Сжатое изложение "Дятел в вечернем лесу"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Арихина Валентина Алексеевна

Презентация. Сжатое изложение "Дятел в вечернем лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon szhatoe_izlozhenie_dyatel_v_vechernem_lesu.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выборочное изложение «Дятел в вечернем лесу» (по фрагменту рассказа И.С.Соколова-Микитова) Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.Бабайцевой

Слайд 2

Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт построения художественных описаний; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию выборочного изложения

Слайд 3

Задачи написания выборочного изложения: - воспроизвести содержание текста; - пересказать точно, полно, последовательно; - раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; - сохранить языковые особенности текста

Слайд 4

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) «Певец природы» - русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов оставил яркий след в истории русской литературы XX века. Родился будущий писатель в Калужской губернии 30 мая 1892 года в семье приказчика. Детство и юность прошли на Смоленщине. В 1910 году он приехал в Петербург. Ему удалось устроиться на торговое судно, с которым он побывал во многих странах Европы, Азии, Африки, участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов« путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа. В 1918 году Иван Сергеевич вернулся на родину, где работал учителем в школе, стал публиковать свои первые рассказы. В октябре 1951 года писатель поселился в Карачарове. Здесь он написал много книг для детей. Книги эти стали знаменитыми: "На теплой земле", "Звуки земли", "Детство", "У святых источников«, «Голубые дни». Писатель тонко чувствовал природу, умел найти краски и тона, чтобы передать неуловимое «дыхание жизни». Умер писатель20 февраля 1975 года и похоронен в Гатчине.

Слайд 5

Книги И.С.Соколова-Микитова:

Слайд 6

Вечер в лесу Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе сухого дерева уселся красно- головый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Слайд 7

Анализ текста К какому стилю относится данный текст? - К какому типу речи относится прочитанный текст? - Фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы: картина вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Все использованные писателем языковые средства подчинены основной задаче: описать предметы в глухом осеннем лесу. Как тип речи почти весь текст представляет собой описание предметов и их признаков.

Слайд 8

Анализ текста Как бы вы определили тему текста? О чем он? Сформулирована ли тема в тексте? Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это. -Для раскрытия темы текста автор использовал 6 подтем – смысловых частей, которые легко обнаруживаются. Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.

Слайд 9

Заглавие текста -Какое заглавие можно дать этому фрагменту? Наступление ночи в лесу. Вечер в лесу. Вечер в осеннем лесу. Дятел в вечернем лесу.

Слайд 10

Анализ текста Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор? Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, какая жизнь идет в осеннем лесу, какими звуками и красками он наполнен. Как относится к увиденному автор? Какие языковые средства использовал писатель, чтобы описать предметы в глухом осеннем лесу?

Слайд 11

Анализ текста -Каждое из описаний предметов (деревьев, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи - описание: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков – в основном качественные прилагательные. -Какие прилагательные использует автор для того, чтобы передать: -краски осеннего леса? темные (тени), красноголовый черный (дятел), темная (ночь). -звуки осеннего леса? торопливый (стук),в тихом (лесу), -запахи леса? свежая (смола)

Слайд 12

Анализ текста - Какие глаголы использует автор для описания жизни леса? (высятся, чернеют, скрылось, не спят, уселся, вертятся, подбирают, заскачет, хрустнет, завоют, замолкнут, заснут). Вывод: лес полон звуков, жизни, движения. Но скоро в ночном лесу все смолкнет.

Слайд 13

Лексическая работа Разлапистые ели Ветви хвойного дерева (ели) – лапы Дятел-желна птица семейства дятлов, черный дятел Зайчишка-беляк вид зайцев, обитающих в северной части Западной Сибири

Слайд 14

Составление плана Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные факты и их последовательность в тексте. План. 1.Вводная часть. 2.Вечерний лес. 3.Запахи леса. 4.Вечернее солнце. 5.Птицы леса. 6.Звери леса. 7.Наступление ночи. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте? - Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?

Слайд 15

Орфографический разбор Быстро наступает осе нн ий вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под д е ревьями. Не движно выся тся старые сосны, ч е рнеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей см о лой, с о сновой хвоей, осе нн ей о павшей л и ствой. Скрылось за д е ревьями в е чернее ни з кое со л нце. Ещё не спят, кормя тс я в л е су птицы, перел ет ая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый ч е рный дятел - желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом л е су т оро пливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые сини чк и, подб и рают жу чк ов и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка - беляк, робко заскачет по сухим, ломким лист ь ям. Страшно ноч ь ю в л е су зайчишке: то не слышно пролетит с о ва, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем б оло те завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, не проглядная ночь. Замолкнут и заснут дн е вные птицы и звери.

Слайд 16

Пунктуационный разбор Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны , чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой , сосновой хвоей , осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят , кормятся в лесу птицы , перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички , подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк , робко заскачет по сухим , ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке : то неслышно пролетит сова , то хрустнет сухой веткою рысь , то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная , непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Слайд 17

Используемые ресурсы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, 2011. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1988. 4. htpp :// ru.wikipedia.org / wiki 5. http://www.google.ru/search?hl=ru&source=hp&q=%D0%98.%D0%A1.%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2&lr=&oq=%D0%98.%D0%A1.%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0 %BE%D0%B2&aq=f&a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

ГИА. Сжатое изложение. Способы сжатия текста.

Представлен материал по подготовке к ГИА по русскому языку. Способы сжатия текста....

Способы компрессии (сжатия) при написании сжатого изложения

В материале представлены основные способы сжатия текста с примерами. Также представлены небольшие тексты для самостоятельной работы учащихся. Материал актуален для обчения детейнаписанию сжатого излож...

Приёмы сжатия текста (сжатое изложение ОГЭ-2016)

Материал содержит информацию по приёмам сжатия текста в рамках формата ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-х классов....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...