Использование ИКТ на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 59.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заволенская основная общеобразовательная школа»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
Использование ИКТ на уроках русского языка
Разнобарская Ирина Антоновна, учитель русского языка и литературы
2014 год.
Содержание
- Введение
- Методические рекомендации по использованию ИКТ на отдельных этапах урока
- Технологическая карта этапов урока
- План урока русского языка, 5 класс «Глагол как часть речи»
- План урока русского языка, 5 класс «Правописание тся/ться в глаголах»
Педагогическая наука, как и всё общество, постоянно развивается: меняются информационный мир, образовательная среда, появляются новые педагогические технологии, и учитель XXI века должен хорошо ориентироваться во всём их многообразии: иметь исследовательскую и информационную компетентность, обладать критическим мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения, быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству, быть творческой личностью, иметь желание постоянно совершенствоваться, жить по нравственным законам и, наконец, любить свою профессию и считать её призванием.
Сегодня, когда школа внедряет инновационные технологии, нужно умело и активно включать в систему преподавания и воспитательную работу использование компьютеров, интерактивной доски, вводить методику проектов и презентаций, мастерски сочетая инновации и традиции; внедрять в учебно-воспитательный процесс программ «Информационные компьютерные технологии как средство формирования познавательной компетентности учащихся».
XX век вошел в историю как век «информационного взрыва», как век формирования мировой информационной структуры. Появление новых средств массовой информации позволило соединить между собой разные виды человеческой деятельности, разделённые пространством и временем.
В связи с этим необходим анализ требований к современному уроку с позиции содержательного наполнения, вариативности его структуры, композиционного построения и технологической реализации. Конструирование уроков с использованием информационных технологий связано не только с анализом дидактических возможностей средств новых информационных технологий, но и требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, наполняющихся, при использовании информационных технологий, новым содержанием. Выделим наиболее важные из них.
Прежде всего, это принцип системности, который предполагает рассматривать проектируемый урок:
- как элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи,
- как единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационное средство, учебный материал) и многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.
Важно помнить о том, что урок – очень подвижная и достаточно гибкая форма организации занятий. Он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому при конструировании урока необходимо учитывать принцип развития, который должен давать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.
Использование ИКТ в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, в связи с этим понятна актуальность принципа информативности, практическая реализация которого связана с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в плане развития личности обучаемого, формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций.
Чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения, тем больший результат достигается в развитии личности. Эту педагогическую закономерность выражает принцип индивидуализации, который позволяет на базе средств новых информационных технологий в корне изменить методы получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых, что, несомненно, будет способствовать сознательности и активности учащихся.
Несмотря на многообразие применяемых в средней школе с углублённым изучением отдельных предметов форм организации обучения с использованием ИКТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся), урок остаётся основной формой обучения.
Методические рекомендации по использованию ИКТ
на отдельных этапах урока
Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет, можно выделить следующие этапы его конструирования:
- Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, где на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную целевую функцию – фактические требования к знаниям, умениям и навыкам (как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном). На этом же этапе аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе и в соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов (обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные; контролирующие, учебно-игровые и т.п.)
- Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.
На данном этапе выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – образовательные электронные ресурсы – учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. Проведя детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов, учитель разрабатывает методику проведения занятия и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами, определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).
- Операциональный. Проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим – с другой; осуществляется поэтапное планирование урока.
Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п. Определив основные направления деятельности на каждом из этапов, можно заполнить технологическую карту урока. Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ и ресурсов Интернет – это законченный блок, в начале каждого из которых должен присутствовать организационный момент, иначе эффективность данного этапа снижается. Чтобы эффективность каждого этапа урока с использованием ИКТ и ресурсов Интернет не снижалась, необходимо чётко выделять организационный момент.
- Педагогическая реализация. Основная цель этапа – перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности.
Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Поскольку образовательная программа индивидуально-группового обучения с изменённым режимом образовательного процесса и использованием информационных технологий является наиболее адаптированной к классно-урочной системе средней общеобразовательной школы, организация учебного процесса осуществляется в трёх формах:
- аудиторные занятия в традиционном режиме;
- самостоятельная подготовка в компьютерном классе с применением информационных технологий;
- блок индивидуальных консультаций.
Использование этих трёх форм создаёт условия для организации следующих этапов современного урока:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Этап усвоения новых знаний.
- Этап закрепления новых знаний.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Интернет-технологии на уроке могут рассматриваться:
- не как цель, а как ещё один инструмент исследования;
- как источник дополнительной информации по предмету;
- как способ самоорганизации труда и самообразования;
- как возможность личностно ориентированного подхода для учителя;
- как способ расширения зоны индивидуальной активности человека.
1. Организационный этап
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся;
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность класса и оборудования к работе.
- ролевая игра: дежурный – системный администратор.
2. Этап проверки домашнего задания
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;
- обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;
- формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;
- использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы.
На данном этапе предлагается следующее:
- электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания».Например: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), уровень интереса («интересно», «неинтересно») и т.п. Создав заранее в именной папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде;
- создание «разминочных тестов» – без автоматической отметки – с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. В создании таких тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие сами учащиеся, которые, осваивая на информатике инструмент «Формы», делают для младших классов тесты по биологии, химии, географии и т.д.
3. Этап всесторонней проверки знаний
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребёнка, ибо суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Очень важным приёмом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися. Могут быть «электронные рецензии» – как проверка степени усвоенности материала, выполнения домашнего задания; «сетевая рецензия» даёт возможность провести сочинение «с открытой тетрадью», используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
- рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы – всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.
5. Этап усвоения новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
- применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;
- максимальное творческое участие детей, поисковая работа, использование сменных диалогических пар;
- проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/). Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурсов, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим;
- систематизация новых для учащихся знаний;
- воспитание навыков рациональной учёбы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
- активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
6. Этап закрепления новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
- использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала;
- обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны;
- умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями. Этот этап важен тем, что на нём наиболее рельефно выступают результаты урока.
В таблице представлено, как трансформируются, дополняются методы обучения за счёт использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения | Традиционные средства и их дидактические возможности | Совершенствование за счёт применения программных и технических средств ИТ |
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж | Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство – живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщёнными научными знаниями | Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют быстро найти нужную информацию |
Наглядные: демонстрация, макета, трудового приёма или операции, экранная демонстрация | Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами | Мультимедийный показ приёмов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств |
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы | Учебные задания для практической работы. Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ | Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов |
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка | Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации. Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала | Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов |
Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИКТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков. Здесь представлен необходимый минимум.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Условия достижения положительных результатов:
- обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка;
- домашнее задание должно быть всем понятно.
Показатели выполнения учебно-воспитательной работы:
- данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;
- правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу. Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее; гармонично свяжет несколько уроков в единую систему; сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания; может помочь в сплочении классного коллектива.
Основные требования к электронному домашнему заданию:
- домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы учащихся: слабые + средние и средние + сильные;
- должен быть определён обязательный минимум выполнения задания и выделено пространство для инициативных учеников: временные рамки, количество источников информации (адреса «опорных» сайтов), программа реализации задания (это может быть MS Word, PowerPoint или Publisher), объём отчётного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.), дополнительное задание; оговорено место размещения выполненной работы.
Электронные домашние задания как проектная деятельность
С учётом того что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребёнка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.
Русский язык. 5 класс
«Правописание тся/ться в глаголах»
Технологическая карта этапов урока
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного
Цели:
1) знать способ действий для определения написания тся/ться в глаголах;
2) уметь выбирать написание тся/ться в глаголах.
Задачи урока:
- задачи обучения:
- научить применять алгоритм для выбора написания тся/ться в глаголах, получать знания в процессе выполнения практических заданий;
- задачи развития:
- развивать умения анализировать, сравнивать познавательные объекты; коммуникативные навыки; критическое и образное мышление;
- формировать навыки умственного труда;
- задачи воспитания:
- воспитывать уважительное отношение к мнениям всех участников образовательного процесса;
- задачи социализации:
- формировать умение взаимодействовать с членами социума в процессе работы в паре.
УУД:
- личностные:
- «уметь учиться»;
- уметь реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной деятельности;
- уметь открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- регулятивные:
- уметь формулировать цель собственной деятельности;
- уметь осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности на уроке;
- коммуникативные:
- уметь строить продуктивное речевое взаимодействие с участниками образовательного процесса;
- уметь соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;
- познавательные:
- уметь строить логическую цепь рассуждения;
- уметь получать информацию в процессе выполнения практических заданий;
- уметь систематизировать информацию.
Планируемые результаты:
- предметные:
- применение алгоритма для определения написания тся/ться в глаголах;
- личностные:
- осознание значения русского языка в процессе познания окружающего мира;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- метапредметные:
- владение всеми видами речевой деятельности;
- применение знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с участниками образовательного процесса.
Основные понятия: глагол.
Межпредметные связи: литература.
Ресурсы:
- основные: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, звуковые колонки;
- дополнительные: раздаточный материал.
Форма урока: практикум.
Технологическая карта этапов урока
Структура урока | Задачи этапа | Деятельность | Планируемые результаты | |||||
Время | ФОПД | Ученика | Учителя | Проверка | Предметные | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Организационный момент | Фронтальная | Подготовка к работе на уроке | Готовит принадлежности, необходимые для учебной деятельности | Контролирует готовность учащихся к работе на уроке | Готовность к учебной деятельности | Р. Умение сосредоточиваться на выполнении учебных задач | ||
Этап актуализации знаний 1. Постановка целей урока (индивидуальная ФОПД) 2. Актуализация знаний о правописании тся/ться в глаголах | 2 8 | Индивидуальная Индивидуальная | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности Организация актуализации субъективного опыта учащихся | Заполняют таблицу рефлексии (Приложение № 1). Выполняют задание Приложения № 2. Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока | Объявляет тему урока, помогает учащимся поставить цели урока, наметить пути их достижения. Организует выполнение задания Приложения № 2 | Озвучивание по желанию Самопроверка (по образцу на экране) | Поставлены цели урока, намечены пути их достижения Актуализированы знания о правописании тся/ться в глаголах | Р. Умение ставить цель деятельности, намечать пути её достижения П. Умение самостоятельно выводить орфографическое правило |
Этап применения знаний и способов действий. Выполнение дифференцированных заданий Физкультминутка | 10 2 | Индивидуальная | Обеспечение применения знаний в практической деятельности | Выполняют задание Приложения № 3. Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока | Контролирует выполнение задания, оказывает помощь в случае необходимости, организует проверку выполнения задания | Самопроверка по ключу учителя | Отработан способ действия при выборе написания орфограммы «Правописание тся/ться в глаголах» | Р. Умение выбирать уровень сложности выполняемого задания. П. Умение применять полученные знания в практической деятельности |
Этап углубления знаний и способов действий | 8 | Парная | Обеспечение расширения имеющихся представлений об изучаемом предмете | Выполняют задание Приложения № 4. Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока | Консультирует в выполнении задания, организует проверку | Самопроверка по образцу на экране | Выявлено различие в написании одинаково оканчивающихся в транскрипции имён существительных и глаголов | К. Умение организовывать работу в паре. П. Умение получать информацию в процессе деятельности |
Этап контроля. Тест | 8 | Индивидуальная | Выявление уровня овладения знаниями и способами действий при применении их в изменённой ситуации | Выполняют задание Приложения № 5. Вносят баллы в Таблицу баллов, набранных в течение урока | Организует работу с тестом | Взаимопроверка по ключу на экране | Выявлена степень усвоения изучаемого материала | П. Умение работать с вопросами теста. Р. Умение оценивать деятельность одноклассника |
Подведение итогов | 3 | Индивидуальная | Анализ и оценка успешности достижения цели | Подсчитывают баллы, набранные в течение урока, выставляют себе оценку | Помогает в заполнении таблицы | Самооценка деятельности по шкале баллов, представленной на экране | Получена система типов речи в русском языке | Л. Умение работать с интерактивной доской, умение воспринимать знания как систему |
Рефлексия | 2 | Индивидуальная | Мобилизация учащихся на осмысление своей деятельности | Соотносят результат деятельности на уроке с поставленными целями в таблице рефлексии | Оказывает помощь тем, кто в этом нуждается | Соотнесены цели деятельности с её результатами | Р. Умение производить контроль собственной деятельности | |
Домашнее задание П.77, упр. 622 (зад. 1) | 2 | Фронтальная | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з | Комментируют д/з | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/з | Организовано д/з | П. Умение комментировать цель и содержание д/з |
Приложение № 1
Таблица рефлексии
Какие цели стоят передо мной на уроке? | Результат моей деятельности на уроке | Достиг ли я цели, которую поставил? | ||
Что я должен узнать? | Что я узнал на уроке? | |||
Чему должен научиться? | Чему научился? |
Таблица баллов, набранных в течение урока
Кол-во баллов за работу с Приложением № 2 | Кол-во баллов за работу с Приложением № 3 | Кол-во баллов за работу с Приложением № 4 | Кол-во баллов за работу с Приложением № 5 | Общее кол-во баллов | Оценка деятельности на уроке |
Приложение № 2
Прочитайте примеры и выполните задания. На какой вопрос отвечают глаголы, заканчивающиеся на -тся (левый столбик)? на -ться (правый столбик)?
Спектакль начинает(?)ся в девятнадцать часов. Группе надо отправлят(?)ся в экспедицию. Радостно встречат(?)ся с друзьями после разлуки. Группа отправляет(?)ся в экспедицию. Спектаклю пора начинат(?)ся. Друзья радостно встречают(?)ся после разлуки.
Приложение № 3
Продолжите следующие фразы и приведите примеры:
В глаголе пишется -тся, если он отвечает на вопрос ____________________
В глаголе пишется -ться, если он отвечает на вопрос ___________________
Приложение № 4
Распределите задание в паре с соседом по парте: первое задание выполняет один человек, второе — другой. Третье задание выполните вместе.
Прочитайте четверостишие.
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца],
Пти[ца] сини[ца]
В воду гляди[ца].
- Выпишите из стихотворения имена существительные, оформляя запись по образцу:
води[ца] — водица
- Выпишите из стихотворения глаголы, оформляя запись по образцу:
струи[ца] — струится
- Сделайте вывод: в словах какой части речи на конце может писаться -ца, а в словах какой части речи -ца не пишется? Ответ запишите в тетрадь.
Приложение № 5
Прочитайте внимательно задания уровней 1 и 2. Выберите, какое задание будете выполнять вы.
Уровень 1.
Спишите текст, раскрывая скобки.
Природа Заполярья
Природа наша скромна. Здесь тебе не попадут(?)ся деревья-великаны, не встретят(?)ся и заморские растения. Но каждый залюбует(?)ся стройными рябинками на городских улицах, прислушает(?)ся к крику чаек.
Заставят тебя улыбнут(?)ся и первые лучи долгожданного солнца. Радостно забьёт(?)ся сердце, когда прекрасное светило полностью выкатит(?)ся из-за горизонта.
Уровень 2.
Спишите текст, вставляя вместо существительных в скобках однокоренные к ним глаголы на тся/ться.
Земля постоянно меняет(?)ся. (Рождение) и гибнут острова, (извержение) вулканы; (смещение) местами кора. Не остаёт(?)ся в покое океанское дно, (перемещение) местами и суша. Кое-где она (подъём), и у континентов (появление) новые квадратные километры. Земля (движение) и сейчас!
Приложение № 6
1 вариант
Выпишите номера предложений, в которых глаголы оканчиваются на тся.
2 вариант
Выпишите номера предложений, в которых глаголы оканчиваются на ться.
- Мир освещает(?)ся знанием.
- Кто не умеет повиноват(?)ся, тот не умеет повелевать.
- Всякий человек по делу узнаёт(?)ся.
- Кто любит труд, тому без дела не сидит(?)ся.
- Любишь катат(?)ся — люби и саночки возить.
- Трус и тени своей боит(?)ся.
- Волков боят(?)ся — в лес не ходить.
- От работы руки не отнимут(?)ся.
- Лентяю и приподнят(?)ся лень.
- На миру и работа спорит(?)ся.
Приложение № 3 (ключ)
Уровень 1.
Природа Заполярья
Природа наша скромна. Здесь тебе не попадутся деревья-великаны, не встретятся и заморские растения. Но каждый залюбуется стройными рябинками на городских улицах, прислушается к крику чаек.
Заставят тебя улыбнуться и первые лучи долгожданного солнца. Радостно забьётся сердце, когда прекрасное светило полностью выкатится из-за горизонта.
Уровень 2.
Земля постоянно меняется. Рождаются и гибнут острова, извергаются вулканы; смещается местами кора. Не остаётся в покое океанское дно, перемещается местами и суша. Кое-где она поднимается, и появляются новые квадратные километры. Земля движется и сейчас!
Русский язык. 5 класс
«Глагол как часть речи»
Тип урока по основной дидактической цели: вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол как часть речи»).
Цели урока:
— развивать речь обучающихся, логическое мышление, коммуникативные навыки;
— обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
Задачи:
— развивать умение давать самооценку своей деятельности;
— самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе;
— повторить материал по теме «Знаки препинания в сложном предложении».
Планируемые результаты обучения (УУД)
предметные | метапредметные | личностные |
Знать, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, каким членом предложения является; соотносить действия с теми явлениями, которые обозначает глагол; развивать навыки постановки знаков препинания в сложном предложении | Познавательные УУД: уметь ставить и решать проблемы; регулятивные: уметь ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные: уметь работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владеть разными формами речи | Осознавать значимость самоуважения, уважения личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества |
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка. Что можно делать под эту музыку? (Танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться.)
— Какие части речи вы назвали? (Глаголы.)
— Кто из вас догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать на уроке? (Глагол как часть речи.)
Целеполагание. Мотивация.
— Прочитаем текст. Это слова русского писателя А. Югова.
Глагол — самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!
— Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
— Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Сформулируйте цель урока. На листочках в первой колонке отметьте галочкой, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Мои цели на уроке
Узнать, какие явления, помимо действия, может обозначать глагол | ||
Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол | ||
Узнать, каким членом предложения может быть глагол | ||
Повторить постановку знаков препинания в сложных предложениях | ||
Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле | ||
Пополнить свой словарный запас | ||
Отдохнуть на уроке |
— Назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой. (2-3 ученика зачитывают поставленные цели.)
Актуализация знаний
I. Работа с текстом.
— Я предлагаю вам прочитать текст (на экране).
Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках — теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.
(В. Песков)
— Определите тему, основную мысль текста. В каком предложении она выражена?
— Какими словами автор передаёт музыку, звуки весны? (Глаголами: кричат, заливается, булькает; существительными: теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.)
Запишите эти слова в два столбика:
Существительные Глаголы
— Что общего в их значениях и в чём разница? (Обозначают действие, но существительные обозначают действие как предмет.)
— Докажите, что это слова различных частей речи.
— Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение пробуждающейся природы, состояние человека.
— Выделите в словах этого столбика окончания, укажите спряжение глаголов.
— В каких случаях спряжение определяется по окончанию? (Когда окончание находится под ударением.)
— В каких случаях для определения спряжения глагол надо поставить в начальную форму? (Когда окончание находится в безударном положении.)
— Итак, что же такое глагол? Сформулируйте правило. Вспомните, что вы
уже знали о глаголе и что узнали сейчас. (Глагол — это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? Обозначает действие предмета, состояние, процесс речи и мысли, проявление или изменение признака, взаимоотношения, движение, различные звуковые явления и т.д.)
— А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были.
Отвечая на вопрос, ученики отмечают, что они сказали больше, чем дано
в правиле.
II. Развитие словарного запаса.
Работа в парах.
— На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы, объясните их значение. Как вы будете выполнять задание? Что для этого надо помнить? Что вам поможет?
Гнев –
Улыбка –
Испуг –
Тревога –
Радость –
Стыд –
Смех –
Самопроверка. (Правильный ответ на экране.)
Гнев — гневаться — чувство сильного возмущения, негодования;
Улыбка — улыбаться — испытывать радость;
Испуг — испугаться — испытать страх;
Тревога — тревожиться — испытать тревогу;
Радость — радоваться — ощутить большое душевное удовлетворение;
Стыд — стыдиться — почувствовать сильное смущение от сознания
предосудительного поступка;
Смех — смеяться — выражать радость.
Физкультминутка.
III. Групповая работа.
Задание: прочитайте текст (на экране). Озаглавьте. Определите тему, идею текста.
(На) ступила ноч.. в л..су.
По ств..лам и суч..ям толстых д..рев..ев (по)стукива..т м..ро.. хлопьями осыпа..тся лёгкий с..р..бристый ин..й. В тёмн..м высок..м неб.. видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звёзды.
Тихо, бе..звучно в зимн..м л.. су и на л..сных снежных п..лянах.
Но и в м..розн.. зимн.. ночи пр..д..лжа..тся в л..су скрытая ж..знь. По алмазной скатерт.. сн..гов пр..б..гают лё..кие ласки охотятся за мышами хорьки бе..шумно пр..л..тают над снежн.. сугробами совы. Как сказочный ч..совой, уселся на гол..м суку г..л..вастый с..венок, в н..чной т..мноте он один слыш..т и вид..т, как идёт в зимн..м л..су скрытая от людей ж..знь.
(И. Соколов-Микитов)
— Спишите текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и обозначьте орфограммы. Как вы это будете делать?
— Найдите в тексте и выпишите несколько примеров метафор, эпитетов, сравнений.
— Определите время глаголов.
— Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор.
Проверка. Каждая группа оценивает работу другой группы.
Творческое задание с последующей самопроверкой.
— Напишите сочинение-миниатюру «Весна идёт!», используя глаголы различных значений. (Лучшие работы зачитываются.)
— Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы с мнением
А. Югова? Так что же такое глагол?
Рефлексия.
— Возьмите, пожалуйста, листочки. В начале урока в левой колонке вы отмечали свои цели, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. Посмотрите, всё ли у вас получилось сегодня? А может, вы узнали больше, чем намечали? (Несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
— Были ли на уроке положительные эмоции? Покажите своё настроение при помощи мимики.
Домашнее задание.
Домашнее задание даётся на выбор (разный уровень сложности):
— Прочитать соответствующий § учебника.
— Выписать глаголы из текста, с которым работали на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают.
— Написать сочинение-миниатюру «Глагол — знакомый незнакомец», используя всё то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс
Сборник текстов в 2 частях для работы по картинам с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с искусствоведческими материалами, а также творч...
Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.
Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....