Как вы думаете, такие красочные эпитеты , выразительные определения нужны только в поэзии? А в прозе можно без них обойтись?
(Нет, в прозе эпитеты также нужны.)
-У вас на партах лежат отрывки из произведения К.Паустовского. Возьмите эти листочки и внимательно слушайте, подумайте, о чем говорится?
- Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. Глубокие, чистые, лежат под
деревьями сугробы. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. Сорвётся такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой лёгкой пылью, и долго колышется освобождённая от тяжести снега еловая зелёная ветка.
Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Проказница белка теребит у вершины спящую шишку.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. Только очень внимательный человек сожет наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.
-О чём говорится?
(Говорится о спящем зимнем лесе.)
-Что это? Текст? Почему?
(Это текст, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически. Его можно озаглавить и найти основную мысль.)
-Как можем озаглавить?
(«Русский лес зимою», «Зимний лес», «Красота зимнего леса»)
-Какой заголовок лучше? Каким предложением выражена основная мысль?
(Основная мысль выражена первым предложением.)
-Запишите предложение, определите члены предложения. У доски работает…
(Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.)
Вывод: союзное соединение членов предложения (Зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство.
V.Физкульминутка
-Мы много успели сделать, но впереди ещё большая работа, и мы немного прервёмся и восстановим силы. Перед вами текст физкульминутки.
Текст | Движения |
В зимний лес гулять пойдем, Санки быстрые возьмём Там с горки покатаемся, Снежками покидаемся, Ветки отряхнём еловые, Достанем шишечки сосновые. Пробежимся лёгким бегом По тропе, покрытой снегом. А теперь мы в класс вернёмся, Сядем ровно, улыбнемся. | Шаг на месте с высоким подниманием ног Поворот, полунаклон «Подтягивание санок» Приседания Броски-взмахи Руки вверх Руки вверх Бег на месте |
VI. Работа по тексту К.Паустовского «Русский лес» (продолжение).
1.Самостоятельная работа по тексту К.Паустовского.
-Продолжаем работать по тексту Е.Паустовского. Выпишите из первого абзаца текста словосочетания «полное прилагательное+существительное». Определите, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.
У доски работает…
- Русский лес, глубокие сугробы, чистые сугробы, тяжёлыми шапками, белого снега,
темно-зеленые ветви, высокие, маленькие ели, белая шапка, серебристая легкая пыль, еловая зеленая ветка.
-(Эпитеты - серебристая легкая пыль.)
-В чем различие простых определений и эпитетов?
(Простые определения называют конкретные признаки существительных: состояние, размер, цвет, возраст; а эпитеты создают художественный образ.)
-Какие лексические средства используются для описания тишины?
(Слова во 2-м абзаце: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки.)
-Ключевые слова во 2-м абзаце используются для описания тишины.
VII.Работа по репродукции картины И.И.Шишкина «Зима».
-Можем ли мы, подключив воображение, услышать тишину леса? Нам поможет
репродукции картины И.И.Шишкина «Зима».
1.Рассматривание репродукции картины.
-И.И,Шишкин – живописец лесов и долин. Живо представляешь себе хъудожника, который после долгих блужданий по лесу вышел наконец к поляне, огляделся вокруг и настолько увлёкся увиденным, что с любовью перенёс на холст всё, что окружало его.Словно хотел сказать вам: «Я нашёл этот чудесный уголок – порадуйтесь и вы ему».
2. Составление зимних миниатюр. Работа по группам.
-Опираясь на текст, репродукцию картины, личные наблюдения и воспоминания, создайте зимние миниатюры. Работать будете по группам.
- 2 группы на 1-м ряду и 2 группы на 2-м ряду передают словом красоту зимнего пейзажа; жанр сочинения любой;
- 2 группы на 3-м ряду составляют диалоги по карточкам.
Задание:
-1 группе составить диалог по теме «На выставке картин»;
-2 группе составить диалог по теме «Роль прилагательных в художественном тексте»;
- 3 группа (ребята на последней парте 1-го ряда) – эксперты.
(Задание: слушают сочинения и диалоги, комментируют, выставляют оценки.)
-Группы работают 5 минут.
Для того, чтобы помочь вам полнее почувствовать прелесть зимней поры и более ярко и образно передать свои мысли,, я негромко включу музыку.
(Звучит романс Г.Свиридова из к/ф «Метель», музыка Нино Ротто.)
3.Чтение и обсуждение проекта «Зимние миниатюры».
-Мы приступаем к обсуждению проекта «Зимние миниатюры».
- Сочинение-миниатюры о зиме.
-Послушаем сочинения-миниатюры о зиме, определим творческие находки. Представитель каждой группы будет отвечать с места.
(Чтение миниатюр).
-Слово экспертной группе.
-Представитель 2 группы читает сочинение.
(Чтение миниатюр).
-Комментарий экспертной группы.
(Ребята говорят об удачах и неудачах: на что ещё обратить внимание.)
- Диалоги по репродукции картины И.И.Шишкина «Зима»
-Ребята, вы ведь часто обсуждаете работы одноклассников, фильмы, картины между собой.
Послушаем диалоги посетителей выставки картин. Что понравилось им, а что не понравилось. Отвечать будут представители группы у доски.
(Диалоги «На выставке картин»)
-Слово экспертной группе.
-Комментарий экспертной группы.
-А теперь настала очередь следующей группы. Её представители приглашаются к доске, чтобы зачитать диалог «Роль прилагательных в художественном тексте».
- Диалог «Роль прилагательных в художественном тексте».
(Что понравилось, что не понравилось.)
-Слово экспертной группе.
-Комментарий экспертной группы. Выставление оценок.
VIII.Подведение итогов работы.
-Какие мысли, чувства объединяюи произведения А.С.Пушкина, К.Паустовского, И.Шишкина, ваши миниатюры, диалоги?
(Любовь к природе, восхищение красотой природы.)
Вывод: умение вслушиваться и всматриваться.
-А что помогло сделать высказывания образными?
(Имена прилагательные.)
Вывод: слова, которые «излучают поэзию», «подобно драгоценным камням», воздействующие на чувства и мысли людей.
-Итак, еще раз: какова роль прилагательных в языке и речи?
(Прилагательные делают нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.)
-Мы украсим нашу ёлку прилагательными, и она засверкает «подобно драгоценным камням».
(Серебристый, тонкий, внимательный, чуткий, стройные, живые, лёгкий, радостный, алмазный, искристый, чистый, яркий, образный, ясный, ослепительный, мягкий.)
(учитель вывешивает слова на ёлку)
-Какая красивая ёлка!
IX.Мотивация выставления оценок.
-Все ребята работали очень хорошо. Вы заслужили предновогодние зимние подарки, пришедшие к вам прямо из этого изумительного сказочного леса.
(учитель вручает ребятам ёлочки)
(Ваша группа очень порадовала нас./Вы прекрасно потрудились и заслужили эти подарки./Спасибо за хорошую работу.)
-С наступающим вас Новым годом. Веселых вам зимних каникул, замечательных подарков, чудесной погоды, отличных успехов.
(учитель вывешивает слова на ёлку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)
Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.Цель: Знать:• Морфологические признаки прилагательного•...
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе....
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного.
Второй урок по имени прилагательному в 5 классе. Обобщает знания о роли прилагательного в тексте, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию в предложении....
Урок русского языка "Роль имен прилагательных в речи"
Данный урок разработан с применением метода проблемного обучения "мозговой штурм"...
Урок русского языка по теме "Роль имен прилагательных в речи"
Урок русского языка по теме роль имен прилагательных в речи...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...