Презентация "Для чего в речи нужны антонимы и синонимы?"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Это первые шаги к исследовательской деятельности в 5 классе. Прошу строго не судить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 634.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: показать , что выбор нужного синонима или антонима, правильное их употребление - необходимое условие яркой, выразительной и точной речи.
Задачи: выяснить , что такое синонимы и антонимы, почему они возникают; о тличить синонимы друг от друга; правильно подбирать антонимы; исследовать роль синонимов и антонимов в языке художественных произведений
СИНОНИМЫ В переводе с греческого синонимы (одноименные) – это такие слова, которые: •не совпадают по звучанию; •тождественны по смыслу; •имеют одинаковые грамматические признаки ; • часто разнятся по стилистической окраске.
Основные функции синонимов: 1. Уточнение основано на неполном совпадении значений синонимичных слов: синонимы позволяют «добавить» недостающие смыслы, вскрыть в обозначаемом новые стороны. Например: Он бежал, вернее несся. 2. Замещение основано на том, что в ряде контекстов различия между синонимами стираются, и это позволяет избегать повторов одних и тех же слов. Например: Он совершил ошибку, но его промах не был замечен. 3. Эвфемизацией называется намеренно неточное обозначение реали . Например: начальник задерживается (= опаздывает), он недалек (= глуп). 4. Противопоставление синонимов подчеркивает различия между синонимами. Например: Она не шла, а шествовала.
Основные группы синонимов Понятийные , или идеографические, связанные с дифференциацией оттенков одного и того же значения (враг – противник, влажный – сырой – мокрый). Стилистические , связанные прежде всего с экспрессивно-оценочной характеристикой того или иного понятия (лицо – рожа, рука – длань – лапа). Полные (абсолютными) синонимами, или дублетами, чаще всего бывают параллельные научные термины: орфография — правописание, номинативная — назывная, фрикативный — щелевой , а также однокорневые слова, образованные с помощью синонимических аффиксов: например:убогость — убожество, сторожить — стеречь . Полных синонимов в языке не очень много.
Контекстуальные синонимы Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами: Например:На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (А. Ахматова). В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. Так, девочку можно назвать малышкой, красоткой, хохотушкой, капризой , кокеткой.
Антонимы В переводе с греч . α ντί - — против + όνομ α — имя) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения Среди антонимов выделяют два вида: •языковые, которые находятся в словарном составе: утро – вечер, больной – здоровый; •контекстуально-речевые (авторские), когда противоположность обнаруживается только в рамках данного предложения: лучше казаться глупцом, чем врагом.
Основная функция антонимов (и языковых и контекстуально-речевых) : выражение противоположности, которая исконно присуща семантике подобных противопоставлений и не зависит от контекста.
В антонимические отношения не вступают: существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные; числительные, большинство местоимений; слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь); слова с разной стилистической окраской; слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик). Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный ), прилагательных, образованных от названия металлов.
В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположным значением, можно выделить два вида антонимов общеязыковые (или просто языковые) и контекстуально-речевые (авторские или индивидуальные). Общеязыковые антонимы регулярно воспроизводятся в речи и закреплены в словарном составе ( день – ночь, бедный – богатый). Контекстуально-речевые антонимы – это слова, которые вступают в антонимические отношения только в определённом контексте: Пой лучше щеглом, чем соловьём . Употребление антонимов делает речь более яркой и выразительной. Антонимы используются в разговорной и художественной речи, во многих пословицах и поговорках, в названиях многих литературных произведений.
Словари антонимов и синонимов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для чего нужна гибкость
Презентация к уроку физкультуры по разделу "Гимнастика"...
Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»
Обобщающий урок, который расширяет знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас, развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков правильного...
Проект: Для чего нужны зоопарки.
Цель проекта:•расширить кругозор учащихся в отношении существовании мировых сообществ по охране и защите животных•определить значимость животных в жизни человека•применять знания, приобретенные на дру...
Для чего нужны скороговорки?
Скороговорками называют очень короткие (1-2 предложения), но не всегда простые для разучивания тексты, максимально насыщенные "проблемными" согласными звуками и звуковыми сочетаниями: "р", "с", "ш", "...
Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес"
Рецензия на проект "С чего нужно начать бизнес" Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к н...
Выступление на педагогическом совете «Что такое «ПОРТФОЛИО»? Для чего и зачем нужно создавать «ПОРТФОЛИО»
Материал по теме выступленя полезен для методической работы...
Для речи нужны говорящие.
Появляясь на свет, ребенок начинает познавать окружающий мир, окружающую его действительность. Первыми помощниками в этом познании становятся родители и близкие ему люди. И чем раньше они начинают сво...