Викторина для 5 класса «В стране Языкознания»
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Викторина «В стране Языкознания» может проводиться в 5, 6 классах. Цель - заинтересовать учеников изучением русского языка, показать необходимость знаний в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_dlya_5_klassa_v_strane_yazykoznaniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для 5 класса «В стране Языкознания»

(Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. Р. Фахретдина» г. Альметьевск Гиззатуллина Л. Н.)

Ц е л ь: привлечь внимание к изучению русского языка,  показать практическую значимость русского языка, определить лучшего в знании  русского языка.

Оборудование: портреты А.Н.Толстого, И. С. Тургенева, Н.В.Гоголя, жетоны для участников.

1 часть. Литературно - музыкальная композиция о могуществе и красоте русского языка.

1вед.   Народная мудрость гласит:

             «Мал язык, а горами качает»,

             « Язык и хлебом кормит, и дело портит».

             Поэтому народ всегда ревниво оберегал язык

            от засорения и порчи, развивал и обогащал его.

2вед. « Дивной вязью плёл он невидимую сеть русского

           языка, яркого, как радуга вслед весеннему ливню,

          меткого, как стрелы, задушевного, как песня

          над колыбелью, певучего и богатого»,- писал

          А.Н.Толстой.

1вед. Лучшие качества русского языка: его

         афористичность, изумительная меткость,

         гибкость, выразительность – отрабатывались

         в произведениях УНТ: сказках, пословицах,

         русских народных песнях, с удивительной силой

         передающих гармонию русской речи.

 

Звучит русская народная песня.

2вед. Ещё в прошлом веке И. С. Тургенев писал

           о  русском языке. «Во дни сомнений, во дни

           тягостных раздумий о судьбах моей родины –

           ты один мне поддержка и опора, о великий,

           могучий, правдивый и свободный русский язык!

           Не будь тебя – как не впасть в отчаяние

           при виде всего, что совершается дома? – Нельзя

           верить,чтобы такой язык не был дан великому народу!»

           

1вед. Но, к сожалению, стало модным вместо образных,

          полных глубокого смысла слов употреблять словечки

          грубые, вульгарные, жалкие своей беспомощностью

          выразить мысль, чувства человека.

2вед. Говорят, глаза – зеркало души. Не спорим.

           Но речь человека – это тоже своего рода

           зеркало, показатель его умственного и духовного

           развития. Кто не умеет говорить, тот не умеет

          мыслить. И наоборот.

1вед. А сейчас, ребята, вы увидите сценки.

          Смотрите и слушайте их внимательно,

          попробуйте найти в высказываниях героев

          слова, употреблённые неправильно, неточно

          или выражения с речевыми ошибками.

2 часть. Вопросы и ответы.

1. Инсценировка стихотворения Ю. Благова «Тонкость выражений»

Я в автобусе стоял                        

Вдруг на повороте

Кто-то сзади мне сказал:

- Вы сейчас встаёте?

Нам к ответу бы призвать

Этого героя:

«Объясни, как может встать

 Тот, кто едет стоя?»

Но автобус не привык

Видеть суть ошибок,

Да к тому же наш язык

Беспредельно гибок,

И стараются в пути

Дяди или тёти

Всех стоящих впереди

Спрашивать: «Встаёте?»

Двух гражданок городских

Слушал я при встрече,

Заурядные у них  

Обороты речи,                            

Никаких таких примет,

Только многократно

Там, где надо, там, где нет,

Слышится  обратно:                            

 - Главк обратно ордер дал  

Нашему соседу.

 - А у нас большой скандал  

Был обратно в среду. . .

Я, бодрясь по мере сил,

У врача в передней  

Ожидающих спросил:

«Кто из вас последний?»  

И сейчас же был ответ

Выдан громогласно:

 - В наши дни последних нет.

 Я здесь крайний. . . Ясно?

 Так сострил какой-то бас,

 И не без успеха.

 Ожидающие враз

 Взвизгнули от смеха.

Но сказал я в свой черёд

Со злорадством тайным:

 - Хорошо смеётся тот,

 Кто смеётся. . . крайним!

рпрпропп

                   

- Какие речевые ошибки вы заметили?

-Как правильно говорить: сойти или выйти на остановке?

 (1 жетон)  

-Каково значение слова «обратно»?

(«Обратно» значит «направление назад, в другую сторону».)

 (1 жетон)

- Какой вопрос вы зададите, занимая очередь?

 (- Кто последний?)

 (1 жетон)                                            

2.   Инсценировка «Столько много»  (3 чел.)

Идут три подружки.

1 подружка  - Я ходила в цирк. Столько много народу!

2 подружка  - А ты что согнулась?

1 подружка  - У меня портфель тяжёлый.

2 подружка  - Не надо столько много учебников в портфель ложить.

3 подружка  - Ой, девчонки! Как вы говорите?!

1 и 2 подружки  - А что?

3 подружка  (к зрителям) - В чём ошибаются мои подружки?

   

- В чём ошибаются подружки?

(Не «столько много» народу, «столько много» учебников,

а  «так много»,  не «ложить», а «класть».)

 (2 жетона)

3.   Инсценировка стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»  (2 чел .)

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.             Судьбой доверено беречь.

Ему уже двенадцать лет.                        И я придумал не шутя:

Но говорит он до сих пор                       Пусть и его зовут Петя.

Не «коридор», а «колидор».                   – Петя! – несётся со двора, -

«Дилектор входит в                                  Тебе домой идти пора!

                                    кабинет.               – Не трогай малыша, Петя,

«Закрой магазин на обед. . .                    Ведь ты большой, а он дитя!

«Хозяйка моет стаканы…                        «Петя» обижен на ребят:

«Секёт свеклу. . .»                                    - Скажите, в чём я виноват?

«Пекёт блины. . .»                                     Я не ругался, не грубил

И до меня дошёл черёд:                              И никого не оскорбил,

Портфель он «портфелем»                       За что же среди бела дня

                                             зовёт.              Отняли имя у меня?

Но мне не зря «родную речь»                                                                    

                                                                                         

- За что же отняли имя у Пети ?

(За «колидор»,  «дилектор», «магазин», «секёт», «свеклу»,

«пекёт», «портфель».)

 (7 жетонов)

- А сейчас на сцену выходят те, кто получил жетоны.

Между ними пройдёт конкурс грамотеев.

3 часть .   Конкурс грамотеев .

  1. Прочитать слова с доски (или с экрана):

Обеспечение, творог, свекла, простыня, красивее,               облегчить, километр, договор, нефтепровод.

  1. Найти правильное словосочетание:

свободная вакансия,

биография жизни,

холодный кипяток,

моя биография,

монументальный памятник.

  1. Составьте словосочетание:

5 (яблок, яблоков),

7 (мандарин, мандаринов),

пара (носок, носков; чулок, чулков; туфель, туфлей).

 

  1. Вспомните и запишите пословицы об учении, знании.

1 вед. Пока жюри подсчитывает баллы наших грамотеев, мы      

           сыграем с вами, со зрителями. Будьте внимательны! Если

            знаете ответ, поднимайте руку и потом отвечайте.  

Игра со зрителями

  1.  Что в английском языке называется тремя буквами – АВС? (Алфавит)
  2.  Как называется полный набор посуды? (Сервиз)
  3.  В каком слове сорок гласных? (Сорока)
  4.  В каких словах по сто согласных? (Стол, сток, стог, стон)
  5.  Что принадлежит вам, а вы пользуетесь им реже, чем другие? (Ваше собственное имя)
  6.  Как «мышеловку» написать пятью буквами? (Кошка)
  7.  Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и     огурцах?  (Буква «р»)
  8.  Чем кончаются день и ночь? (Буквой «ь»)
  9.  Что стоит посредине земли? (Буква «м»)
  10.  Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «о»)
  11.  Что мы слышим в конце урока? (Звук «к»)
  12.  Назовите фамилию французского сказочника по имени Шарль. (Перро)
  13.  Кто настолько могуч, что «гоняет стаи туч»? (Ветер)

               

1 вед. Вот мы и узнали, кто у нас – самый грамотный. Поздравляем

           его! Молодец! Молодцы и те, кто принял участие в наших

           конкурсах!

 

Награждаются ученики, вышедшие в финал и набравшие большинство баллов.

2 вед. Ещё Н. В. Гоголь восхищался русским языком: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи».

1 вед.  Так давайте же ценить наш драгоценный язык. Это наше истинное богатство! Спасибо большое тем, кто принял участие в нашей викторине, тем, кто болел за своих друзей и одноклассников. Спасибо нашим артистам. И конечно же, спасибо членам жюри за их работу. До свидания. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогоднее путешествие в страну Языкознание"

Материал содержит конспект занятия, презентацию с заданиями викторины по разделам языкознания. Занятие может быть проведено с учащимися 5-6 классов....

Урок -путешествие в страну "Языкознание"

Игра можен быть использована на уроке и во внеклассной деятельности...

Путешествие в страну Языкознание

Игра для учащихся 5-6 классов...

Сценарий игры "Путешествие в страну Языкознание"

Сценарий предназначен для проведения мероприятия  в рамках предметной декады в школе для учащихся 5-7 классов...

Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие в страну Языкознания» для учащихся 5 – 9 классов

Цель мероприятия: развивать логическое мышление на материале заданий по русскому языку; расширить кругозор учащихся в области русского языка; используя материал занимательной грамматики, воспитывать и...

внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Путешествие в страну Языкознания"

У пятиклассников, путешествующих по станциям "Историческая", "Практическая", "Загадочная", "Фразеологическая", "Сказочная", "Именная", "...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Путешествие в страну Языкознания" (5 класс)

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку для 5 класса "Путешествие в страну Языкознания"...