Формирование ИКТ компетенции учителя. Создание рабочего места учителя.
презентация к уроку по теме

Тарношинская Марина Владимировна

Формирование ИКТ компетенций учителя. Создание рабочего места учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ikt-kompetentsiya_uchitelya.zip928.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Формирование ИКТ компетенций учителей.

        Одним из стратегических аспектов  модернизации школьного образования является информатизация образования, предполагающая, в первую очередь,  организацию новой модели образовательного процесса с использованием возможностей новых информационных технологий, широкое использование  ИКТ в предметном обучении, во внеклассной работе с учащимися школы для достижения образовательных целей.  

Информатизация школьного образования – это процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях информационного общества.

     

 Основные цели информатизации школы:

  • интеграция школьных образовательных систем в единое информационное пространство;
  • повышение качества образования, увеличение его доступности через формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности.

      Сегодня появилась возможность:

- разнообразить методику проведения занятия;

- разворачивать перед учащимися наглядные картины сложнейших объектов;

- показывать весь ход построения алгоритма и решения задач;

- оперативно контролировать и корректировать знания учащихся,

- проведение олимпиад и научно-исследовательские работы учащихся.

Чтобы педагоги смогли использовать данные возможности, они должны обладать информационной компетентностью. ИКТ обучения окажутся бесполезными в школе, если учителя не будут обладать  достаточным уровнем специальной информационной компетентности, т.е. компетентности в сфере  использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, если окажутся неспособными осуществлять поиск и отбор качественных программных продуктов и грамотно применять их для решения конкретных дидактических задач.  

                                   ИКТ-компетентность учителя        

                      Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.    

                 

Подпись: ИКТ-компетентность учителя

 

Радиальная диаграмма

       Таким образом, помогая решать многие задачи современного процесса обучения, компьютер занял достойное место на занятиях. В нашей школе созданы все условия для проведения уроков с использованием компьютера, создана медиатека, в которых достаточно большой выбор учебных компьютерных программ. База средств мультимедиа позволяет внедрить информационные технологии в учебный процесс на всех занятиях.

          В течение последних  лет среди педагогов нашей школы наблюдается устойчивый рост количества учителей, обладающих ИКТ компетенциями:

Уровень ИКТ-компетенции педагогов:

    Большинство  учителя используют ИКТ в своей работе, это стало обыденной практикой работы.   Но большой объем работы приходится на различного вида отчеты, составление Рабочих программ, мониторинг деятельности, что занимает много рабочего времени учителя. Абсолютное большинство учителей работает с перегрузками, и учителя ссылаются на эти перегрузки как на причину невозможности найти время на повышение своей ИКТ-компетенции, при этом совершенно упуская из виду то, что именно это повышение позволяет и интенсифицировать труд учителя  и облегчить его. Не учитель должен подстраивать свою работу под программу информатизации, а программа должна быть выстроена таким образом, чтобы максимально помочь каждому учителю преодолеть трудности освоения новых подходов к работе со школьниками.

Компьютера недостаточно, необходимо еще и ПО, с которым учитель будет работать, тот методический комплекс,  которым каждый учитель будет пользоваться на уроке и при помощи которого будет готовиться к уроку.

Сегодня встал вопрос о доступной и максимально эффективно организованной системе информации в образовательном учреждении. Для этого было необходимо сложившуюся систему информационного пространства привести в состояние, которое соответствует требованиям современного уровня развития в сфере образования. Для создания более благоприятных условий работы перегруженного учителя в нашей школы вводятся такие информационные возможности, которые  в некоторой степени помогают снизить нагрузку при работе. Об этих возможностях и пойдет речь в дальнейшем. Речь идет о создании автоматизированного рабочего места учителя (далее АРМ).

          Что подразумевает термин АРМ?  АРМ понимается нами не только как комплект оборудования, с помощью которого учитель-предметник сможет давать уроки, а ещё и как комплекс учебных материалов различного вида, нормативно – правовых, методических материалов и программных средств, позволяющих структурировать и организовывать деятельность учителя – предметника, а также комплексный подход  к использованию технических средств обучения.

Разработка методики использования

автоматизированного рабочего места учителя

Задачи:

 Наполнение содержательной базы данных АРМ учителя;

             Использование АРМ учителя при подготовке к урокам и на учебных занятиях;

 Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий;

  Размещение и наполнение Интернет – сайта школы ;

 Использование электронной почты для рассылки материалов для учителей, использующих АРМ в своей деятельности.

АРМ учителя позволяет реализовать следующие цели:

  • осуществление полной информационной поддержки всех элементов учебного процесса по предмету,
  • создание собственных информационных ресурсов,
  • обеспечение быстрого поиска и доступа к необходимой информации,
  • возможность постоянного обновления и наращивания информации,
  • повышение профессионального мастерства учителя,
  • выход на новую технологию в организации труда учителя, что должно способствовать повышению качества знаний учащихся.

                           Плюсы от создания АРМ учителя:

  1. Организация рабочего места;
  2. Быстрота нахождения информации;
  3. Накопление и систематизация своего дидактического материала;
  4. Возможность пользования вашим АРМ другими учителями.

                 

                      У каждого учителя очень много наработок в своей копилке, но необходимо выбрать структуру АРМ, чтобы на основе одного шаблона каждый учитель мог бы собрать для себя АРМ.

Мы поставили перед собою задачу наполнения АРМ образовательными ресурсами по предмету с учётом имеющихся нормативных документов, накопленного учебного опыта, дидактического, методического материала учителя.

Организация и реализация АРМ учителя, содержащего нормативные, дидактические, методические, информационные материалы по организации учебного процесса по предмету, возможна в течение года. Привлекательность идеи создания АРМ состоит в возможности участия широкого круга людей в этом проекте, в доступности материла (с развитием федеральной программы подключения школ к Интернету), в сравнительно небольших финансовых затратах.

АРМ учителя помимо базового дидактического, методического, нормативного материала должен включать постоянно обновляемый материал, инициатива обновления которого лежит на школьных учителях, учениках и их родителях.

Можно выделить следующие этапы работы при создании АРМ учителя.

  1. Разработка структуры АРМа учителя.
  2. Создания электронной инструментальной оболочки АРМ учителя.
  3. Сбор и обработка дидактического, методического и нормативного материла по модулям АРМ.
  4. Создание базы учебно-методического, дидактического, информационного материала.
  5. Разработка и внедрение материалов в модули АРМ учителя  с учётом требований действующей программы.
  6. Проведение семинаров и конференций среди учителей для ознакомления с АРМ учителя, обсуждения вопросов улучшения АРМ, выработки методических рекомендаций по эффективному использованию АРМ в классно-урочной и внеурочной системе по программе образовательной области.

Для решения этих задач требуется создать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности учителя и учебной деятельности учащихся.

Эта структура представляет собой совокупность аппаратно-программных средств:

http://mscou12.chel-edu.ru/images/cxema.gif

Мы предлагаем следующее заполнение структуры АРМ учителя.  

Модуль: «Нормативные документы» включает в себя подразделы:

-Федеральный компонент Государственного стандарта основного образования по предмету, примерная программа

- базисный учебный план

-тематическое планирование

- программы;

стандарты;

-нормы СанПин;

-положение о кабинете, паспорт;

-функциональные обязанности учителя.

Материал модуля «Тематическое планирование» предназначен для учителя. Он включает следующие подразделы:

-тематические планы по классам;

-поурочное планирование;

-лабораторно – практические работы.

Этот модуль знакомит учителя с систематизированными каталогами имеющегося дидактического и методического материала. Систематизация имеющегося материала выполнена по схеме: № - название – класс – название темы - название урока.

Модуль «Контроль »  начинается с подраздела, который содержит сводную таблицу тематического контроля, позволяющую учителю выбрать необходимую форму контроля.

Содержит результаты выполнения входных, промежуточных, текущих, итоговых тестовых заданий учащимися. Это позволит учителю не только выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, но и внести коррективы в свою работу. Графические таблицы позволят увидеть пробелы и успехи учащихся при изучении той или иной темы курса.

Раздел «Экзамены » поможет учителю вести мониторинг подготовки к ГИА или ЭГЕ, наполнять данными рабочими материалами для подготовки к экзаменам (тестами, презентациями, раздаточным материалом, онлай-тестами. т.п.)

Разделы «Отчеты по предметам» :

-шаблоны отчетов;

- анализ работы.

 Модуль «Журналы». Электронные журналы классов, в которых работает данный учитель.

 Модуль «Внеклассная работа по предмету » включает: выступления, печатные работы, электронные версии материал проведенных внеклассных мероприятий (структура мероприятия и видеоряд, на основе которого можно провести этот же вариант внеклассного мероприятия, классного часа, или совершенно другой), материал открытых уроков (представленный в виде технологических карт, в конце которых дана презентация компьютерного материала для проведения урока, конспекта урока, Web – страницы с этапами проведения урока).

Модуль «Медиатека» предназначен для учителя. Он включает следующие подразделы: картины , видеофильмы, компьютерные разработки, диски, методическая литература,

каталоги учебников, рабочих тетрадей, а также систематизированные списки дополнительной литературы в школьной библиотеке. Подраздел «Интернет-ресурсы» содержит ссылки на образовательные Интернет-сайты.

Результатом этого вида деятельности будет обработка и внедрение информации в модули АРМ учителя.  Чтобы достичь поставленной цели (создание и работа в АРМ), учителя должны быть не только ИКТ грамотны, но и ИКТ компетентны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьная программа повышения квалификации как ключевое звено формирования профессиональных компетенций учителя

Формирование профессиональных компетенций учителя осуществляется различными управленческими и психолого-педагогическими средствами, включающими реализа...

Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя

Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя....

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В статье описано использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Лопушнян Г.А. Использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики.

В презентации представлео использование современных образовательных технологий в формировании профессиональных компетенций учителя физики....

Формирование ключевых компетенций учителя

Формирование ключевых компетенций учителя: информационно-методической и информационно-коммуникационной...

«Формирование ИКТ - компетенции учителя»

В условиях перехода к информационному обществу повышаются требования к уровню информационной компетентности учителя. Только имея соответствующую дидактическую и методическую подготовку, практический о...